ПДО Рослая Г.Н

Пояснительная записка.
Ритмика - один из разделов хореографии, занятия которой прекрасно развивают
творческое воображение детей. Детство является периодом наиболее благоприятным,
т.к. через движение ребёнок ярче и эмоциональней воспринимает музыку, чувствует
смену её настроения, понимает и ощущает её, развивает эмоции, интересы, вкусы, т.е.
приобщается к музыкальной культуре, обогащается его духовный мир. Упущение этого
периода невосполнимо.
Сочетание музыки и движений конкретизирует игровой образ. C одной стороны,
музыкальный образ способствует более точному и эмоциональному исполнению
движений, c другой – движения поясняют музыку, основные средства выразительности.
Актуальность программы:
Программа предполагает постепенное расширение и существенное углубление
знаний, развитие умений и навыков обучающихся более глубокое усвоение материала
путем последовательного прохождения, с учетом возрастных и психологических
особенностей детей. Изучение основ танцевального искусства предусматривает развитие у
ребенка пластики тела, координацию движений, музыкальности, что способствует
гармоническому, физическому развитию.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения, ориентирована на детей от 4,5 до
7 лет. Проходят два раза в неделю по 30 мин. в соответствии Сан ПиН. Обучение танцам
проводится для всех желающих без конкурсного отбора, но имеющие при себе справку от
терапевта об отсутствии противопоказаний к занятиям хореографией.
Цель программы – формирование и развитие творческой личности ребенка
дошкольного возраста на танцевально-ритмических занятиях.
Задачи:
Обучающие:
- Сформировать навыки основ танцевального искусства.
- Развивающие:
- Развивать природные способности (чувство ритма, гибкость, пластику).
- Воспитывающие:
- Воспитывать трудолюбие, терпение, выносливость, эстетический вкус.
- Здоровьесберегающие:
- Сохранить физическое и психическое здоровье.
Отличительные особенности программы:
- изменен срок реализации программы;
- изменено количество часов на изучение отдельных тем;
- частично изменено содержание учебного материала;
Данные изменения внесены с учетом интересов и возможностей детей.
Ведущей тенденцией обновления системы дополнительного образования детей
становится включение в инновационную деятельность, которая является атрибутивным,
доминирующим качеством учреждения.
Основные формы работы:
- занятия
- индивидуальная работа
- групповые, коллективные
- игры (словесные, подвижные, малоподвижные)
- концерты, открытые занятия

методические приемы:
- словесный (рассказ, беседа, объяснения)
- наглядный (показ иллюстраций, фотографий, наглядные материалы, видеоматериалы,
ДВД)
- практические работы (разминка, упражнения и др.)
- методические игры – усвоение движений в форме игры или наоборот, для отдыха, игры
на внимание, чувство ритма, динамические оттенки музыки, дидактические, подвижные,
народные игры.
Искусство танцам многообразно и безгранично, станцевать могут практически все
обладающие хотя бы небольшой динамикой. Полностью бездарных детей нет: у кого-то
получается одно, кто-то лучше справляется с другим – нужно выявлять эти характерные
особенности каждого ребенка и акцентировать внимание именно на них, развивать
именно индивидуальные возможности.
Принцип построения программы:
- разноуровневость, дифференциация и системность.
На занятиях обучающиеся познакомятся с историей танца, освоят его начальные,
основные навыки классического (бального), народно-сценического, эстрадного
танца/приложение №2/ .
Формы подведения итогов:
1.
Анализ техники исполнения.
2.
Выступление на праздниках, отчетных концертах.
Критериями оценки уровней
предъявляемые к концу года обучения.

освоения программы являются требования,

В конце обучения обучающиеся будут знать и уметь:

Выразительно исполнять движения под музыку;

Освоят разнообразные композиции и отдельные виды движений;

Умеют организовать игровое общение с другими детьми;

Точно и правильно исполнять движения в танцевальных
композициях.

Знать и соблюдать правила техники безопасности.
Структура учебного занятия
Построения занятия на всех годах обучения одинакова: подготовительная часть основная часть - заключительная часть.
Различается содержание и время отведенное на каждую из частей занятия. Основной
части занятия используются - подражательный, познавательный или практический виды
деятельности.
Теоретическая часть: знакомство детей с историей развития танцевального
искусства, с различными танцами, с культурными традициями народа.занятия проводятся
в игровой форме, что побуждает интерес и повышает запоминание. Основное условие в
планировании и проведении занятий - учитывать анатомо-физиологические особенности
детей дошкольного возраста.
Если на первом занятии допустить несобранность внимания, на рушение правил
поведения, то серьезное отношение, с которым пришли дети, пропадет и восстановить его
будет трудно: игры, упражнения превратятся в беспорядочную беготню, дети будут
возбуждаться, и занятия потеряют всякий смысл.

