ПДО Белецкая И.К

Пояснительная записка
Театр - вечное, неувядающее искусство. И ему предстоит сыграть ведущую роль в
культурном строительстве нового тысячелетия. Объединение людей разных культур и
национальностей, выработка универсальных языков и единых ценностей - вот та задача,
которая стоит перед человечеством. И Театр поможет человечеству выполнить эти задачи.
Театр – искусство действия. На сцене идеи и образы раскрываются, прежде всего, в
словесных и физических действиях живого человека.
Актуальность программы
Театр – искусство коллективное, здесь от успеха каждого зависит успех общего
дела. Данная программа позволяет объединить обучающихся в процессе коллективной
творческой деятельности, направленной к достижению единой цели, воспитывать у ребят
ответственность за порученный участок работы, и, что очень важно, дает возможность
обучения на конкретных делах, дает зримый, общественно значимый результат. При этом
дети получают навык коллективного труда, решения как организационных, технических,
так и творческих, художественных задач, что пригодится в дальнейшем в любой сфере
деятельности. На каждом занятии дети приобретают теоретические знания и практические
навыки. Все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.
Для физического совершенствования в курс программы включен раздел
сценическое движение и обучение ритмопластике.
Программа объединяет в себе различные аспекты театрально - творческой
деятельности: сценическая речь, сценическое движение необходимые как для
профессионального становления, так и для практического применения в жизни.
Программа занятий объедения «Театр» разработана на основе: «Детско –
юношеский театр мюзикла: программа, разработки занятий, рекомендации» Е.А.
Гальцова- Волгоград: Учитель, 2009 -265с. «Театральная деятельность» автор А.В.
Щеткин, Москва: Мозаика - Синтез 2010 – 127с.
Направленность программы: художественная
Уровень программы: базовый. Предполагает освоение умений и навыков по актерскому
мастерству, сценической речи и ритмопластике.
Отличительная особенность программы в том, что учебно-воспитательный
процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ
зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление
знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются,
что способствует формированию нравственных качеств у обучающихся объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает
запросам
различных
социальных
групп
нашего
общества,
обеспечивает
совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Категория учащихся
Программа актуальна для обучающихся 7-18 лет. В группу принимаются дети, у
которых нет первоначальных знаний в области театрального искусства. Запись в
объединение проводится на добровольной основе, по заявлению родителей (их законных
представителей).
Учебные занятия в разновозрастных группах проводятся с
дезинфицированным подходом (постоянная смена деятельности: обязательно физминутки
и упражнения на релаксацию). Конкретная продолжительность учебных занятий, а так же
перемен между ними предусматриваются с Уставом учреждения.
Объем программы: 1-2 год -216 часов, 3 год- 324 часа
Срок реализации программы: 3 года
Язык реализации программы: Государственный язык РФ - русский
Режим занятий: 1 и 2 год 2 раз в неделю, 3 год-3 раза в неделю, продолжительность
занятия – 3 академ. часа. В конце каждого часа предусмотрен пятнадцатиминутный
перерыв (отдых, проветривание помещений)
2

Форма обучения: очная и дистанционная (онлайн, офлайн)
Цель программы: создание максимально благоприятных условий для раскрытия
индивидуального творческого потенциала каждого из обучающихся объединения
независимо от особенностей его характера, социального положения и других
особенностей, создание театрализованных постановок, выразительных, ярких,
запоминающихся, несущих добро и радость.
Задачи I года обучения:
- познакомить с миром театрального искусства;
- сформировать культуру поведения в театре;
- познакомить с театральными профессиями;
- познакомить с основами сценической речи и сценического движения;
-развивать творческие способности (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на
себя роль);
- познакомить с основами грима;
- познакомить с театральными терминами;
- развивать интерес к художественной детской литературе; психологические процессы
(восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти, и др.),
коммуникабельности;
- формировать понимание детьми того, что спектакль – коллективное дело.
Задачи II года обучения:
- развивать культуру поведения в театре;
- развивать актёрские способности (умение взаимодействовать с партнером, создавать
образ героя, работать над ролью);
- развитие сценической речи и сценического движения;
-воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры;
- воспитание творческой активности подростка, ценящей в себе и других такие качества,
как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Задачи III года обучения:
- продолжать знакомить с историей театрального искусства;
- развивать технику и культуру речи;
- формировать способность к пластической импровизации;
- учить согласовывать свои действия с другими детьми;
- освоить основы режиссуры;
- организация театрального представления.
Ожидаемый результат
К концу I года обучения, обучающие должны
знать:
- особенности театра как вида искусства, иметь представление о видах и жанрах
театрального искусства;
- основы сценического движения;
- основы сценической речи (упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики);
- основные правила поведения на сцене во время репетиции;
- основы работы с гримирования
- театральны термины
уметь:
- ориентироваться в пространстве сцены;
3

