Положение о системе наставничества

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮ ДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА пгт. Ш АХТЕРСК
УГЛЕГОРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
«08» декабри 2022 г.

№ 160-А

О внедрении модели наставничества педагогических работников в муниципальном
бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования Доме детского
творчества пгт. Шахтерск Углегорского городского округа Сахалинской области
(название образовательной организации)

В соответствии с решением общего собрания трудового коллектива муниципального
бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования Дома детского
творчества
пгт.
Шахтерск
Углегорского
городского
округа
Сахалинской
области______________________________________________________________________ _
(название образовательной организации)

от «08» декабря 2022 г. (протокол № 3).
приказываю:
1. Утвердить и ввести с «09» января 2023 г. в действие прилагаемые:
1.1 Положение о системе наставничества педагогических работников в
муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования
Доме детского творчества пгт. Шахтерск Углегорского городского округа Сахалинской
области
________________________________________________________________;
(название образовательной организации)

1.2 Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о системе
наставничества педагогических работников в муниципальном бюджетном образовательном
учреждении дополнительного образования Доме детского творчества пгт. Шахтерск
Углегорского городского округа Сахалинской области.
(название образовательной организации)

2.
Ответственным за координацию и оперативный контроль внедрения модели
наставничества педагогических работников в муниципальном бюджетном образовательном
учреждении дополнительного образования Доме детского творчества пгт. Шахтерск______
Углегорского городского округа Сахалинской области в______________________________
(название образовательной организации)

в соответствии с пунктом 1 настоящего приказа назначить заместителя директора по учебновоспитательной работе Ли Ин Сун________________________________________________ .
(название образовательной организации) (направление работы) (инициалы, фамилия)

3. Довести настоящий приказ до сведения всего педагогического коллектива.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Директор МБОУ ДО ДДТ пгт. Шахтер

. Стольная

М униципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования Дом детского творчества пгт. Шахтерск
Углегорского городского округа Сахалинской области

Согласовано
уполномоченный представитель
от работников коллектива
МБОУ ДО ДД
ахтерск
С.П.Лучкова_
__
«O S »

j V

2022Г

Положен!
о системе наставничества педагогических раб<
образовательном учреждении дополнительного образования Доме детского творчества
пгт. Шахтерск Углегорского городского округа Сахалинской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе наставничества педагогических работников в
муниципального
бюджетного
образовательного
учреждения
дополнительного
образования Дома детского творчества пгт. Шахтерск Углегорского городского округа
Сахалинской области (далее-Учреждение) разработано в соответствии с:
Распоряжением правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 273-р «Основные
принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников
Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста»;
Методическими рекомендациями по разработке и внедрению системы (целевой модели)
наставничества педагогических работников в образовательных организациях, разработанными
Минпросвещения России совместно с Профессиональным союзом работников народного
образования и науки Российской Федерации от 21.12.2021 № АЗ-1128/08 и № 657;
Приказом Министерства образования Сахалинской области от 16.11.2022 № 3.12-55 «Об
утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников
образовательных организаций Сахалинской области».
1.2. Методологической основой системы наставничества является понимание наставничества
как:
социального института, обеспечивающего передачу социально значимого профессионального
и личностного опыта, системы смыслов и ценностей новым поколениям педагогических
работников; элемента системы дополнительного профессионального образования (подсистемы
последипломного профессионального образования), которая обеспечивает непрерывное
профессиональное образование педагогов в различных формах повышения их квалификации;
составной части методической работы образовательной организации по совершенствованию
педагогического мастерства работников, включающей:
- работу с молодыми специалистами;
- деятельность по адаптации педагогических кадров в новой организации;
- работу с педагогическими кадрами при вхождении в новую должность, организацию
работы с кадрами по итогам аттестации, обучение при введении новых технологий и инноваций;
- обмен опытом между членами педагогического коллектива.
1.3. В Положении используются следующие понятия и термины:
Наставничество - форма.обеспечения профессионального становления, развития и адаптации
к квалифицированному исполнению должностных'обязанностей лиц, в отношении которых
осуществляется наставничество.