Практическая часть:
подготовительная часть - занимает 1/4 от всего занятия - это разминка для
формирования красивой осанки, пластики; упражнения на развитие основных умений и
навыков, на раскрепощение двигательного аппарата: («шалтай-болтай» (английская
народная песня), «поймай листочек, снежинку», «весенний дождик»); речевые игры, в
зависимости от поставленных задач (развитие двигательной активности (приложение 6),
ориентировка в пространстве, развитие ритмического слуха).
Основная часть - 2/4 времени - приобретаем и совершенствуем навыки, применяем
их в творчестве.
Заключительная часть - снимаем напряжение, излишнюю эмоциональность.
Использую игры, забавы, свободные действия под музыку.
Материально-техническая и методическое обеспечение.
1. Специализированный кабинет
2. Наглядные пособия (стенды)
3. Аудиоаппаратура
4. Аудио диски, DVD диски с музыкальным сопровождением
5. Иллюстрации к танцевальным упражнениям, движениям
6. Коврики для занятий
7. Видеоаппаратура
8. Телевизор
9.Спец. тренировочная одежда и обувь.
Программа содержит разделы:
- учебно-тренировочная работа
- специально-танцевально-художественная работа
- танцевальный репертуар
Программа обучения включает в себя:
I. Вводное занятие
1.1
Знакомство с детьми, беседа о правилах поведения в ДДТ, форме одежды,
инструктаж по Т.Б. Рассказ о истории развития танцевального искусства, коллективах,
культура поведения и общения, правила поведения на танцевальном вечере, беседа о
правилах поведения в обществе, друг с другом и т.д. Рассказ о хореографических
ансамблях, музыке. Что такое дружба? Основные понятия: типы взаимоотношений друг с
другом.
Доброжелательность - чувство, сопутствующее понятию дружба. Примеры
проявления и формы доброжелательности в мире, в искусстве, в танце. Умение через
пластику, движение выразить это чувство, передать его зрителю.
2. Учебно-тренировочная работа.
2.1. Музыкально-ритмические занятия.
Ритмика – специальный раздел, который имеет целью активизировать восприятие детьми
музыку через движение и помочь выявить их музыкальные способности. С первых
занятий дети должны приобрести необходимые музыкально-двигательные навыки,
привыкнуть внимательно слушать музыку во время движения, начинать или оканчивать
движения вместе с музыкой.
Музыка и движение являются основными средствами ритмической тренировки.
Передача в движении ритма сменяющихся разнохарактерных тем – ведущий метод

ритмической тренировки. Движения могут применяться самые разнообразные: и бытовые,
и гимнастические, и танцевальные.
Характерная черта ритмических занятий:
Более активная реакция на музыку — стремлению эмоционально, образно передать
в движениях сюжет игры, действия персонажей. Ребята не просто прыгают, «как
зайчики», переступают медленно и тяжело, «как медведи». Они должны передать
характер действующего лица, его качества (смелость, трусливость, задор, спокойствие и т.
Д.), а также развитие событий, конфликтные или дружеские общения действующих
героев.
Выполняя музыкальные задания, ребята учатся дифференцировать характер
движений: во время ходьбы — передавать торжественное, подъемное настроение
праздничного шествия, спокойную плавную поступь русских хороводов; в поскоках —
двигаться
легко,
изящно.
Значительно расширяется объем движений, особенно танцевальных.
- большое количество заданий для коллективного выполнения – помогает детям
ориентироваться в пространстве (ходьба с перестроением).
2.2. Вспомогательные и корригирующие упражнения. Обучение специальным
навыкам хореографии ведется долго, кропотливо. Препятствием нередко бывают
недостатки физического развития ребенка. Это, в основном, чрезмерное сопротивляемость
связок, особое состояние некоторых мышц т.п. известных успехов можно добиться путем
специальных корригирующих упражнений.
Вспомогательные, корригирующие упражнение выполняются лежа на спине,
животе, сидя, стоя на коленях («лягушка», «кошечка», «лодочка» и т.д.)
/приложение № 4 ./
Упражнения, исполняемые на полу, освобождают позвоночник от той
дополнительной нагрузки, которую ребенок испытывает когда находится в вертикальном
положении. Они позволяют с наименьшей затратой энергии достичь сразу трех целей:
повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, увеличить силу
мышц.
2.3. Танцевальные элементы.
Содержит разделы основ классического (бального) танца, народно-сценического,
современного /приложение№ 4/. Включенные в раздел упражнения способствуют
формированию правильной осанки.
Задачей педагога при работе с детьми на первом этапе является правильная
постановка корпуса, ног, рук, головы (развитие физических данных, выработка
элементарных данных координации движений).
В процессе обучения следует учитывать физическую нагрузку детей, не допуская
перенапряжения, а также учить их правильно двигаться при исполнении упражнения и
танца.
3. Специальная танцевально-художественная работа.
На начальном этапе обучения сочетаются все виды деятельности: ритмика,
вспомогательные и корригирующие упражнения, элементы классического, народного
танца, упражнения на ориентировку в пространстве, разучивание танцев. Таким образом,
на каждом занятии необходимо сочетать материал из всех разделов программы.
Музыкально-ритмический репертуар
Музыка в играх, хороводах, плясках занимает ведущее место. Содержание
произведений, его музыкальные средства, построение — основной побудитель
выразительных движений ребенка.

