ПДО Евсеева А.И

Пояснительная записка
Направленность программы: социально – педагогическая направленность
Уровень программы: базовый
Актуальность программы состоит в том, что она разработана для детей в возрасте
4,5 – 7 лет не посещающих детские дошкольные учреждения, подготавливает детей к
школе, помогает при дальнейшем обучении и воспитании не разочаровываться в
школьной жизни.
Категория учащихся: программа актуальная для детей от 4,5 лет до 7 лет. В
объединение «Школа дошкольника» принимаются дети старшего дошкольного возраста, у
которых нет первоначальных знаний в области «Аппликация и Ручной труд».
Численность группы 10-12 человек, продолжительность занятий 30 минут с 10 – 15
минутным перерывом.
Объём программы: 216 часов
Срок реализации программы 1 год.
Режим занятий: аппликация – 3 раза в неделю, ручной труд – 2 раза в неделю,
продолжительность занятия – 30 минут. Между занятиями 10 минутный перерыв(отдых,
проветривание помещений).
Цель программы: развитие личности ребенка, способного к творческому
самовыражению через овладение изобразительными навыками в художественной
деятельности.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Образовательные задачи:

Способствовать овладению воспитанниками художественно – изобразительной
деятельности;

Обучать навыкам работы с различным изобразительным материалом;

Сформировать систему умений и навыков в художественно-изобразительном
творчестве.
Развивающие задачи:

Развивать творческие способности, эмоциональную отзывчивость в ходе
изобразительной деятельности;

Развивать воображение, фантазию, внимание, наблюдательность, нестандартность
мышления в процессе изготовления продуктов детской деятельности;

Формировать ручную умелость и мелкую моторику;
Воспитательные задачи:

Воспитывать партнерские отношения, чувства личной ответственности,
толерантности по отношению к сверстникам;

Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим.

Воспитывать и развивать художественный вкус.
Планируемые результаты:
дети к концу года обучения должны знать и уметь:

дети познакомятся со свойствами бумаги и ее возможностями как материала для
художественного творчества;

приобретут основные знания в области композиции, формообразования,
цветоведения;

овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание,
склеивание;

овладеют основными приемами работы с пластилином;

научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов
изготовления, готовое изделие);

научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;


познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами,
аппликация, объемное конструирование);

научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления работ из
бумаги (выбор материалов, способы обработки, умения планировать, осуществлять
самоконтроль).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№
п.,п.

Название разделов и
тем

1.
1
1.1

Аппликация
Вводное занятие
Предметная

108
1,5
18

36
0,5
6

Практические
занятия
72
1
12

1.2

С натуры

18

9

9

1.3

Сюжетная

27

9

18

1.4

Декоративная

27

9

18

1.5

По замыслу

16,5

2,5

14

2
2.
2.1

Ручной труд
Вводное занятие
Предметный

108
1,5
18

36
0,5
6

72
1
12

2.2

С натуры

18

9

9

2.3

Сюжетный

27

9

18

2.4

Декоративный

27

9

18

2.5

По замыслу

15

2,5

12,5

2.6

Итоговое занятие
(«Наши
достижения» –
Выпуск детей в
школу.)
Всего часов:

1,5

-

1,5

216

72

144

3

Кол-во часов
Теоретические
занятия

Всего

Форма
контроля
Беседа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Беседа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Выставка
творческих
работ

Содержание учебного плана

№
п/п

1

1.1

1.2

Название тем

Вводное
занятие

Предметная:

С натуры:
животные,
деревья,
предметы,
человек,
животное.

Колво
часов

1.5

18

18

АППЛИКАЦИЯ
Содержание занятий
теория
Знакомство с аппликацией:
(умениям, навыкам работе с
бумагой ( разной фактуры) и
различным
подручным
материалом, разными видами
аппликации, использование
различных
техник;
инструктаж по Т.Б. и т.д.
Выделение
характерных
признаков
предмета,
соотношение предметов и их
частей
по
величине.
Определение
направлений
расположения частей при
изображении
предметов.
Изображения
круглой,
овальной,
треугольной,
прямоугольной
формы.
Проведение анализа в конце
занятия с участием детей.
Знание способов вырезания
геометрических фигур, из
симметрической бумаги .

подготовка к занятию;
расширение круг знаний о
реальной действительности
их сущность и красоту.
Знание способа вырезания из
симметричной бумаги
сложенной вдвое; умение
дополнять изображение на
основе впечатлений
окружающей жизни;
пользование ножницами,
аккуратности наклеиванию
изображения.

практика
Соблюдать Т.Б. Вырезать
простые формы из бумаги,
делать аппликацию из других
подручных материалов и т.д.