- концентрировать внимание на выполнении задания педагога во время
репетиции;
- находить внутренний зажим;
- определять недостатки дикции;
- произносить сценический текст;
- владеть первичными навыками управления дыханием;
- управлять своим вниманием;
- работать с гримом.
К концу II года обучения, обучающие должны
знать:
- виды театрального искусства, о взаимосвязи театра с другими видами искусства;
- культуру поведения в театре;
- этапы работы над спектаклем;
- упражнения по развитию сценической речи;
уметь:
-выполнять сценические движения (пластичность, гибкость, выразительность);
- находить верное органическое поведение в предлагаемых обстоятельствах;
- сочинять, подготавливать и выполнять этюды;
- пользоваться словесными воздействиями, размещать тело в сценическом пространстве;
- накладывать грим и ухаживать за лицом;
- менять голос в зависимости от роли.
К концу III года обучения, обучающие должны
знать:
- историю становления профессионального театра;
- закон логического построения речи;
- о характере и развитии характера героя в столкновении с другими действующими
лицами;
- основы режиссуры;
- организацию театрализованного представления;
уметь:
- выполнять артикуляционные упражнения;
- принять навыки и умения в работе с текстом;
- импровизировать;
- самостоятельно работать над ролью, вносить корректировку в исполнение своей роли от
спектакля к спектаклю;
- реализовать режиссёрские знания в постановке спектаклей.
- культурно воспринимать реакцию зрителей;
Принцип построения программы концентрированный (углубление знаний и умений
по каждому году обучения). В работе используются педагогические принципы:
-принцип учета индивидуальности каждого ребенка (психологические особенности
детей при обучении)
-принцип положительной перспективы, при оценке созданного (критиковать,
подчеркивая крупицы интересного, давая идею их развития)
-принцип личностной оценки каждого ребенка без сравнения с другими детьми,
помогающий детям почувствовать свою неповторимость и значимость для группы.)

4

№
п/п
1
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
2
2.1
2.2
2.3
3
3.1
3.2
4
4.1
4.2
4.3
4.4
5
6

7

№
п/п

Наименование раздела

Содержание программы
Учебный план на 1 год обучения
Всего
часов

теор
ия

прак
тика

Общие понятия о театральной
деятельности
Вводное занятие.
История театра
Театр и профессии.
Театральный словарь
Культура общения.
Сценическая речь.
Работа над дыханием
Артикуляционная гимнастка
Работа над скороговорками, стихами, сказками.
Сценическое движение.
Театральная игра
Ритмопластика
Актерское мастерство.
Основы системы Станиславского
Работа актера над собой
Этюды, мини-спектакли, спектакли
(репетиции)
Работа с обучающими над ролью.
Основы грима.
Самостоятельная творческая работа

24

18

6

3
9
3
3
6
51
15
15
21
45
21
24
69
6
27
27

2
5
3
3
5
11
3
3
5
6
3
3
22
6
7
6

1
4
1
40
12
12
16
39
18
21
47
20
21

9
9
15

3
3
3

6
6
12

Итоговое занятие

3

-

3

итого

216

64

152

Наименование раздела

Учебный план на 2 год обучения

1.1
1.2
1.3
2
2.1

Общие понятия о театральной
деятельности
Вводное занятие.
Театральное искусство
Культура общения.
Сценическая речь.
Дыхание, дикция, голос

2.2
3
3.1
3.2
4

Артикуляционная гимнастка
Сценическое движения.
Театральная игра
Ритмопластика
Актерское мастерство.

1

5

Всего
часов

теория

прак
тика

18

13

5

3
6
9
48
24

3
5
5
6
3

1
4
42
21

24
45
24
21
78

3
7
4
3
18

21
38
20
18
60

Форма
контроля

Опрс,
театральная
игра,
наблюдение

наблюдение,
сам.раб.,

наблюдение

Опрос,
наблюдение,
Практическая
работа,
спектакли
Сам.раб.
Наблюдение,
участие
в
конкурсах
Спектакль,
контрольное
задание

форма контроля

Опрос,
театральная
игра
Наблюдение,
сам.раб.
Наблюдение,
сам.раб.
Наблюдение,

4.1
4.2
4.3

Работа актера над собой
Этюды, мини-спектакли, спектакли (репетиции)
Работа с обучающими над ролью.

30
33
15

6
6
6

24
27
9

5
6

Основы грима.
Самостоятельная творческая работа

9
15

6
3

3
12

Итоговое занятие

3

-

3

итого

216

54

162

7

№
п/п

Учебно - тематический план на 3 год обучения.
Наименование раздела
Всего теори прак
часов я
тика
15

11

4

1.1
1.2
1.3
2
2.1
2.2
3
3.1
3.2
4
4.1
4.2
4.3
5
6

Общие понятия о театральной
деятельности
Вводное занятие.
История театра
Культура общения.
Сценическая речь.
Дыхание, дикция, голос
Артикуляционная гимнастка
Сценическое движения.
Театральная игра
Ритмопластика
Актерское мастерство.
Работа актера над собой
Этюды, мини-спектакли, спектакли
Работа с обучающими над ролью.
Основы режиссуры
Сам. творческая работа