Особое значение в воспитании приобретает детская музыка советских
композиторов. Создан новый жанр музыкально-педагогической литературы по ритмике.
Композиторами: А. Александровым, С. Разореновым, Е. Тиличеевой и другими написаны
разнообразные
марши:
торжественно-праздничные,
энергичные,
спокойные,
раскрывающие возможности этого жанра. Изящные польки, плавные, нежные вальсы,
написанные Д. Кабалевским, Ю. Чичковым, В. Агафонниковым, отличаются большими
художественными
достоинствами.
Учебно-тематический план
Наименование раздела,
Количество часов
темы
Теор
Практ

№

I

2

4

Форма
контроля

Вводное занятие

2

1

3

наблюдение

Учебно-тренировочная
работа

21

60

81

Анализ
активности

18

24

18

21

24

36

15

21

2.1.
Музыкальноритмические
занятия 6
(ритмика)
2.2. Вспомогательные и
корригирующие
3
упражнения.
2.3.
Танцевальные
элементы:
основ
классического
12
(бального)
- народно-сценического
-современного
Специальная
танцевально6
художественная работа

3

Всего
часов

3.1. Постановочная

3

6

9

3.2. Репетиционная

3

6

9

3.3. Выступления

-

3

3

Воспитательные
мероприятия

1

2

3

30

78

108

Итого

Краткое содержание образовательной программы.
Теория
Практика

Анализ
активности

выступление

Знакомство с детьми,
беседа
о
правилах
поведения в ддт, форме
одежды, инструктаж по
тб. Рассказ о истории
развития танцевального
Демонстрация фотографии, иллюстраций,
I. Вводное занятие искусства, коллективах,
видеоматериалов, dvd.
культура поведения и
общения,
правила
поведения
на
танцевальном
вечере,
беседа
о
правилах
поведения в обществе.
Подготовительные упражнения.
Упражнения для мышц шеи, плеч, рук,
корпуса, ног, стоп
Примеры упражнений: «деревянные и
тряпичные куклы», «твердые и мягкие
руки», «мельница», «маятник»;
Различная
ходьба;
маршировка
с
перестроением: круг, змейка; "как солдаты"
с прямыми коленями; "как лошадки" с
высоким коленом; "как медведь" на
внешней стороне стопы; хлопки в ладоши с выделением сильной доли; бег и другие
движения.
Музыкально ритмические движения:
Основные
понятия
ходьба
бодрая
и
спокойная
с
построения:
колонка;
подниманием ног на всей стопе и
шеренга; цепочка; круг.
2
Учебнополупальцах;
шаг
сноска;
бег
с
Основные
понятия
тренировочная
отбрасыванием ног назад и подъемом
перестроения:
из
работа.
наверх; сочетание бега с ритмичными
колонны в цепочку; из
хлопками; сочетание ходьбы с бегом;
шеренги в цепочку; из
2.1. Музыкальноработа над образными движениями.
колонны в шеренгу.
ритмические
Примеры:
Правила музыкальных
занятия.
«ходит балерина», «шагают спортсмены»,
игр.
«идет мишка», «бегут цыплята», «скачет
заяц, белка»; хороводный сценический
шаг; притопы (выставление ноги на пятку
и носок.
Воспроизведение на хлопках и шагах
разнообразных рисунков, состоящих из
четвертей, восьмых, половинных и целых.
Активизация
и
развитие
творческих
способностей детей. Создание детьми
несложного музыкального образа. Развитие
через
игру
воображения,
мышечной,
зрительной, эмоциональной памяти.
Примеры игр: «день и ночь», «лиса и
куры»,
Сочинение простых движений для игры
«повторяшки».