Форма наставничества - способ реализации системы наставничества через организацию
работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной ролевой
ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Персонализированная программа наставничества - краткосрочная персонализированная
программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов наставничества,
участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и
перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных
затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон.
Наставник-участник персонализированной программы наставничества, имеющий измеримые
позитивные результаты профессиональной деятельности, готовый и способный организовать
индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на основе его
профессиональных затруднений, также обладающий опытом и навыками, необходимыми для
стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Наставляемый - участник персонализированной программы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт,
развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов,
преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения (молодой педагог, только
пришедший в профессию; опытный педагог, испытывающий потребность в освоении новой
технологии или приобретении новых навыков; новый педагог в коллективе; педагог, имеющий
непедагогическое профильное образование).
Куратор - сотрудник образовательной организации, учреждения из числа ее социальных
партнеров (другие образовательные учреждения - школы, вузы, колледжи; учреждения
культуры и спорта, дополнительного профессионального образования, предприятия и др.),
который отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы) наставничества.
1.5. Система наставничества подразумевает необходимую совместную деятельность
наставляемого и наставника по планированию, реализации, оцениванию и коррекции
персональной программы наставничества.
2. Цели, задачи и принципы системы (целевой модели) наставничества педагогических
работников
2.1. Цель системы наставничества педагогических работников - создание системы
правовых,
организационно-педагогических, учебно-методических,
управленческих,
финансовых условий и механизмов развития наставничества в Учреждении для обеспечения
непрерывного
профессионального
роста
и
профессионального самоопределения
педагогических работников, самореализации и закрепления в профессии, включая
молодых/начинающих педагогов.
2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников:
разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели;
разработка и реализация программ наставничества; реализация кадровой политики, в том
числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих
участие в программе наставничества; инфраструктурное и материально-техническое
обеспечение реализации программ наставничества;
осуществление персонифицированного учета молодых специалистов и педагогов,
участвующих в программах наставничества;
проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ
наставничества, формирование баз данных программ наставничества и лучших практик;

обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в
формате непрерывного образования;
содействие повышению правового и социально-профессионального статуса
наставников, соблюдению гарантий профессиональных прав и свобод наставляемых;
оказание помощи в освоении цифровой информационно-коммуникационной среды и
методической поддержки педагогическим работникам образовательных организаций;
создание в Учреждении психологически комфортной образовательной среды
наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого
потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной профессиональной
траектории;
развитие горизонтальных связей в сфере наставничества на школьном уровне,
профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровой образовательной среды путем
внедрения в образовательный процесс разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и
дистанционных форм наставничества, увеличение числа закрепившихся в профессии
педагогических кадров, в том числе молодых/начинающих педагогов; обеспечение
формирования и развития профессиональных знаний и навыков педагога, в отношении
которого осуществляется наставничество.
2.3.
Основными принципами системы наставничества педагогических работников
являются:
- принцип научности: предполагает применение научно-обоснованных методик и
технологий в сфере наставничества педагогических работников;
- принцип системности и стратегической целостности: предполагает разработку и
реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов
системы образования на федеральном, региональном, мунйципальном уровнях и уровне
образовательной организации;
- принцип легитимности: подразумевает соответствие деятельности по реализации
программы наставничества законодательству Российской Федерации, региональной
нормативно-правовой базе;
- принцип обеспечения суверенных прав личности: предполагает приоритет интересов
личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального
развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и
наставника;
- принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в определении и
совместной деятельности наставника и наставляемого;
- принцип личной ответственности: предполагает ответственное поведение всех
субъектов наставнической деятельности (куратора, наставника, наставляемого) к внедрению
практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов
наставничества;
- принцип индивидуализации и персонализации наставничества: направлен на
сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной
траектории развития;
*
- принцип равенства: признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими
равный социальный статус с соответствующей системой прав, обязанностей, ответственности,
независимо от ролевой позиции в системе наставничества.