Вырезание
геометрических
фигур: овал; из квадрата – круг
(срезание
углов
у
прямоугольника и квадрата);
соединение частей фигуры;
вырезание из симметричной
бумаги, сложенной гармошкой
и т.д.
Вырежи и наклей что бывает
круглое и овальное – овощи,
фрукты, тарелка, бусы и т.д.
Животные – мишка, зайчик,
лисичка, улитка, робот – заяц,
осьминожка и т.д.
Рыбки
–
золотая рыбка,
камбола, лосось и т.д.
Птицы – голубь, воробей,
бабочка, стриж и т.д.
Животные – мишка, зайчик,
лисичка, - складывание
прямоугольного листа пополам,
сглаживая линии сгиба и т.д.;
деревья – вырезание из
симметричной сложенной вдвое
бумаги, силуэтов деревьев.
Листочков и т.д.; предметы –
вырезание симметричных
предметов из бумаги,
сложенной вдвое, вырезание
прямоугольных форм стен, ряда
окон, часов и т.д.; человек –
создание человека из бумаги;
вырезание частей овальной –
круглой форм. Упражнение в
вырезании симметричных
частей одежды из бумаги
сложенной вдвое. Животное –

1.3

Сюжетная:
предметы,
времена года,
животные,

27

«Наша Армия»,
человек и
животное в
движении

1.4

Декоративная:
композиции на
полоске, круг;
новое рукоделье
– квилинг;
композиции по
сказкам;
времена года;
человек и
животное в
движении.

1.5

По замыслу:
забавные
игрушки;
коллективная
работа; птицы;
рыбки; человек

27

16,5

подготовка к занятию,
подведение
детей
к
окружающей
жизни
(
действительности);
к
сюжетной
аппликации;
развитие композиционного
умения :по сказкам, сюжетам
на различные темы; явлений
в природе и т.д. соблюдение
середины и края.
Закрепление
навыков
пользования ножницами в
вырезании круглой, овальной
формы. Развитие чувств
композиции, воображения.
Воспитание
желания
принятия участия в работе и
достижения
хорошего
изображения.
подготовка
к
занятию;
обучение
правильному
составлению симметричных
узоров из геометрических и
растительных
элементов(
кругов, колец, ягод, листьев
и т.д.) на бумаги разной
формы( полоске, квадрате,
овал,
прямоугольник)
Ознакомление
с
новой
технологией
работы
с
бумагой (квилинг);
с
особенностями
декоративного прикладного
искусства,
с
видами
орнаментов, с элементами
росписей
(хохломы,
дымковской
и
др.).
Отражение впечатлений от
того или иного времени года,
передовая её колорит.
Формирование творческих
умений и навыков.
подготовка
к
занятию;
умение
детей
выбирать
самостоятельно
тему,
задумывать содержание в
соответствии с умениями и
навыками, которыми ребёнок

силуэтное вырезание
передавать образ котёнка,
уточки, рыбок; используя
навыки работы с ножницами.
Составление аппликации по
сказкам,
стихотворениям,
времени года и т.д.; узоров на
предметах круглой формы;
использование
элементов
дымковской росписи( кружки
разной величины и цвета);
создание образов из сказок,
передача форм частей, их
относительную
величину,
строение и соотношение по
величине трёх фигур.
Создание
образа
солдата,
лётчика, моряка, их жизнь и
службу;
упражнение
в
вырезания предмета , передача
основных форм и деталей
Вырезание частей круглой и
овальной формы; составлять
декоративную композицию на
круге, полоске; симметрично
располагать элементы узора в
середине; чередовать по краям;
составлять
композиции
из
бумажных лент – техника
квилинга – кручения бумажных
лент( цветок, лент, стебель,
солнышко,
рыбки
и
т.д.).Вырезание
одинаковых
деталей из бумаги сложенной
гармошкой, вдвое и т.д.
Вырезать деревья, используя
разные цвета бумаги для
стволов и веток, листьев и т.д.
создание несложных фигур в
движении; умений и навыков в
вырезании
человека
и
животного.
Закрепление
разнообразных
приёмов
вырезывания
из
бумаги,
сложенной
вдвое,
гармошкой и т.д.; передача
сказочной птицы; закрепление
умений вырезать симметричные

и животное в
движении.

№
п/п

Название тем

Колво
часов

2

Вводное
занятие

1,5

2.1

Ручной труд
Предметный:
предметы,
животные,
работа с
иглой;
игрушки;
фигурки
овощей.

18

владеет; развитие творчества части сложенной вдвое( хвосты
изображения.
Воспитание разной
конфигурации),
стремления
добиваться украшать отдельные части и
лучшего
результата; детали изображения. Силуэтное
эстетическому отношению к вырезывание на глаз простых
своим работам, доводить по форме предметов.0
дело до конца « животные и
человек в движении» создание изображения в
аппликации,
используя
разнообразные
приёмы
вырезывания.
Развитие
координации движений руки
и глаза. Развитие творчества
воображения.
РУЧНОЙ ТРУД
Содержание занятий
Теория
Знакомство с ручным трудом (
умениям, навыкам в роботе с
бумагой (разной фактуры),
различным
природным,
бросовым
материалом;
инструктаж по Т.Б и т.д.
подготовка
к
занятию;
выделение
характерных
признаков
предмета,
соотношение предметов и их
частей
по
величине;
определение
направлений
расположений
частей
при
изготовлении
предметов;
изображение фигур кубической,
цилиндрической
брусковой
фигуры из квадратного листа.
Учение
новому
способу
вырезывания(
обрывной
способ); умение правильно
соединять части; использование
дополнительного материала.