Беседы:
Представления о своем
физическом
теле,
из чего оно состоит и как
работает и т.д.
2.2.
Обучение
умению
Вспомогательные
понимать и «ощущать»
и корригирующие
способы двигательного
упражнения.
аппарата с помощью
Партерный
которых двигается все
экзерсис
тело и его отдельные
части

2.3. Танцевальные
элементы
Изучение
основ
классического
(бального),
народного
танцев;

Основ
классического
(бального) танцев. Привитие
любви
к
народной танцевальной
культуре.
Народносценический
Обогащение
двигательного
опыта
Современный
разнообразными видами
танец
движений.

Ориентировка
в
пространстве
зала;
упражнения на развитие чувства ритма;
ритмопластические
упражнения
на
координацию для рук, ног, корпуса, головы.
Упражнения для развития умения детей
двигаться в соответствии с разнообразным
характером музыки.
Упражнения: «веселый поезд»; «найти
свое место»; «кот и мыши»; «кто лучше
скачет?», «бег»,
«качание рук»,
"упражнения с осенними листьями".
Все упражнения в игровой форме.
Постановка корпуса сидя на полу «стульчик
и кресло», «старики и молодые».
Упражнения для стоп: одновременное
сокращение стоп «иголки, утюжки»;
поочередное сокращение стоп «нажимаем
на педали»; круговое вращение стоп.
Наклоны вперед к ногам: «прищепка» или
«книжка»; охлопком рук.
Упражнения лежа на животе. Перегибы
корпуса назад на вытянутых руках: «мудрая
змея»; «корзиночка».
Раскрытие рук в стороны: «самолетик».
Одновременное поднимание рук и ног:
«парашютисты». Поочередное поднимание
рук и ног «лодочка». «велосипед»: медленно
(«поднимаемся в гору»), быстро («катимся
с горы»).
Упражнения сидя: «лягушка». Растяжки.
Перегибы корпуса назад
Лежа на животе - упражнения: "рыбка",
"змейка";
Стоя на коленях - "кошечка", "собака у
ворот",
Тренировка суставно-мышечного аппарата
учащихся,
мускулатуры
всего
тела,
особенно ног, рук, спины.
Формирование
осанки,
координации
движений, устойчивость, выворотность,
эластичность голеностопного, коленного и
тазобедренного суставов, позиции ног и рук.
Изучение элементов танца:
- поклон
- положение рук в парах (иллюстрации)
- движение рук:
Ходы:
- подскоки
- простой ход
- боковой шаг
- притопы
- шаги (бытовой шаг и легкий танцевальный

шаг)
Положение корпуса, головы, плеч, ног.
Изучение
элементов
танца:
па польки; боковой галоп; подскоки;
кружения и тд.
2.4.специальная
танцевальнохудожественная
работа

Развитие способности ориентироваться в
Посещение концертных
пространстве.
Учимся
выступлений
детских
импровизировать и составлять простые
хореографических
музыкально-двигательные образы
и
коллективов.
сюжетно – тематические композиции.
Придумать
движения
по
темам,
Беседа:
предложенным преподавателем.
«путешествие в
мир
«ветер и листья»; «снежинки»; «эхо»;
хореографии»
«угадай» (покачивание рук ; легкий бег;
плавное кружение;)

3.1.
Постановочная
3.2.
Репетиционная

Беседа
о
правилах
общения и работы в
коллективе
(активно
воспитываются
самостоятельность,
доброжелательность друг
к другу).

3.3. Выступления

Обсуждение и оценка
детьми
собственных
выступлений.

Соединение отдельных элементов-движений
в танцевальную композицию
.примерный танцевальный репертуар:
Хороводы:
Муз.
«зимний
праздник
»муз.
М.
Староколоменского;»
Под новый год» муз. М. Зарицкой.;
«к нам приходит новый год», муз. В.
Берчик.
танец стирка (пружинка; полуприседание с
поворотом
корпуса)
полька (шаг вперед; хлопки; подскоки) и
т.д.
- «вальс» муз. Ф .шуберта;
Сохранение
правильной
осанки,
сознательное выполнение повторяющиеся
комбинации объединенных действий, что
содействует запоминанию,повторению и
совершенствованию танца со всеми его
контрастами
в
движениях
и
в
использовании пространства.
Открытое занятие для родителей