3
6
6
60
30
30
63
39
24
150
54
69
21
18
15

3
6
2
12
6
6
6
3
3
21
6
9
3
6
3

4
48
24
24
57
36
21
126
48
60
18
12
12

7

Итоговое занятие

3

-

3

итого

324

59

264

1

6

сам.раб.
Практическая
работа,
спектакли
Опрос, сам.раб
Наблюдение,
участие
в
конкурсах
Спектакль,
контрольное
задание

форма
контроля

опрос

наблюдение,
сам.раб
наблюдение
наблюдение,
практическая
работа,
спектакли
опрос
Участие в
конкурсах
Спектакль,
контрольное
задание

Краткое содержание программы 1 года обучения
1. Общие понятия о театральной деятельности
Теория:1.1знакомство с детьми. С правилами поведения в творческом
объединении, рассказ о плане работы творческого объединения.
1.2 Знакомство с театром как видом искусства. Скоморохи – первые профессиональные
актеры на Руси, их популярность в народе. Преследование скоморохов со стороны
государства и церкви.
1.3 Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат коллективного
творчества. Кто есть, кто в театре. Актер – «главное чудо театра».
1.4 Знакомств с театральными терминами.
1.5 Культура поведения в театре.
Практика: 1.1различные формы общения между детьми с помощью театральной
игры. Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим)».
Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».
1.2 Праздники «Масленица», «Рождественские посиделки», «Сочельник и Коляда» и т.д.
2. Сценическая речь
Теория:2.1 речь в повседневной жизни, в творчестве актёра. Основы практической
работы над голосом.2.2 Анатомия, физиология и гигиена речевого аппарата.2.3Текст и
подтекст литературного произведения. Возможность звучащим голосом рисовать ту или
иную картину.
Практика:2.1гимнастика для укрепления диафрагмы и межреберных мышц.
2.2 Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти, губ и языка. Артикуляция
гласных. Звукоряд гласных. Артикуляция согласных в парах (глухой-звонкий).
Тренировка артикуляции гласных и согласных звуков в сочетаниях.
2.3Анализ художественных произведений. Разучивание поговорок, скороговорок;
отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления
речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса, его силой и подвижностью»
Интонационные упражнения (приложение № 4, 5).
Работа над художественным произведением. Подготовка чтецкого репертуара.
Работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий,
являющихся поворотными моментами в развитии действия. Определение главной темы
пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра
спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле
спектакля.
3. Сценическое движение
Теория: рассказ о различных видах парных и групповых упражнениях, упражнения
на расслабление и напряжение различных групп мышц и т.д.
Практика: театральная игра (ориентирование в пространстве, сосредоточение на
выполнении индивидуального задания); пластика и дыхание, пластическая импровизация.
Движение в пространстве. Взаимодействие с партнером. Работа с предметом.
4. Актёрское мастерство
Теория: 4.1 познакомиться с основами системы К. Станиславского.
4.2 Работа актера над образом. Работа с текстом. Метод действенного анализа. 4.3
Понятие этюд. Возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения
своего поведения место, время, ситуацию, партнеров.
Практика:4.1 упражнения на развитие сценического внимания, на коллективную
согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие
7

ситуации «Что будет, если я буду играть один…»; превращения заданного предмета с
помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).
4.2. Отношение к событию (оценка факта). Упражнения на развитие фантазии и
воображения. Упражнения на память физических действий.
4.3. Этюды на воображения. Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с
реквизитом и бутафорией, в костюмах. Репетиции с музыкальным оформлением, сводные
репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная
репетиция. Обсуждение этюдов и спектаклей.
5. Основы режиссуры
Теория: профессия - режиссёр
Практика: постановка спектакля (выбор пьесы, репетиции и т.д.)
6. Самостоятельная творческая работа
Теория: ознакомления с положениями о конкурсах и фестивалях
Практика: подготовка к участию в конкурсах и фестивалях различного уровня.
7. Итоговое занятие
Показ театрализованного представления или спектакля. Анализ работы. Подведение итога
за год.
Краткое содержание программы 2 года обучения
1. Общие понятия о театральной деятельности
Теория:1.1 знакомство с детьми. С правилами поведения в творческом
объединении, рассказ о плане работы творческого объединения.
1.2 Опера, балет, оперетта, мюзикл. Общее и специфическое в каждом жанре. Работа
композитора. Либретто. Значение сценографии. Хореография.
1.3. Культура поведения в театре. Пополнение театрального словаря
Практика:1.2 просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями,
1.3различные формы общения между детьми с помощью театральной игры. («Веселые
правила хорошего тона», «Узнай себя», «Хочу, не хочу и надо» и т.д.)
2. Сценическая речь
Теория: 2.1Техника речи - дыхание, голос, дикция. Основы сценической «лепки»
фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и
сложная. Основа и пояснение фразы.
2.2 Артикуляция звуков, ударение в слове. Текст и подтекст литературного произведения
Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину. Анализ художественного
произведения на примере короткого рассказа, эпического стихотворения, баллады.
Практика:2.1 Дыхательная гимнастика и движение. Развитие речевого голоса.
Развитие силы звука.2.2Артикуляционная гимнастика. Тренировка артикуляции гласных и
согласных в сочетаниях. Орфоэпия гласных и согласных. Тренировка артикуляции
гласных и согласных в скороговорках, стихотворной речи и прозе. Анализ художественного
произведения на примере короткого рассказа, эпического стихотворения, баллады. Подготовка
конкурсам чтецов (Живое – слово и т.д.) Выразительное чтение - интонация, пауза, темп,
ритм, тембр голоса, разучивание поговорок, скороговорок. Интонационные упражнения.
3. Сценическое движение
Теория: 3.1 Пластика и дыхание. Внутреннее движение. Импульс. Образы
движения. 3.2 Рассказ о различных видах парных и групповых упражнениях, упражнения
на расслабление и напряжение различных групп мышц и т.д.
8