3. Реализация системы наставничества
3.1. Наставничество в Учреждении организуется на основании приказа. Общее
руководство, контроль организации и реализации системы наставничества осуществляет
руководитель Учреждения.
3.2. Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, назначенный
приказом руководителя Учреждения. Реализация происходит через работу куратора с двумя
базами: базой наставляемых и базой наставников.
3.3. Куратор реализации программ наставничества:
- своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о наличии в
образовательной организации педагогов, которых необходимо включить в наставническую
деятельность в качестве наставляемых;
- предлагает руководителю Учреждения для утверждения состава методического
объединения наставников для утверждения (при необходимости его создания);
- разрабатывает План мероприятий (дорожную карту) по реализации системы
наставничества педагогических работников в Учреждении;
- формирует банк данных наставников и наставляемых, индивидуальных/групповых
персонализированных программ наставничества педагогических работников;
- осуществляет координацию деятельности по наставничеству с ответственными и
неформальными представителями региональной системы наставничества, с сетевыми
педагогическими сообществами;
- организует повышение уровня профессионального мастерства наставников, в том
числе на стажировочных площадках и с привлечением наставников из других образовательных
организаций, организует совместно с руководителем Учреждения мониторинг реализации
системы наставничества педагогических работников в Учреждения;
- осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации системы
наставничества в Учреждении, оценку вовлеченности педагогов в различные формы
наставничества и повышения квалификации педагогических работников;
- формирует итоговый аналитический отчет о реализации системы наставничества,
реализации персонализированных программ наставничества педагогических работников.
3.4. Наставляемыми могут быть педагоги:
- молодые специалисты;
- находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости, в
процессе адаптации на новом месте работы;
- желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТкомпетенциями и т.д.
3.5. Наставниками могут быть:
- педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического
опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
- ветераны педагогического труда;
- молодые специалисты, готовые профессионально решать практические задачи по
вопросам новых тенденций, технологий, имеющие необходимые знания и обладающие
определенными навыками.
,'
3.6. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от
потребностей 0 0 в целом и от потребностей участников образовательных отношений.

Участие наставников и наставляемых в целевой модели наставничества основывается
на добровольном согласии, что подтверждается письменно. Формирование наставнических
пар, групп осуществляется на добровольной основе и утверждается приказом руководителя
Учреждения.
С наставниками, приглашенными из внешней среды, составляется договор о
сотрудничестве.
3.7.
Учреждение разрабатывает материалы анкетирования с целью выявления
профессиональных затруднений педагогических работников. На основании результатов
анкетирования разрабатываются персонализированные программы, срок реализации которых
составляет от 3 месяцев до 1 года.
4. Мониторинг и оценка результатов внедрения системы наставничества
Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система
сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или
отдельных ее элементах.
Анализу/мониторингу внедрения (применения) системы наставничества подлежат:
- организация внедрения (применения) и управление;
- нормативное правовое и информационно-методическое обеспечение;
- кадровые педагогические ресурсы, успешное взаимодействие внутреннего и внешнего
контуров;
удовлетворенность педагогических работников, принявших участие в
персонализированных программах наставничества и др.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
оценка качества процесса реализации персонализированных программ
наставничества;
- оценка личностно-профессиональных изменений наставника и наставляемого
(мотивационно-личностные характеристики, наращивание компетенций, профессиональный
рост, социальная активность, динамика образовательных результатов, оценку эффективности
работы наставников).
Сравнение изучаемых личностных характеристик участников наставничества проходит
на «входе» и «выходе» реализуемого плана. Мониторинг проводится куратором и
наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый.
5. Права и обязанности участников наставнической деятельности
5.1. Обязанности наставника:
Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных
актов, определяющих права и обязанности.
Разработать совместно с наставляемым план наставничества. Помогать наставляемому
осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития.
Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и
открытого диалога. Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но
обсуждать с ним долгосрочную перспективу и будущее.
Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого и указывать на
риски и противоречия. Не навязывать наставляемому Собственное мнение и позицию, но
стимулировать развитие у наставляемого своего индивидуального видения. Оказывать
наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивировать, подталкивать и
ободрять его.

Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать
его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать
развитию общекультурного и профессионального кругозора.
Подводить итоги наставнической программы с формированием отчета о проделанной
работе с предложениями и выводами.
5.2. Права наставника:
Вносить
на рассмотрение
администрации
Учреждения предложения
по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
Защищать профессиональную честь и достоинство. Знакомиться с жалобами и другими
документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
Проходить обучение с использованием федеральных программ.
Получать психологическое сопровождение. Участвовать в конкурсах наставничества на
уровне Учреждения, городских, региональных и всероссийских, международных.
5.3. Обязанности наставляемого:
Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных
актов, Устава образовательной организации, определяющих права и обязанности.
Разработать совместно с наставляемым план наставничества. Выполнять этапы
реализации плана наставничества.
5.4. Права наставляемого:
Вносить
на рассмотрение
администрации
Учреждения
предложения
по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством. Рассчитывать на оказание
психологического сопровождения.
Участвовать во конкурсах наставничества на уровне Учреждения, городских,
региональных и всероссийских, международных.
Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.
6. Механизмы мотивации и поощрения наставников
Размеры выплат компенсационного характера работнику за реализацию наставнической
деятельности устанавливаются локальными нормативными актами в соответствии с
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Нематериальные способы стимулирования предполагают комплекс мероприятий,
направленных на повышение общественного статуса наставников, публичное признание их
деятельности и заслуг:
- рекомендация наставника для включения в резерв управленческих кадров органов
государственной власти различных уровней и органов местного самоуправления;
- учет наставнической деятельности при проведении аттестации, конкурса на занятие
вакантной должности (карьерный рост), выдвижении на профессиональные конкурсы
педагогических работников, в том числе в качестве членов жюри;
- награждение наставников дипломами/благодарственными письмами (на официальном
сайте образовательной организации, в социальных сетях), представление к награждению
ведомственными наградами, поощрение в социальных программах;
- участие в фестивалях, форумах, конференциях наставников на региональном и
федеральном уровнях;
.
‘
- участие в конкурсах на лучшего наставника муниципалитета (региона/Российской
Федерации) с вручением премий.

6.1. Материальное поощрение наставников
В целях материального поощрения наставнику начисляется надбавка к окладу в размере 15 %,
указанном в приказе о назначении наставника. Оплата работы наставника определяется с
учетом количества наставляемых и уровня их подготовки.
7. Документы, регламентирующие организацию наставнической деятельности в
Учреждении.
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
- НПБ о внедрении системы (целевой модели) наставничества федерального и
регионального уровней;
- приказ «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических
работников (с приложениями: Положение о системе наставничества педагогических
работников в Учреждении, Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения о
системе наставничества педагогических работников в образовательной организации);
- приказ о назначении куратора реализации системы наставничества в Учреждении;
- приказ о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их
участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической
деятельностью, персонализированные Программы наставничества;
- протоколы заседаний педагогического, методического совета, методических
объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества;
- материалы анкетирования, диагностики, мониторинговых и оценочных процедур;
- методические материалы для наставника и наставляемого;
- банк данных наставников и наставнических практик и программ;
- документы о материальном и нематериальном стимулировании наставников.
8. Ожидаемые результаты внедрения и реализации системы наставничества
8.1. Результатом внедрения и реализации системы наставничества педагогических
работников является создание эффективной среды наставничества, включающей:
- непрерывный профессиональный рост, личностное развитие и самореализацию
педагогических работников, рост числа закрепившихся в профессии молодых/начинающих
педагогов;
- развитие профессиональных перспектив педагогов старшего возраста в условиях
цифровизации образования, методическое сопровождение системы наставничества
образовательной
организации.
цифровую
информационно-коммуникативную
среду
наставничества;
- обмен инновационным опытом в сфере практик наставничества педагогических
работников.
8.2. Результаты успешной реализации персонализированной программы наставничества:
- улучшение образовательных результатов и у наставляемого, и у наставника;
- повышение уровня мотивированности и осознанности наставляемых в вопросах
саморазвития и профессионального самообразования;
- степень включенности наставляемого в инновационную деятельность образовательной
организации;
- увеличение числа педагогов, планирующих статр наставниками и наставляемыми в
ближайшем будущем, а также участие в конкурсах профессионального мастерства;
- актуализация кадрового резерва управленческих кадров;
- успешное прохождение аттестации педагогических работников и др.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».