Практика
Соблюдать Т.Б. вырезать,
складывать из бумаги разной
фактуры,
природного
материала, различные фигуры,
формы и т.д.
Предметы: « Бокал», «
Кошелёк»,
бусы
(из
персиковых косточек),
«Коробка»,
«Кремлёвская
башня» и т.д. умения делать
кубическую
коробку,
её
выкройку. Располагать части и
детали на ней, готовить
цилиндрические формы вдвое,
видеть линию сгиба, умение
складывания
полоски
–
гармошкой. Животные( зайка,
мишка, цыплёнок и др) учение
детей
новому
способу
вырезывания животных из
бумаги( обрывной способ),
передовая
характерные
особенности
разных
животных, их относительную
величину.
Волшебная
иголочка (« Салфетка с
бахромой», « Салфетка шов»
иголка вперёд», пришивка
пуговиц, и т.д. умение
правильно вдевать нитку в
иголку и завязывать узелок и
т.д.Игрушки
–
уточка

2.2

С натуры:
Предметный,
животные,
рыбы,
игрушки.

18

подготовка
к
занятию;
выделение
характерных
признаков предмета и их частей
по
величине;
определение
направлений
расположений
частей
при
изготовлении
предмета.
Учение
новому
способу
вырезывания
предметов из разного бросового
материала(
пластиковых
бутылок
скорлупа
яичная,
спичечные коробки, фантики
из бумаги) и т.д. передовая
характерные
внешние
особенности разных предметов.
Развитие
творческих
способностей.
Воспитание
желания принятия участия в
работе и достижения хорошего
изображения.

(оригами),
кораблик,
лягушонок,
машины
(из
спичечных
коробков),
скворечник (брусковая форма)
и т.д. складывания листа
бумаги
в
разных
направлениях.
Фигурки
овощей
(снеговик
–
картофельные клубни):
«Чипполино» (из луковицы);
«
Погремушка»
(из
высушенной тыквы), крыса
(из редьки), ёж (из груши) и
т.д. сгибание при создании
фигур с размерами овощей,
уметь правильно их соединять
и создавая определённый
образ
фигур;
бросовый
материал, бумага (разной
фактуры) и т.д.
Предметы – ваза, сахарница,
корзинка, графин, стакан из
бросового
материала
(вырезание
предметов
из
пластиковых
бутылок)
,
передовая
характерные
особенности
разных
предметов
и
их
относительную
величину.
Соединять части при помощи
(клей ПВА) делать надрезы
нужной длины.
Животные – ежи, совы (из
шишек),
мышки
(из
персиковых
косточек)
–
природный материал и т.д.
Дополнение
поделки
(подручный
материал)
пластилином (глаза, нос, рот,
лапы, голова и т.д. придавая
(поделки)
животному
определённый образ. Рыбы,
медузы
–из
листьев(
природный
материал)
ракушек,
разноцветных
камней, фантиков, бумаги.
Создание
несложных
по
строению рыб из бумаги
сложенной вдвое; силуэтное
вырезывание;
складывание
прямоугольника
пополам,
рисуем волнистую травинку,

подготовка рабочего места на
примере предметного ручного
труда. Знакомые предметы
окружающей
жизни(
действительности):
дети
подводятся
к
сюжетному
ручному труду, объединяются в
маленькие
изображения.
Фигуры людей и животных –
способ передачи движения
человека
и
животных.
Составление ручного труда по
сказкам
или
сюжетам,
стихотворениям, явлениям –
природы, времена года.

2.3

Сюжетный:
предметный,
птицы,
человек и
животное в
движении,
времена года.

27

вырезаем четыре ножки.
Создание игрушек из разного
материала.
Умение
вырезывать
круглую,
овальную,
треугольную,
прямоугольную формы из
квадрата, прямоугольника из
сложенной
Вдвое гармошки, блестящих
фантиков.
Упражнение
детей
в
вырезывании симметричных
предметов, сложенной вдвое,
гармошкой с дополнением –
цветные
полоски
для
вырезания нужных деталей.
Использование
бросового
материала
–пластиковые
бутылки,
вырезать
из
соответствующей по цвету
бумаги
–облака,
солнце
(бумага),
цветы
и
т.д.
Составление
простых
композиций из природного
материала(еловые
шишки,
бумага (природный материал),
картон),
использование
дополнительного материала подручный(пластилин,
солому, пенопласт):вырезание
нужных
частей
фигуры(туловища,
глаза,
клюв), используя различные
приёмы
вырезывания
ножницами, обрывной способ
из бумаги.
Создание образов из сказок,
передавая форму частей, их
относительную
величину,
строение и соотношение по
величине трёх фигур: из
сложенной
вдвое
бумаги
вырезать туловища животных
(вместе с хвостом), разные по
форме
(овальной,
круглой)формы,
симметричных частей одежды,
сложенной
вдвое
бумаги(платья, штаны и т.д.)бумага, самоклейка;
Времена года – вырезание

2.4

Декорат- ный
Плетение;
новое –
квилинг;
природа;
поздравительные открытки;
птицы.