Практика: 3.1Театральная игра (ориентироваться в пространстве, сосредоточиваться
на выполнении индивидуального задания); 3.2 Пластика и дыхание. Органика и поиск
собственных выразительных средств. Взаимодействие с партнером. Работа с предметом.
4. Актёрское мастерство
Теория:4.1 Работа актера над образом. Работа с текстом. Действия для достижения
поставленной цели. «Я» в предлагаемых обстоятельствах.
4.2 Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа.
Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.
Практика:4.1 Упражнения на развитие сценического внимания. Отношение к
событию (оценка факта). Упражнения на развитие фантазии и воображения. Упражнения
на память физических действий. 4.2 Этюдно-постановочная работа по ролям. Работа над
спектаклем. Постановка и обсуждение этюдов и спектаклей.4.3 Индивидуальная работа.
5. Основы грима
Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из
способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный. Способы
накладывания грима.
Практика: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев
выбранной пьесы. Накладывание грима воспитанниками друг другу.
6. Самостоятельная творческая работа
Теория: ознакомления с положениями о конкурсах и фестивалях
Практика: подготовка к участию в конкурсах и фестивалях различного уровня.
7. Итоговое занятие
Показ театрализованного представления или спектакля. Анализ работы. Подведение итога
за год.
Краткое содержание программы 3 года обучения
1. Общие понятия о театральной деятельности
Теория:1.1 знакомство с детьми. С правилами поведения в творческом
объединении, рассказ о плане работы творческого объединения.
1. Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Место театра в
жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства:
драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол,
и телетеатр.
1.3Культура поведения в театре. Пополнение театрального словаря
Практика:1.3просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями,
различные формы общения между детьми с помощью театральной игры. («Веселые
правила хорошего тона», «Узнай себя», «Хочу, не хочу и надо» и т.д.)
2. Сценическая речь
Теория:2.1 Техника речи - дыхание, голос, дикция. 2.2 Артикуляционная гимнастика.
Тренировка артикуляции гласных и согласных в сочетаниях. Тренировка артикуляции гласных
и согласных в скороговорках, стихотворной речи и прозе. Дыхательная гимнастика и
движение. Анализ художественного произведения на примере лирического стихотворения,
психологической прозы, произвольного отрывка. Развитие силы звука. Развитие речевого
голоса.
Практика:2.1 Дыхательная гимнастика и движение. Развитие речевого голоса. Развитие силы
звука.2.2Артикуляционная гимнастика. Тренировка артикуляции гласных и согласных в
9

сочетаниях. Орфоэпия гласных и согласных. Тренировка артикуляции гласных и
согласных в скороговорках, стихотворной речи и прозе. Анализ художественного
произведения на примере короткого рассказа, эпического стихотворения, баллады. Подготовка
конкурсам чтецов (Живое – слово и т. д.) Выразительное чтение - интонация, пауза, темп,
ритм, тембр голоса, разучивание поговорок, скороговорок. Интонационные упражнения.
3. Сценическое движение
Теория: 3.1Пластика и дыхание. Внутреннее движение. Импульс. Образы
движения.
3.2 рассказ о различных видах парных и групповых упражнениях,
упражнения на расслабление и напряжение различных групп мышц и т. д.
Практика: 3.1 театральная игра (ориентироваться в пространстве, сосредоточиваться
на выполнении индивидуального задания); 3.2 Пластика и дыхание. Органика и поиск
собственных выразительных средств. Взаимодействие с партнером. Работа с предметом.
4. Актёрское мастерство
Теория:4.1 Работа актера над образом. Метод физических действий. Психофизический
жест. Сквозное действие роли. Внешняя характерность. Метод действенного анализа.
4.2 Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа.
Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог.
Практика:4.1 упражнения на развитие сценического внимания. Отношение к
событию (оценка факта). Упражнения на развитие фантазии и воображения. Упражнения
на память физических действий. 4.2 Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях,
с реквизитом и бутафорией, в костюмах. Репетиции с музыкальным оформлением,
сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная
репетиция. Обсуждение этюдов и спектаклей.
4.3 Индивидуальная работа.
5. Основы грима
Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из
способов достижения выразительности: обычный, эстрадный, характерный. Способы
накладывания грима.
Практика: приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев
выбранной пьесы. Накладывание грима обучающимися друг другу.
6. Самостоятельная творческая работа
Теория: ознакомления с положениями о конкурсах и фестивалях
Практика: подготовка к участию в конкурсах и фестивалях различного уровня.
Итоговое занятие
Показ театрализованного
Подведение итога за год.
7

представления

или

спектакля.