Список используемой литературы:
1. БарышеваТ. «Азбука хореографии» Москва, Рольф, 2002г
2. Баранов А.Б. «Развитие артистизма у детей», «дополнительное образование» №112003 г.
3. Буренина А.И.
«Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике
длядетей», Лоиро, 2000 г.
4. БушелеваБ. В. Поговорим о воспитанности: кн. Для подростков. – М.: просвещение;
2001. – 192 с. Ил.
5. Богоявленская т. Дополнительная образовательная программа танцевального ансамбля
«Санта Лючия».
6. Ваганова А.Я Основы классического танца,- Спб., 2000г.
7. Васильева т.к «секрет танца», «диамант», 2001 г.
8. Васильева М.А. ГербоваВ.В. Комарова Т.С »Программа воспитания и обучения в
детском саду»,м.,»мозаика-синтез»,2006 г.
9. Васильева-рождественскаяМ.В историко-бытовой танец; учеб. Пособие.-2-е изд.,
пересмотр.-м.: искусство,1998. -382 с.: рис.
10. Воспитание и обучение в подготовительной к школе группы детского сада.
Программа и методические рекомендации. Сост. Т.С. комарова.-м..:мозаикасинтез,2006.-224 с.
11. . Н. А. Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду» - м., просвещение, 1981;
стр. 140
12. Константинова е. Е. «новые бальные танцы», 2000г.
13. Иванченко В. Н.«Занятия в системе дополнительного образования детей»учебнометодическое пособие для специалистов по дополнительному образованию детей;
методистов; учителей; ростов .н/д: изд-во»учитель», 2007-288с.
14. КайдашЮ . «танцевальный клондайк », Москва, 2003 г.
15. Картавых Н., КарповичО., КобленцкоО. Школа танцев для детей: вальс, самба,
чача-ча, хип-хоп.-СПБ.: «ленинградское издательство»,2011.-224с.
16. В. И. Краснов, Т. Г.Краснова «в вихре танца» методическое пособие -м..гоудод
фцтту.2007.-80 с.
17. ЛакоценинаТ. П.
« взаимодействие общего и дополнительного образования
детей:новые подходы»- практическое пособие для руководителей специалистов по
дополнительному образованию. Ростов н/д: Издательство «учитель» 2007 –стр.256
18. Лифиц К.В. «ритмика» учебное пособие, Москва «академия», 2000г
19. МонаховаЕ.А. «школа танцев для детей», ленинградское издательство, 2009 г
20. Методические рекомендации к «программе воспитания и обучения в детском саду.
Под ред. В. В. Гербовой ,Т.С. Комаровой.-3-е изд., испр. И доп.-м.:»мозаикасинтез»,2007.-400 с.
21. Е .В.Назайкинский «музыкальное восприятие - как проблема музыкознания» - м., 1980;
стр.91
22. Селезнева А., С. Елкина «фитнес-экспресс», Москва, 2004 г.
23. Семенова т. «клубные танцы», Москва, 2006 г.
24. Слуцкая с.л «танцевальная мозаика», Москва, 2006 г.
25. ФисановичТ.М «танцы для девочек», 2000г.
26. БуйловаЛ.Н. «жизнь в танцах», «внешкольник» №10-2001 г.
27. Филатова г. А. «хочу танцевать» издательство «махаон» 2004г.

Рекомендуемая литература для родителей
1. Баранов А.Б. «Развитие артистизма у детей», «дополнительное образование» №11-

2003г.
2. Буренина А.И.. «Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для
детей», Лоиро, 2000 г.
3. БушелеваБ. В. Поговорим о воспитанности: кн. Для подростков. – М.:
просвещение; 2001. – 192 с. Ил.
4. Васильева Т.К. «Секрет танца», динамит 2001г.
5. Ваганова А.Я.; Основы классического танца,- спб., 2000
6. Воспитание и обучение в подготовительной к школе группы детского сада.
Программа и методические рекомендации. Сост. Т.С. Комарова.-М..:мозаикасинтез,2006.-224 с.
7. . Н.А. Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду» - м., просвещение,
1981; стр. 140
8. Картавых Н, Карпович;О. КобленцкоО. Школа танцев для детей: вальс, самба,
ча-ча-ча, хип-хоп.-спб.: «ленинградское издательство»,2011.-224с.
9. Монахов Е.А. . «школа танцев для детей», ленинградское издательство, 2009г.
10. Методические рекомендации к «программе воспитания и обучения в детском саду.
Под ред. В. В. Гербовой Т.С.Комаровой.-3-е изд., испр. И доп.-м.:»Мозаикасинтез»,2007.-400 с.
11.Методика музыкального воспитания в детском саду: «дошк. Воспитание»/ н.а.
Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н.Комиссарова и др.; под ред. Н.АВетлугиной. –
3-е изд., испр. И доп. – м.: просвещение, 1989. – 270 с.: нот.
12. Слуцкая С.. Л. «Танцевальная мозаика», Москва, 2006 г.