2.5

По замыслу:
коллективная
работа;
царство
золотой

Новый
вид
плетения –
квилинг;
использование
техники печати ( специальная
краска на ткани осенних
оттенков,
простая
белая
скатерть); Инструктаж по Т.Б.;
подготовка рабочего места;
ознакомление с особенностями
декоративно
прикладного
искусства.
Отражение
впечатлений от того или иного
времени года, передовая её
колорит.
Обучение
правильному
составлению
декоративных композиций из
разного
материала.
Формирование
творческих
умений и навыков.
27

15

Закрепление навыков и умений
вырезать
и
аккуратно
наклеивать,
склеивать,
правильно
пользоваться
ножницами, бумагой, картоном,

симметричных
предметов
сложенных вдвое, создание
несложных композиций на
определённую
тему,
правильному
выбору
пропорций между размером
отдельных
фигур
и
их
размещением на небе.
Умение сложенную вдвое
полоску бумаги подрезать под
углом, разжимать и отогнуть
получившиеся рубцы через
один, начиная с нижнего
плести коврик из бумаги,
основа может быть в форме
вазы,
рыбки,
деталь
плетённого
коврика,
как
отдельная
часть(украшение).Новое
плетение
–квиллинг
(скручивание бумажных лент
в спирали), используя полоски
цветной
бумаги,
можно
получить
удивительной
красоты
цветы,
фигурки
животных, открытки и др.
Использование
техники
печати – специальная краска
на ткани осенних оттенков,
простая
белая
скатерть.
Краску наносить на листок
штрихами, положенными в
одном направлении, прижать к
скатерти листок с нанесённой
краской – красящей стороной
вниз. Сверху плотно прижать
страницу журнала и провести
по ней несколько раз рукой ,
после чего можно убрать
сначала
страницу,
потом
листок.
Поздравительные
открытки,
птицы
–
использование
различного
природного материала, разные
приемы вырезывания и т.д.,
подручный,
бросовый
материал
Инструктаж по Т.Б.;
Самостоятельный
выбор
персонажей
из
сказок;
вырезание,
складывание
героев из бумаги, шишек с

рыбки;
человек и
животное в
движении

2.6

природным
материалом.
Воспитание
стремления
добиваться лучшего результата,
доводить дело до конца.
Развитие
умения
давать
развёрнутую
оценку своей
работы, в доброжелательной
форме обосновать свой выбор.

Итоговое
занятие
(«Наши
достижения»)

1,5

Учёт навыков и умений в
использовании различных тем
данной программы. Анализ
усвоения
программного
материала и т.д.

дополнением
материалами).

(другими

«Царство золотой рыбки» бумага, природный материал,
(разные по форме) ракушек,
камней;
использование
различных
приёмов
вырезывания;
наклеивание,
склеивание,
соединение
частей.
Использование
природных материалов для
сюжетных и декоративных
композиций.
Показ достижений, умений,
навыков
в
работе
с
использованием разного вида
и качества материала и т.д.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
1.

ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.1.

Учебно - методическое обеспечение программы:

Построение образовательного процесса по данной программе основано на следующих
принципах:
- Принцип наглядности. Психофизическое развитие детей дошкольного возраста
характеризуется образным мышлением. Следовательно, дети способны полностью усвоить
материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы
изделий, практические упражнения), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной
(образная речь педагога) наглядности.
- Принцип системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении
логики дети постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот
принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование и все же с учетом возможности
его изменения.
- Принцип доступности и посильности в обучении.
- Связь теории с практикой.
№
п/п

1.

Название
разделов
тем
Вводное
занятие

Форма
проведения
Групповая,
коллективная
индив - ная

Методы и приемы
АППЛИКАЦИЯ
Беседы, объяснения с
показом;
практический,
игровой,

Оборудование

Прогнозируем
ые
результаты

Альбомы:
«наши овощи,
фрукты», «В
мире

Умеют
работать с
бумагой (
разной

аналитический,
физминутки
пальчиковая
гимнастика и т.д.

животных» и
т.д; ножницы,
клей, кисточки
и т.д.

фактуры),
подручным
материалом;
соблюдают в
работе Т.Б.
Беседы, объяснения с Альбомы:
Умеют
показом;
«Наши овощи, вырезать из
практический
фрукты»;
прямоугольник
(упражнения
«В мире
а –овал; из –
вырезания,
животных»;
квадрата -круг;
складывания,
«Геометрическ соединять
наклеивания,
ие формы»;
части фигуры;
склеивания и
оборудование: вырезывания
т.д.игровой;
ножницы, клей, симметричных
аналитический
кисточки,
предметов из
(наблюдение,
салфетки,
бумаги,
сравнение, анализ и
клеёнка,
сложенной
т.д.) приём
бумага;
вдвое;
поощрения,
образцы(
несколько
физминутки,
тарелка с
предметов или
пальчиковая
овощами, с
их частей из
гимнастика и т.д.
фруктами;
бумаги,
«лесовичок») и сложенной
т.д.
гармошкой.

1.1. Предметная

Групповая,
коллективная
самостоят-ая
индив- ная

1.2. С натуры:
животные,
деревья,
предметы,
человек.

Групповая,
колл –ая
индивид-ая
самостоят-ая

Объяснение с
показом, беседы,
показ (образцы);
приём поощрения;
игровой,
физминутки,
пальчиковая
гимнастика и т.д.

Изображения
по симметрии
деревья
(берёза, тополь,
липа),
натуральная
ваза
(различных
форм);
иллюстрации с
изображением
предметов
(дом,
телевизор, и
др.); игрушки
для образца,
иллюстрации.