Анализ

работы.

Организационно-педагогические условия реализации программы
Учебно-методическое обеспечение программы
Театральная деятельность способствует нравственному воспитанию, обогащает
детей новыми впечатлениями, развивает интерес к театру, литературе, музыке, формирует
речь, активизирует словарь. Кроме того, театральная деятельность носит
психопрофилактический характер, так как помогает эмоционально и физически
разряжаться.
10

Формирование нравственных начал происходит через работу и в качестве
самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это в свою
очередь способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и
нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические –
ознакомление с литературным произведением, распределение ролей, показ педагогом
способа действия и т.д., так и практические занятия – подготовка и проведение
спектаклей, игры-импровизации, драматизация знакомых сказок. Доминантной формой
обучения является игровая деятельность (специальные театральные игры, этюды,
упражнения по ритмопластике и культуре речи). Структура занятия зависит от цели,
каждое новое занятие несет в себе какой-то новый элемент: упражнение, задание или
игру. Заканчивается занятие всегда эмоционально-занимательными или подвижными
играми. Так же основными формами занятий являются:
 упражнения, тренинги;
 дискуссии, обсуждения (спектаклей, ролей);
 открытое занятие;
 репетиции – разбор сюжетной линии, определение ряда сцен, «разводка» сцен;
 мини – спектакли;
 спектакли;
 творческие конкурсы, викторины внутри коллектива объединения
 публичные выступления;
 совместные мероприятия с другими объединениями

11

Раздел, тема

Формы
проведение

Методическое обеспечение 1 года обучения.
Методы обучение

Оборудование,
дидактический
материал
 Общие понятия о театральной деятельности

1.1Вводное занятие

Коллективная,
групповая

Беседа, рассказ, показ,

1.2 История театра

Коллективная,
групповая

Рассказ, показ.

TV, DVD, CD – диски,
иллюстрации, фотографии

1.3 Театр и профессии

Коллективная,
групповая
Коллективная,
групповая

Рассказ, показ, анализ

иллюстрации, фотографии

Беседа, рассказ,
анализ

Театральный словарь,
иллюстрации, фотографии

Коллективная,
групповая

Беседа, игра,
обсуждение

1.4 Театральный словарь
1.5 Культура общения
2.1 Работа над дыханием
2.2 Артикуляционная
гимнастка

групповая
индивидуал.,
коллективная
Коллективная,
групповая

2.3 Работа над
скороговорками,
стихами, сказками.

групповая
индивидуал.,
коллективная

3.1 Театральная игра

групповая
индивидуал.,
коллективная

TV, DVD, CD – диски

Мяч, зеркало

2.Сценическая речь
Беседа – обсуждение,
игра
Беседа, показ

артикуляционная гимнастика
(приложение № 4)

Беседа, показ, игра,

скороговорки, стихи,
художественная литература

3. Сценическое движение
Беседа, показ, игра,
Коврик, карточки с заданием

Ожидаемый результат

Знакомство детей между собой, с
планом работы объединения,
ознакомление с инструкцией по ТБ
Начальные сведения о традициях театра
разных систем и традиционного
русского театра.
Интерес у детей
к театральным профессиям
Умение пользоваться основными
понятиями и терминологией
театрального искусства
Культура поведения в театре. Общение
между детьми.
Выполнять упражнения на укрепление
полученных навыков по дыханию,
голосу
Дыхание, ударение, дикция, интонация,
темп, голос.
Выразительная речь, чтение.

Представлять движения в воображении
и мыслить образами

3.2 Ритмопластика

групповая
индивидуал.,
коллективная

4.1 Основы системы
Станиславского

Коллективная,
групповая

4.2 Работа актера над
собой

Коллективная,
групповая

4.3 Этюды, миниспектакли, спектакли

Коллективная,
групповая

4.4 Индивидуальная
работа с обучающими
над их
ролью.
5 .Основы грима

Индивидуальная

7.Итоговое занятие

Раздел, тема

Коллективная,
групповая
Коллективная

Формы
проведение

Показ, рассказ, игра

Коврик, иллюстрации

4. Актерское мастерство
Рассказ, упражнения
DVD, CD – диски,
магнитофон, TV (приложение
№
Тренинг, упражнения, реквизит, декорация, костюм,
рассказ
магнитофон, CD – диски,

Показ этюда,
спектакля, творческие
задание
Беседа, показ

реквизит, декорация, костюм,
магнитофон, CD – диски,

Беседа, показ

иллюстрации, фотографии
(приложение №
реквизит, декорация, костюм,
грим, магнитофон, CD – диски