Музыкальный материал для занятий с детьми:
1.русские народные танцы и танцы народов мира
Выпуск 1. Я с комариком плясала.
Выпуск 2. Светит месяц.
Выпуск 3. От барыни до сиртаки.
Выпуск 4.от лезгинки до чардаша.
Выпуск 5.от кадрили до кантри.
2.звуковой учебник танца /музыкально-ритмические движения и танцы/
Выпуск 1. Основные движения.
Выпуск 2. Развитие творческих способностей.
Выпуск 3. Упражнения с предметами и материал для праздников.
Выпуск 4. Элементы русской пляски.
Выпуск 5. Мы играем.
Выпуск 6. Элементы танца.
3.шедевры мировой классики.
-п.чайковский. Соч. 40 №2,грустная песенка.
-м.мусорский. Гопак из оперы «сорочинская ярмарка»
- -а.хачатурян. Танец девушек из балета «гаянэ».
-л.бетховен. Контрданс.
-ф.шуберт. Экосез.
-с.прокофьев. Детская музыка.
4.танцуют все!/народные танцы; бальные танцы;музыка для души./
5. Лучшие бальные танцы.
6.марши и вальсы в исполнении духовых оркестров и др.

Приложение №1
Методические рекомендации
Хореографическое
искусство
развивает
в
детях
чувство
красоты и выразительность движений, формирует их фигуру, вырабатывает осанку, укрепляет
физически. Систематические занятия хореографией способствуют общей и эстетической
культуре воспитанников, развитию танцевальных, музыкальных и творческих
способностей.
В процессе работы над основными танцевальными движениями воспитываются
технические навыки:
Первый - умение начинать движения с началом музыки.
Второй - умение придавать движению нужную форму. В процессе работы над
основными танцевальными движениями воспитываются технические динамическую
выразительность.
Третий - умение заканчивать движение точно с окончанием музыкального произведения.
Необходимо изучать основные виды движений в единстве с музыкальным образом.
Дети должны сразу почувствовать, что движение и музыка в каждом упражнении,
игре, танце органически связаны содержанием и формой. Для этого восприятие музыки и
двигательная реакция на нее должны протекать одновременно. Только при этом условии
возникает целостный музыкально двигательный образ.
В дальнейшей работе для развития танцевально-игрового творчества детям
предлагаются творческие задания. Детям предлагается самостоятельно выполнить
движения под музыку, используя импровизацию. Такие задания развивают у детей образность, выразительность движений, способствуют накоплению музыкальных
впечатлений, музыкального опыта.
С целью развития танцевальной импровизации хорошо использовать различные
переплясы. Дети с большим удовольствием соревнуются в нахождении новых сочетаний
знакомых плясовых движений. Не все получается сразу хорошо и легко. Движения могут
быть однообразными, скованными. Но к концу обучения многие могут достаточно
выразительно передать в танце характер, настроение.
Во время года обучения с детьми - проводится работа по «закладке» всех
вышеперечисленных умений и навыков; особое внимание уделяется привитию навыков
общения и работы в коллективе (активно воспитываются самостоятельность, аккуратность,
доброжелательность друг к другу и такой немаловажный психический процесс, как
произвольность. Основной формой обучения, в соответствии с ведущей деятельностью
детей этого возраста, является игра, причем, естественно, игра музыкальная, а также в
сочетании с ней детям предлагается изучение отдельных танцевальных миниатюр,- «Баюбай»-, -«Лошадки», «Паровозик», Изучение несложных детских танцев (например,
«Колыбельная», «Моя любимая кукла» и другие).
На этом этапе обучения лишь 40% урока отводится на музыкальные игры, а
остальное время - на гимнастические упражнения. Продолжается работа по развитию
музыкально-ритмических возможностей детей и активизируется работа по коррекции
строения тела, развитию осанки, укреплению общефизического состояния ребенка.
Продолжается воспитание любви к искусству танца.