1.3. Сюжетная:
предметы,

Групповая,
коллективная

Объяснение с
показом; показ

Рассматривани
е двух – трех

Вырезать из
симметричной
сложенной
вдвое бумаги,
силуэтов
деревьев,
листочков,
прямоугольны
х форм стен,
ряда окон,
часов и т.д.;
дополнять
изображение
на основе
впечатлений
окружающей
жизни.
Создавать
изображения
из бумаги,
силуэтное
вырезание:
передавать
образ котёнка,
уточки и т.д.
Составлять
узоры на

времена
года,
животные,
«наша
армия»,
человек и
животное в
движении.

индивид - ая,
самостоят- ая.

(образцы);
практический метод,
аналитический,
игровой; приём
поощрения,
физминутки,
пальчиковая
гимнастика и т.д.

1.4. Декорат –ая

Групповая,
индивид -ная,
коллективная
самостоят -ая

Объяснение с
показом;
практический метод,
аналитический;

Композиции
на полоске,

керамических
изделий
расписанные
по мотивам
дымковской
росписи; набор
картин с
сюжетами
животных; «
Наша армия
родная»; о
космосе, о
новогодних
праздниках, о
природе и т.д.

предметах
круглой
формы,
использовать
элементы
дымковской
росписи,
соблюдения
середины и
края.
Создавать
образы из
сказок,
передовая
форм частей,
их
относительную
величину,
строение и
соотношение
по величине
.Создавать
образ солдата,
лётчика,
моряка, их
жизнь и
службу,
передавая
основные
формы и
детали.
Вырезать части
овальной
формы:
симметричных
частей одежды
сложенной
вдвое (рукава,
штаны
Петрушки),
форму платья,
ракеты и т.д.
Уметь
дополнять
картину
подходящими
по смыслу
предметами.
Набор картин с Составлять
изображениями декоративную
элементов(
композицию на
растительных,
круге, полоске:

круг; новое
рукодельеквилинг;
композиции
по сказкам;
времена
года;
человек и
животное в
движении.

1.5. По замыслу

приём поощрения;
беседа (знакомство с
прикладным
искусством),
физминутки,
пальчиковая
гимнастика и т.д.

Самост –ая
Игровая.
Идив-ная

геометрузоров,
росписей,
узоры из
бумажных
лент; таблица с
изображением
декоративных
композиций на
полоске, круг,
росписи
красивых
предметов( по
мотивам
хохломы,
дымковской
игрушки;
иллюстрации с
Новым годом, с
жар – птицей; «
мама , папа и я
гуляют по
улице» и т.д.

симметрично
располагать
элементы
узора в
середине,
чередовать по
краям;
продолжать
составлять
композиции из
бумажных
лент –техники
квилинга,
Создавать
декоративные
композиции по
сказкам,
передовая
характерных
особенности.
Отражать
впечатления от
того или иного
времени года,
передовая её
колорит.
Создавать
несложную
композицию
человек и
животное в
движении,
используя
навыки
вырезывании
человека и
животного.
Беседа, частичный
Игрушки,
Самостоятельн
показ; аналитический иллюстрации,
о выбирать
(сравнение,
таблица по
тему,
наблюдение, анализ, мотивам
задумывать
выставки); приём
народно –
содержание в
поощрения;
декоративного соответствии с
практический метод, искусства;
умениями и
игровой,
образцы работ: навыками
физминутки,
аквариум
которыми
пальчиковая
(разнообразные ребёнок
гимнастика и т.д.
рыбки, травка); владеет.(разны
иллюстрации
е приёмы
книг, открыток, вырезывания).
рыбки разных
форм(

сказочные);исп
ользуя музыку
и т.д.
2

Вводное
занятие

Групповая,
колл –тивная,
индив –ная
игровая

2.1

Предметный
предметы,
животные;
работа с
иглой;
игрушки;
фигурки
овощей.

Групповая,
коллективная
индивид -ная,
самостоят- ая
игровая.

2.2

С натуры:
животные,
рыбы,
игрушки.

Групповая,
индивидуальна
я,
коллективная
самостоятельн
ая, игровая.

РУЧНОЙ ТРУД
Беседа,
объяснения с
показом, физ
минутки,
пальчиковая
гимнастика,
игровой приём,
и т.д.

Кабинет оснащён
специальным
оборудованием,
предметы
(натуральные),
природный
материал и т.д.

Умеют
работать с
природным
материалом, с
бумагой
(разной
фактуры), с
бросовым
материалом и
т.д. соблюдают
правило Т.Б. и
т.д.
Беседа,
Кабинет оснащён
Делать
объяснения с
специальным
кубическую
показом, опрос,
оборудованием.
коробку, её
анализ,
Натуральный бокал, выкройку;
физминутки,
кошелёк, бусы,
готовить
пальчиковая
коробка,
цилиндрически
гимнастика,
иллюстрация с
е формы вдвое,
игровой приём,
изображением
видеть линию
поощрения и т.д. Кремлёвской башни сгиба, уметь
и т.д.
складывать
Иллюстрации
полоску –
пушистого
гармошкой;
цыплёнка, облако,
использовать
солнышко и т.д.
новый способ
вырезывания(о
брывной
способ);
Умеют вдевать
нитку в иголку
и завязывать
узелок, шить
швом «вперёд
иголку» и т.д.
Объяснения с
Натуральная иголка Создавать
показом, показ
с катушкой ниток,
предметы из
(образцы);
ткань для салфеток; бросового
практический
образцы оригами – материала(пла
метод,
уточка, кораблик;
стиковых
аналитический;
натуральные овощи бутылок)
приём
и фрукты.
природные
поощрения,
Натуральные вещи: материалы(ши
физминутки,
сахарница, графин, ши, косточки,
пальчиковая
стакан, образец
орехи, листья,
гимнастика и
поделок из
ракуши) и т.д.
т.д.
бросового
Поделки на
материала.
основе

Иллюстрация
подводного мира,
образец поделки;
ёлочные игрушки,
иллюстрации:
клоун, с
снеговик и т.д.