Показ спектакля,
театрализованного
представления
обсуждение

DVD, CD – диски,
магнитофон, TV

Методическое обеспечение 2 года обучения.
Методы обучение

Оборудование,
дидактический
материал
1. Общие понятия о театральной деятельности

2

Выполнение простых пластических
импровизаций
Знать теоретические основы актерского
мастерства.
находить верное органическое
поведение в предлагаемых
обстоятельствах;
- раскрывать действенную природу
слова в действии;
Читка пьесы, распределение ролей,
обсуждение характеров персонажей,
репетиции. Организация работы актёров
- анализировать постановочный
материал;
- работать над ролью;
- создавать точные актерские образы.
Знать историю и виды грима;
основные приемы гримирования.
Коллективный анализ над проделанной
работой

Ожидаемый результат

1.1Вводное занятие

Коллективная
групповая

Беседа, рассказ, показ,

TV, DVD, CD – диски

1.2 Театральное
искусство

Коллективная
групповая

Рассказ, показ.

1.3 Культура общения

Коллективная
групповая

Беседа, игра,
обсуждение, анализ

2.1 Дыхание, дикция,
голос

групповая
индивидуал.,
коллективная

2.Сценическая речь
Беседа – обсуждение,
Слоговая таблица
игра
скороговорки, стихи,
художественная литература

2.2 Артикуляционнаягимнастка

Коллективная
групповая

3.1 Театральная игра

групповая
индивидуал.,
коллективная
групповая
индивидуал.,
коллективная

3.2 Ритмопластика

4.1 Работа актера над
собой

Коллективная
групповая

TV, DVD, CD – диски,
иллюстрации, фотографии
Мяч, зеркало

Беседа, показ

Знакомство детей между собой, с планом
работы объединения, ознакомление с
инструкцией по ТБ
Дети знают виды театрального
искусства, о взаимосвязи театра с
другими видами искусства;
пополняют театральный словарь
Дети понимают, что вся работа зависит
от дисциплины, уважения и обстановки
в коллективе. Общение между детьми.
Выполнять упражнения на укрепление
полученных навыков по дыханию,
голосу. Выразительная речь, чтение.

артикуляционная гимнастика
(приложение № 4)
3. Сценическое движение
Беседа, показ, игра,
Коврик, карточки с заданием
(приложение№

Дыхание, ударение, дикция, интонация,
темп, голос.

Показ, рассказ, игра

Выполнение пластических импровизаций

Коврик, иллюстрации

4. Актерское мастерство
Тренинг, упражнения, реквизит, декорация, костюм,
рассказ, анализ
магнитофон, CD – диски,

3

Представлять движения в воображении и
мыслить образами

находить верное органическое поведение
в предлагаемых обстоятельствах;
- раскрывать действенную природу слова
в действии;
анализировать постановочный материал

4.2 Этюды,миниспектакли, спектакли

Коллективная
групповая

Показ этюда,
спектакля, творческие
задание

реквизит, декорация, костюм,
магнитофон, CD – диски,

Читка пьесы, распределение ролей,
обсуждение характеров персонажей,
репетиции. Организация работы актёров

4.3 Индиви-дуальная
работа с обучающими
над их
ролью.
5 .Основы грима

Индивидуальная

Беседа, показ

DVD, CD – диски,
магнитофон, TV

Коллективная,
групповая

Беседа, показ

иллюстрации, фотографии

7.Итоговое занятие

Коллективная

Показ спектакля,
театрализованного
представления
обсуждение

реквизит, декорация, костюм,
грим, магнитофон, CD – диски

- анализировать постановочный
материал;
- работать над ролью;
-создавать точные актерские образы.
основные приемы гримирования,
самостоятельно накладывать
коррективный грим
Коллективный анализ над проделанной
работой

Раздел, тема

1.1Вводное занятие
1.2 История театра
1.3 Культура общения

2.1 Дыхание, дикция,
голос

Формы
проведение
Коллективная,
групповая
Коллективная,
групповая
Коллективная,
групповая
групповая
индивидуал.,
коллективная

Методическое обеспечение 3 года обучения.
Методы обучение

Оборудование,
дидактический
материал
1. Общие понятия о театральной деятельности
Беседа, рассказ,
TV, DVD, CD – диски
показ,
Рассказ, показ.
Беседа, игра,
обсуждение, анализ

TV, DVD, CD – диски,
иллюстрации, фотографии
Мяч, зеркало

2.Сценическая речь
Беседа –
Слоговая таблица скороговорки,
обсуждение, игра
стихи, художественная
литература
4

Ожидаемый результат

Знакомство детей между собой, с планом
работы объединения, ознакомление с
инструкцией по ТБ
Знают историю театров,
пополняют театральный словарь
Дети понимают, что вся работа зависит
от дисциплины, уважения и обстановки в
коллективе. Общение между детьми.
Выполнять упражнения на укрепление
полученных навыков по дыханию,
голосу. Выразительная речь, чтение.