Приложение № 2
Основы классического танца
Среди большого разнообразия танцевального искусства-классический танец основной предмет хореографического образования. Систематические занятия соразмерно
развивают фигуру ребенка, способствуют устранению ряда физических недостатков,
вырабатывают правильную и красивую осанку, силу и эластичность мышц, гибкость
корпуса, развиваются выворотность ног, танцевальный шаг, закладываются основы для
прыжка, даются навыки осмысленности и выразительности исполнения движений.
Движения исполняются на середине зала. Прыжковые комбинации должны
состоять из маленьких прыжков с двух ног на две, подготавливающих ноги к более
трудным маленьким прыжкам на одну ногу. Переход от маленьких прыжков к средним
должен быть постеленным, несложные средние прыжки комбинируются с маленькими.
Далее следуют более сложные прыжки. Темп прыжковых упражнений устанавливается
педагогом в соответствии с требованием программы данного года обучения и,
естественно, должен быть различным. Все новые программные прыжки разучиваются в
медленном темпе, темп ускоряется по мере усвоения прыжка.
Основы русского танца
Обучение русскому танцу совершенствует координацию движений, способствует
дальнейшему укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало
участвуют в процессе занятий классическим танцем, дает возможность учащимся
овладеть сложностью темпов и ритмов.
На первом этапе обучения занятия проводятся на середине зала, такая система дает
возможность заложить фундамент целого ряда важнейших исполнительских качеств и
обнаружить ряд мало использованных резервов. Это освоение зала, движение по
площадке в различных ракурсах, развитие чувства позы, навыки координации,
культуры общения
с партнером,
начальные навыки ансамблевого исполнения,
эмоциональная отзывчивость, умение передать в движении стилевые особенности
народной музыки, разнообразие темпов и ритмов, что является основой, формирующей
чистоту стилей и хорошую манеру исполнения.На основе навыков и умений, полученных
на первых этапах, Начинается изучение основных элементов у станка, освоив которых
учащийся приступает к их совершенствованию.
Дальнейшее увеличение мышечной нагрузки в течение всего периода обучения
происходит постепенно и планомерно введением новых технических приемов.
Важнейшим компонентом в обучении является воспитание эмоциональной
выразительности, но без навязывания «взрослой» манеры исполнения и утрирования
мимической «игры». Исполнение должно быть естественным, предлагаемый материал всегда соответствовать техническим возможностям и возрастной психологии.
Усвоение программы опирается на дифференцированный подход к детям и
состоянию группы. Многое зависит от физических данных учащихся, от степени их
способности к восприятию предлагаемого материала.
Немаловажную
роль
играет
раздельное
обучение
мальчиков
и девочек, музыкальное сопровождение каждого элемента, возрастное восприятие музыки.
Основы народно-сценического танца
В основу обучения народно-сценическому танцу положено сочетание логической
системы*отечественной школы танца и многообразие народной пластики. Приобщение к
танцевальной куль туре разных народностей расширяет хореографические знания,
развивает эмоциональность и выразительность танцоров.
Одна из особенностей пластики каждого народного танца -неповторимость
координации движений. Восприимчивость к многообразию координации воспитывается

при освоении народно-сценического танца, который здесь имеет едва ли не первенствующее значение.
Последовательность движений на занятиях должна подчиняться принципу
чередования движений, которые задействуют разные группы мышц, логике
построения занятия по нарастанию общей нагрузки и вместе с тем сочетанию
моментов общей нагрузки и относительного отдыха. Каждое упражнение изучается
первоначально в своей основной форме, затем постепенно вводятся его разновидности,
сочетания и комбинации с другими движениями. Не следует увлекаться только
количеством изучаемого материала, надо серьезно отрабатывать каждый этап, ранее,
добиваясь чистоты и грамотности исполнения.
Занятия на середине по освоению народно сценического танца максимально
приближены к условиям сцены.
Эстрадный
танец
(по системе Князева)
в программу занятий входят упражнения по развитию
современной пластики: партерная гимнастика по отдельных групп мышц.
При исполнении упражнений необходимо следить, чтобы те части тела,
которые в данный момент не заде вались статичными. Это способствует не только
постепенному разогреву, но и тренировке дифференцированного мышечного чувства,
что позволяет совершенствовать пластику всего тела и овладевать исполнением сложных
по координации движений. В последней части урока предлагаются танцевальные движения и комбинации различной координационной сложности, соответствующие стилям
Джаз, Техно-рейф, Модерн.
Методика и основные принципы построения тренажа: все упражнения тренажа
выстраиваются с учетом постепенного возрастания физической нагрузки - от легких
движений к трудным, от простых к сложным, от медленного темпа к быстрому, постепенно варьируя известные элементы, осваиваются более сложные по координации
движения.
Организация творческой деятельности обучающихся позволяет педагогу увидеть
характер ребенка, найти индивидуальный подход к нему с учетом пола, возраста,
темперамента, его интересов и потребностей в данного рода деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.
При создании творческих или проблемных ситуаций широко используется метод
моделирования детьми «взрослых отношений». Как известно, дети очень любят играть
«во взрослых». И познание материального и духовного мира у них в основном
происходит через подражательные игры.