2.3

Сюжетный:
птицы,
человек и
животное в
движении,
времена
года.

Коллективная
индивидуальна
я, групповая,
самостоятельн
ая, игровая.

Объяснения с
показом; показ
(образцы);
практический
метод,
аналитический;
игровой; приём
поощрения,
физминутки,
пальчиковая
гимнастика и
т.д.

Натуральные вазы с
ветками, корзины,
бросовый материал
(пластмассовые
бутылки);
иллюстрации птиц
– домашних и
диких;
рассматривание
картин о фигуре
человека и
животного в
движении; таблица
с аппликацией
различных грибов ,
бабочек, травы,
цветов, картины о
временах года и т.д.

2.4

Декарат -ый
Плетение,
природа,
поздравител
- открытки,
птицы.

Групповая,
коллективная
индив -ная,
самост -ная,
игровая.

Объяснения с
показом; показ
(образцы);
практический,
аналитический,
приём
поощрения,
физминутки,
пальчиковая
гимнастика и
т.д.

Образцы ковриков
из полосок
(плетённый
фигурный, картина
с цветами, узоры из
бумажных лент;
игрушки:
животные, птицы и
т.д. декоративные
скатерти таблица с
плакатами (1мая,

треугольника с
отогнутыми
сторонами(
«забавные
мордочки»),
объёмные
игрушки и т.д.
Использовать
технику
оригами.
Умеют
использовать
бросовый
материал,
вырезать из
соответствующ
ей по цвету
бумаги –
облака, солнце,
цветы и т.д.
Составлять
простые
композиции из
природного
материала(
еловые шишки,
бумага и т.д.).
Создавать
образ из сказок
передавая
форму частей,
их
относительную
величину.
Создавать
несложные
композиции на
определённую
тему
«Времена года)
и т.д.
Продолжать
создавать
композиции из
цветных
бумажных
лент (
квилинг);
плетение
ковриков из
бумаги, основа
может быть в

День Победы,
Новый год) и т.д. и:
птицы, уточки,
гусята и т.д.

2.5

По замыслу:
коллективая работа,
«царство
золотой
рыбки»,
человек и
животное в
движении.

Самост -ная,
коллективная
индивид -ная,
игровая.

Беседа,
практический,
аналитический
метод, приём
поощрения,
физминутки,
пальчиковая
гимнастика и
т.д.

Игрушки, образцы
поделок из
различных
природных
материалом;
таблица с
росписями по
мотивам народно –
декоративно
прикладного
искусства;
иллюстрации,
открытки;
использование по
сказкам «
Золушка»,
«Непослушный
утёнок» Девочка
бежит», человек и
животное в
движении.

форме вазы,
рыбки, деталь
плетённого
коврика, как
отдельная
часть(украшен
ие
Использовать
различный
природный
материал для
украшения
открытки;
складывать в
разных
направлениях
бумагу. Птицы
– создавать
декоративные
композиции из
разного
материала(обр
езки кожи,
скорлупы,
бумаги, сена,
ваты и т.д.).
Уметь
самостоятельн
о выбирать
темы,
задумывать
содержание в
соответствии с
умениями и
навыками,
которыми
ребёнок
владеет.
Создавать
изображения
из бумаги:
природного
материала
передовая
относительную
величину
частей фигуры
и изменения их
Положения
При движении(
бежит, пляшет

2.6

Итоговое
занятие
(«Наши
достижения
»

1.2.

Индив -ная,
самост -ная,
коллективная

Беседа, приём
самоор -низаци
детей, приём
поощрения,
практический, и
т.д.

Оборудование и
пособия для
итоговой выставки.

и т.д.).
Показывают
свои умения,
навыки,
достижения в
работе с
использование
м разного вида
и качества
материала.

Материально – технические условия реализации программы

1.
Кабинет – светлый, просторный, проветриваемый, отвечающий требованиям
САНПиНов.
2.
Наборное полотно.
3.
Парты- 6 штук, стулья – 12 штук.
4.
Доска.
5.
Демонстрационная магнитная доска или мольберт.
6.
Телевизор.
7.
Рисунки , специальную и дополнительную литературу.
8.
Бумага офисная, цветная бумага офисная, белая бумага, цветная,
гофрированная;
9.
Изобразительные материалы и инструменты: карандаши, фломастеры, клей
ПВА, клей – карандаш, ножницы, пластилин, стеки, клеенки, разные виды бумаги
(цветная, гофрированная, картон белый, цветной, ватманы, газета и др.), клеевые кисти,
бросовый материал (бусины, тесьма, нитки, ткань, вата, пенопласт, коробки и др.);
10.
Природный материал (еловые, сосновые шишки, гербарии трав, цветов,
листьев, перья, семена, мох, ветки и др.);
11.
Шаблоны, трафареты, салфетки, баночки под клей,

1.3.