2.2 Артикуляционная
гимнастка

Коллективная,
групповая

3.1 Театральная игра

групповая
индивидуал.,
коллективная
групповая
индивидуал.,
коллективная

3.2 Ритмопластика

4.1 Работа актера над
собой

Коллективная,
групповая

4.2 Этюды,миниспектакли, спектакли

Коллективная,
групповая

4.3 Индивидуальная
работа с обучающими над
их
ролью.
5.Основы грима

Индивидуальная

7.Итоговое занятие

Беседа, показ

артикуляционная гимнастика
(приложение № 4)
3. Сценическое движение
Беседа, показ, игра, Коврик, карточки с заданием
(приложение №

Дыхание, ударение, дикция, интонация,
темп, голос.

Показ, рассказ,
игра

Выполнение пластических импровизаций

Коврик, иллюстрации

4. Актерское мастерство
Тренинг,
реквизит, декорация, костюм,
упражнения,
магнитофон, CD – диски,
рассказ, анализ
Показ этюда,
спектакля,
творческие задание
Беседа, показ

реквизит, декорация, костюм,
магнитофон, CD – диски,

Коллективная,
групповая

Беседа, показ

иллюстрации, фотографии

Коллективная

Показ спектакля,
театрализованного
представления
обсуждение

реквизит, декорация, костюм,
грим, магнитофон, CD – диски

DVD, CD – диски, магнитофон,
TV

5

Представлять движения в воображении и
мыслить образами

находить верное органическое поведение
в предлагаемых обстоятельствах;
- раскрывать действенную природу слова
в действии; анализировать
постановочный материал
Читка пьесы, распределение ролей,
обсуждение характеров персонажей,
репетиции. Организация работы актёров
- анализировать постановочный
материал;
- работать над ролью;
-создавать точные актерские образы.
Отличать театральный грим от
концертного,
самостоятельно накладывать
коррективный грим
Коллективный анализ над проделанной
работой

Основные направления работы
Основные направления работы:
 традиционные выставки, конкурсы, фестивале;
 выступления на школьных, районных праздниках;
 выступления в детских садах;
 неделя книги (совместная работа с библиотекой)
Для сближения коллектива в объединение проводятся воспитательные работы:
 месячники экологического и патриотического воспитания;
 оформление стенда «Посмотрите – это мы»;
 праздники: День именинника, 23 февраля, Новый год, 8 марта и др.;

Материально-технические условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимы следующие материальнотехнические условия:
 специально оборудованный кабинет;
 музыкальный центр, телевизор, CD и DVD диски;
 методическая литература для детей, родителей, педагогов;
 костюмы, декорации, реквизит, грим, парики;
 выносной свет, самодельные стенды.
Данная программа предполагает совместную работу с методистом и педагогами
других объединений: «Хореография», «Калейдоскоп», а также с костюмером, художником
и т.д.

Кадровое обеспечение программы

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Основы театральной культуры» обеспечивается педагогом дополнительного
образования, имеющим среднее профессиональное образование, соответствующее
художественной направленности, и отвечающим квалификационным требованиям,
указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения:
Подготовка спектакля или концертного номера помогает ребятам почувствовать
себя участником коллектива, осознать себя, свои возможности, развить самоконтроль,
самооценку и интуицию.
Выступления перед зрителем раскрепощают детей, повышают уверенность в себе,
развивают их артистические и творческие способности, умения слышать и видеть другого
человека, дают возможность положительной самореализации.
В подготовке спектакля активное участие принимают родители. Таким образом,
возникает тесная духовная связь между родителями и детьми, детьми и педагогами,
родителями и педагогами.
Контроль знаний и умений учащихся проводится в форме отчётного спектакля,
тестирования, творческих конкурсов, экзамена.
Обучающие третьего года обучения участвуют в составлении этюдов, творческих
заданий для обучающихся 1–2 годов обучения, что также может рассматриваться как одна
из форм проведения итогового контроля.
Обучающиеся, прошедшие все этапы обучения по данной программе, должны
получить общие сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические
навыки:
6

пользования театральными понятиями и терминами: «этюд», «действие»,
«событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.;
 использование полученных практических навыков при работе над внешним
обликом героя – гримом, костюмом, прической;
 использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать
с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать,
сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память, общаться со
зрителем;
 владения необходимыми навыками пластической выразительности и
сценической речи;
 активного проявления своих индивидуальных способностей в работе над
общим делом – оформлении декораций, записей фонограмм.
А главное, стремиться к постоянному духовному совершенствованию, расширению
своего культурного кругозора.
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля:
•
текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью
ребенка в процессе занятий;
•
промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы,
проводимые в Доме детского творчества;
•
итоговый – открытые занятия, спектакли, фестивали.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными
этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных
устремлений.
Творческие задания, вытекающие из содержания занятия, дают возможность
текущего контроля.
Открытые занятия по актерскому мастерству и сценической речи являются одной
из форм итогового контроля.
Конечным результатом занятий за год, позволяющим контролировать развитие
способностей каждого ребенка, является спектакль или театральное представление.
При анализе уровня усвоения программного материала обучающимися
рекомендуется использовать «Мониторинг результатов обучения ребенка по
дополнительной общеобразовательной программе» (приложение № 1)