Кадровое обеспечение программы

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Развитие речи и обучение грамоте» обеспечивается педагогом дополнительного
образования, имеющим среднее профессиональное образование.

1.4.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет - ресурсов
Список литературы, рекомендованный педагогам

1.
А.В.Аджи , Н.П.Кудинов «Открытые мероприятия для детей подготовительной
группы. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Изд.
«Метода», 2014г.
2.
А.В.Аджи , Н.П.Кудинов «Открытые мероприятия для детей средней группы.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Практические
пособия. Изд. «Метода», 2014г.
3.
И.А.Лыкова «Проектирование образовательной области «Художественноэстетическое развитие». Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО. Изд. «Цветной
мир», 2014г.
4.
Н.Н.Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе
ДОУ. Перспективное планирование, конспекты». Изд. «Детство-Пресс», 2014г.

5.
Н.П.Кудинова, А.В.Анжи «Открытые мероприятия для детей старшей группы.
Образовательная область «Художественно-эстетическое воспитание» Изд. «Метода»,
2014г.
6.
О.П.Радынова , Т.А.Копцева Художественно-эстетическое развитие ребенка в
дошкольном детстве. Методические рекомендации». Изд. «Дрофа», 2014г.
7.
Т.А.Копцева , Т.Б.Селезнева, Н.В.Серых, О.Н.Фомина «Я и мир природы.
Сценарии игр-занятий. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном
детстве. Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность. Учебно-методическое
пособие». Изд. «Дрофа», 2014г.
8.
Т.А.Шорыгина «Эстетические сказки. Беседы с детьми об искусстве и
красоте». Изд. «Сфера», 2014г.
9.
Т.Комарова «Развитие художественных способностей дошкольников» Изд.
«Мозаика», 2014г.
10.
Ю.А.Афонькина , З.Ф.Сербукович «Развитие художественно-творческих
способностей у дошкольников на основе интеграции. Модель инновационной
деятельности». Изд. «Учитель», 2014г.
Список литературы, рекомендованный для детей и родителей
1.
Гоффманн П. « Поделки из соломинок», изд. « Айрис – пресс», 2007г, 4-30стр.
2.
Грушена.Л.В.- «Я дарю подарки», изд.Мир Книги «Карапуз», 2008г.48стр.
3.
Дадашова З.Р. «Волшебная бумага» ,изд. «Феникс», 2013г стр.88
4.
Зайцева А «Идеи для праздника», изд. « Росмэн» -Москва, 2008г, стр.3-30.
5.
Конструирование из бумаги « Ферма», изд. «ООО Клевер», 2006г.6стр..
6.
Конструирование из бумаги «Оригами для мальчиков», изд. « ООО
Клевер»,2006г,стр 6
7.
Лаврова Т.А. « Праздник своими руками», изд. « Учитель» - Волгоград, 2009г стр
67.
8.
Лыкова.И.А- «Я собираю гербарий», «Я делаю аппликации», изд.Мир Книги
«Карапуз», 2008г 48стр.
9.
Скоробогатова Е.В. «Поделки» изд. «Оникс» Санкт –Петербург, 2008г, .стр.3- 32.
10.
УолтерХелек «Узоры из бумажных лент», изд. «Киола – Пресс», 2006г.стр.5-15, 4695.

2.
Этапы
I.
Подготовительный

II Практический

III Контрольно аналитический

Оценка качества освоения программы
Содержание работы
Срок
1.Сбор
информации
о
ребенке(изучение
мед.
документов, беседы с родителями
сентябрь
и др.)
2.Выбор
диагностических
методик.
Проведение
диагностического
обследования:
а)доброжелательность
и 2 раза в
расположенность к ребенку во течение
время диагностики;
учебного
б)объективность
оценки,
года
доведение до сведения родителей
результатов .
Проведение
контрольно
–
Январь,
проверочных занятий
май

Ответственный
Педагог и другие
специалисты

Педагоги

Педагоги

Диагностика развития творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста.(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Цель: выявить уровень умений в аппликации у детей старшего дошкольного
возраста.
Методика обследования :наблюдение за ребенком во время выполнения работы и
анализа детских работ.

Список используемой литературы
Основная литература
1.
«Мозаика – Синтез», 2006г.стр
2.
Агапова И , М. Довыдова «114 игрушек и поделок из всякой всячины», изд.ОООИ
КТЦ «Лада», 2009г.стр.22-24; 43-61; 101-145; 191-193.
3.
Агапова И, М. Довыдова «Поделки из бумаги», издОООИ КТЦ, « Лада»,
2008г.184стр.
4.
Агапова И, М. Довыдова «200 лучших игрушек из бумаги и картона»,изд.ООО
ИКТЦ, «Лада»,2007г.324стр.
5.
Агапова И,М. Довыдова «Поделки из природного материала» изд.ОООИ КТЦ,
Лада, 2007г.250стр
6.
Васильевой М.А., СС Комаровой «Программа воспитания и обучения в д.саду», изд
7.
Гирндт Сюзанна « Разноцветные поделки из природного материала», изд. «Айрис –
Пресс»,2007г.183стр.
8.
Гоффманн П. « Поделки из соломинок», изд. «Айрис - пресс», 2007г,4-30стр.
9.
Грушена Л.В.» Я дарю подарки», изд.Мир Книги « Карапуз», 2008г. 48стр.
10.
Гудрун Шмитт « Современный квиллинг», изд. ООО «Астрель» - Москва,2013г,
стр.32
11.
Дадашова З.Р. « Волшебная бумага», изд. ООО « Феникс», Ростов – на – Дону,
2013г,стр 4-88
12.
Зайцева А. « Идеи для праздника», изд. Росмэн – Москва, 2008г, стр.3-30.
13.
Зайцева А. «Снежинки, гирлянды и новогодние фигурки», изд .Москва, 2014г,
стр3-59
14.
Кабаченко С. « Подели из спичек», изд « Эксмо», 2008г.стр.18 -21.
15.
Кочеткова Н.В. « Мастерим игрушки сами», изд, « Учитель», Волгоград, 2011г, с3139
16.
Лыкова И.А. « Я делаю аппликацию», изд.Мир Книги « Карапуз», 2008г 48стр
17.
Малышева А.Н, Н.В. Ермолаева «Аппликация в д/саду», изд. « Академия развития»
- 2010г, стр.144.
18.
Маркелова О.Н « Поделки из природного материала», изд«Учитель»,Волгоград,с397
19.
Новикова И.В. «Подарки и сувениры», изд,ООО «Академия развития» -Ярославль,
2013г,стр 4-79.
20.
Перевертень Т.И. « Поделки из ракушек», изд.ООО АСТ « Сталкер», 2002г.12стр.
21.
Румянцева Е « Аппликация. Простые поделки», изд.» Айрис-Пресс», 2007г.138стр.
22.
Савенкова « Поли художественное образование, как фактор развития детей и
юношества», изд « Педагогика», - Москва, 2006г, №5 стр.17
23.
Скоробогатова Е.В. « Поделки», изд. « Оникс» 2008г,3-32стр.
24.
УолтерХелек « Узоры из бумажных лент», изд. «Киола–Пресс», 2006г.стр.5-15; 4695.
25.
Фирсова А, А.Евсеева, И.Матвеева «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и
Андрюшки», изд. « Либерея–Бибиформ» 2006 №,5стр38;

26.
Шеблюкин, Качанова И.И, Ромашина В.И. « Аппликационные работы в начальных
классах», Изд « Просвещение», 2001г.стр.120-135.
27.
Шультце Вернер « Зверюшки из пробок», изд. «АРТ –Родник», 2007гстр.4-30.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Календарный учебный график на 2022 – 2023гг.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Содержание
Начало учебного года
Окончание учебного года
Адаптационный период
Промежуточная аттестация
Зимние каникулы
Итоговая аттестация
Продолжительность учебного года
Летние каникулы

1 – й учебный год

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Диагностика развития творческих способностей в аппликации у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: выявить уровень умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста.
Методика обследования :наблюдение за ребенком во время выполнения работы и анализа детских работ.

п/п

ФИО ребенка

Резание
бумаги по
прямой,
вырезание
кругов и
овалов
н

к

Преобразова
Вырезание из
ние одних
бумаги
геометрическ
сложенной
их фигур в
гармошкой
другие
н

к

н

к

Вырезание
симметричн
ых деталей
из бумаги
сложенной
вдвое
н

к

Владение
способом
обрывания

н

к

Создание
предметных
и сюжетных
композиций

н

к

Создавать
изображения
предметов из
частей и
декор
композиций
из
симметричны
х узоров
н
к

На основании перечисленных умений были определены критерии оценки уровня сформированности технических
умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста по трехбалльной шкале:
3 балла - ребенок хорошо владеет приемами резания бумаги по прямой, наискосок, преобразования одной фигуры в другие, путем
разрезания геометрических фигур на две и более частей, вырезание из бумаги сложенной гармошкой.
Умеет вырезать круги из квадратов и овалы из прямоугольников, создавать изображения предметов из частей, составлять узор из
геометрических элементов.
Владеет умением создавать сюжетную композицию из нескольких деталей, выполнять симметричный узор на бумаге различной формы.
Владеет приемом вырезания симметричных фигур из бумаги, сложенной вдвое и выполняет аппликацию способом обрывания.
2 балла - ребенок недостаточно владеет различными приемами резания бумаги.
Допускает ошибки при создании изображения предметов из частей, составлении узора геометрических элементов.

Недостаточно владеет умением создавать сюжетную композицию из нескольких деталей, выполнять симметричный узор на бумаге
различной формы.
Требуется незначительная помощь со стороны педагога.
1балл - ребенок слабо владеет различными приемами резания бумаги.
Допускает грубые ошибки при создании изображения предметов из частей, составлении узора из геометрических элементов.
Не умеет создавать сюжетную композицию из нескольких деталей, выполнять симметричный узор. Уровень ручной умелости низкий,
поэтому плохо владеет способом обрывания.
Ребенку необходима постоянная поддержка и стимуляция деятельности со стороны педагога.
По окончании обследования в соответствии с критериями высчитывается среднее значение на каждого ребенка, т.е. суммируются баллы по
всем заданиям и делятся на общее количество заданий (7). По среднему баллу определяется уровень развития сформированности
технических умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста :

2,6-3-балла - высокий уровень сформированности технических умений в аппликации;

2-2,5 -балла - средний уровень сформированности технических умений в аппликации;

1-1,9 - балл - низкий уровень сформированности технических умений в аппликации.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».