Критерия усвоения программы
 Владение теоретическими знаниями и специальной терминологией
 Владение основами актерского мастерства (воображение, логика
действий, выразительность речи, импровизация)
 Умение взаимодействовать с товарищами и педагогом
 Умение организовывать свое время.
Нормативно-правовые документы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816
«Об
утверждении
Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
7

образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41
«Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;

Используемая литература

1. Гальцева Е.А. «Детско – юношеский театр мюзикла: программа, разработки занятий,
рекомендации» - Волгоград: Учитель, 2009. ISBN 978-5-7057-1812-2
2. Гребенкин А.В. «Сценическое движение. Программы дополнительного образования» М., Просвещение, 2009.
3. Зверева Н. А., Ливнев Д. Г. «Словарь Театральных Терминов. Создание
актерского образа «ГИТИС» - студентам Учебное пособие, изд. ГИТИС, 2014
ISBN 978-5-91328-001-5
4. Непейвода С.И. «Грим». Учебное пособие, изд. Планета музыки, 2019,
ISBN:978-5-8114-1787-2
5. Партолина Н.А. «Уроки театра для больших и маленьких» изд. Планета музыки,
Лань, 2019, ISBN: 978-5-8114-3640-8
6. Савостьянов А.И. «300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом,
дикцией и орфоэпией. Учебно-практическое пособие.» Э/к
7. Станиславский К.С., Гиппиус С.В. «Полный курс актёрского мастерства» изд. АСТ,
2020, ISBN 978-5-17-102409-3
8. Станиславский, Мейерхольд, Чехов, Товстоногов «Большая книга актерского
мастерства», изд. АСТ, 2019, ISBN 978-5-17-092475-2
9. Шихматов Л.М., Львова В.К. «Сценические этюды» Учебное пособие, изд. Лань. Спб.,
2020, ISBN 978-5-8114-1675-2
Интернет-ресурсы:

Театральная библиотека Сергея Ефимова (книги и учебники по режиссуре,
словесному действию, актерскому мастерству, пластике, много пьес)
http://www.theatre-library.ru/advanced_search
Электронные книги статьи о театре, режиссуре, актерском мастерстве, анимации
и т.д. http://biblioteka.teatr-obraz.ru/text
https://royallib.com >efros_anatoliy
https://royallib.com >laskavaya_elena
dramateshka/ru

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Литература для детей и родителей
Безымянная О. «Школьный театр» – М.: Рольф, 2001.стр.
Бесова М. «Давайте играть!», Академия развития, Ярославль, 2007 г.
Лебединский А. «Театр в чемодане» – М.: Искусство,1997.
Мирясова В.И. «Играем в театр» – М.: Гном-Пресс, 1999.
Овдиенко Г.Г. «Смешное и грустное на школьной сцене» – М.: Издат-Школа, 2000.
Поляк Л.Я. «Театр сказок» – СПб.: Детство-Пресс, 2008.

8

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
12
13
14
15
16
11
13
14
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Примерный календарный план воспитательной работы
Форма проведения
Название мероприятий
мероприятия
Сентябрь
Общие правила поведения в учреждении ДДТ
Беседа, экскурсия по зданию
Правила поведения на занятии
Беседа
Техника безопасности
Беседа
Беседа
Правила поведения на дорогах
Правила пожарной безопасности
презентация
Октябрь
Общие правила поведения в лесу, в транспорте, на
Беседа
водоеме
Праздничное мероприятие
День Учителя
посвященное дню Учителя
Конкурс осенних букетов
Умеем ли мы дружить
Беседа
Беседа с детьми о вреде пагубных привычек
Беседа, презентация
Ноябрь
День народного единства
Беседа
Ремень не метод воспитания
Беседа
Спорт против вредных привычек
Беседа, акция
Беседа, акция, просмотр м/ф
Мы против вредных привычек
Декабрь
Оформление новогодней открытки
Беседа с детьми о мерах предосторожности при
массовых мероприятиях «Елочка – гори»
Правила поведения при проведении массовых
Беседа
мероприятий
Новогодний утренник
Январь
Осторожно: лавинно – опасный период
Беседа
Февраль
Лекция об инфекционных заболеваниях
Лекция - беседа
Месячник Военно – патриотического воспитания
Подарок ветерану
Март
Техника безопасности при проведении массовых
Беседа
мероприятий
«Масленица»
Праздничное представление
8 марта – международный женский день
Беседа
Правила поведения в весенний период на водоеме, в
Беседа
лесу, на дорогах.
Апрель
1 апреля
Праздничное представление
День космонавтики
Беседа
Акция Мы за здоровый образ жизни
акция
Май
День Победы
выставка
Отчетный концерт (мини-спектакли)

9

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».