Приложение № 3
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
(рекомендации)

Все встали и сделали вдох!
На секунду задержали воздух и спокойно сделали выдох, произнося звук «ф».
Не надо стараться взять воздух до предела и не нужно напрягаться!
На три секунды — вдох, секунда — задержка, на пять секунд спокойный плавный
выдох на «ф».
Вот некоторые из вас при вдохе поднимают плечи — это неверно, так вы быстро
устанете.
Дышать нужно, как космонавты в полете.
Как это?
Давайте попробуем!
Пять человек лягут на ковер и положат ладошку на живот.
Теперь спокойно сделайте вдох и выдох.
Чувствуете, как ладошка поднимается и опускается?
Глядеть на ладонь не надо, не напрягайтесь!
Теперь другая пятерка будет «космонавтами», а вы попробуйте, уже стоя, сделать
вдох, чтобы ладошка отталкивалась от живота при вдохе.
Диафрагматическое дыхание совершается главным образом при помощи опускания
диафрагмы во время вдоха, отчего стенки живота несколько выпячиваются вперед. Это не
исключает реберного дыхания, когда расширяются боковые стенки грудной клетки.
Правильным дыханием является смешанно-диафрагматическое.
Когда дети осознают, какое дыхание является правильным, им дается задание на
дом: каждое утро и вечер лежа проделать несколько раз упражнение «космонавтов»,
выдыхая воздух при чтении букв «ф», «с» или «з». Запомнив найденное движение, при
вдохе лежа, ученик сумеет произвольно повторить его стоя. Впоследствии это дыхание
станет уже непроизвольным.
Нужно объяснить детям, как при чтении стихов правильно добирать воздух, чтобы
не разрывать строчки)ш можно сделать на примере популярных детских стихов: «Идет
бычок качается...» или «Наша Таня громко плачет...». Ладошка лежит на животе, чтобы
ощутить, правильно ли делается вдох. Вдох — две строчки текста - подбор — еще две
строчки и т.д.

Приложение № 4
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
НА СЦЕНИЧЕСКОЙ ПЛОЩАДКЕ
1. Воображаемое путешествие
УЧИТЕЛЬ. Сейчас мы отправимся с вами в путешествие. Я буду описывать место, где мы
окажемся, а вы должны представить, увидеть его мысленно и делать то, что вам
подскажет ваше сознание. Итак, возьмем со стульев воображаемые рюкзаки, наденем их,
выйдем на сцену. Перед вами поляна, полная полевых цветов и ягод. Рвите цветы для
букета. Собирайте ягоды! Но для начала определите для себя — какой это цветок или
ягода, потому что я могу спросить вас — что это? Учтите, все растет в траве, а значит, не
сразу увидишь. Поэтому траву нужно осторожно раздвигать руками. Ну, а теперь мы
пошли дальше по дороге к лесу. Здесь течет ручей, а через него перекинута доска.
Переходите по доске! Мы вошли в лес, где много грибов и малины. Присмотритесь
сначала! Теперь мы отдохнем и перекусим. Достаньте из рюкзачков то, что вам дала в
дорогу мама, и перекусите! А я буду угадывать, что вы едите. Примечание.
Класс лучше разделить пополам. Одна группа выполняет задания, другая смотрит и определяет, кто вел себя более естественно и правдиво. Затем можно поменяться местами.
2.
«Изобрази птицу или животное»
УЧИТЕЛЬ. Сейчас каждый из вас задумает, в какое животное или птицу он хочет
превратиться, и покажет в виде пантомимы. А мы будем угадывать: кто это? Первое условие
— верить в превращение. Не улыбаться во время показа! Начали!
Первое замечание — животные ходят на четырех лапах, а кое-кто из вас передвигался на
коленях. Это неправильно, так животные не передвигаются, разве только черепахи.
Второе замечание -л вы просто ходили, а животные всегда заняты чем-то определенным:
ищут еду, играют, спасаются от врага. Задание на дом: понаблюдать за поведением кошки,
собаки, вороны, воробья и попытаться повторить их движения.
3.
«Привычки и повадки животных»
УЧИТЕЛЬ. Действуйте, задавая себе вопросы и отвечая на них: «Что бы я делал, если бы у
меня были крылья? Если бы у меня был длинный клюв? Если бы я подстерегал добычу?»
Сопровождайте мысленно свои действия словесным комментарием, например:
—Я дятел. Вот я крепко держусь когтями за дерево, долблю кору. Под
ней вкусные жучки. Вот я одного нашел, теперь проглочу...
—Я черепаха. Никому не доверяю. Чуть что — голову прячу под панцирь. Я ищу еду.
Теперь попью...
4.
«Встреча двух детенышей»
УЧИТЕЛЬ. Представим себе, что детеныши двух разных животных первый раз вышли на
прогулку и встретились. Они еще не знают, с кем произошла встреча, поэтому стараются
узнать друг о друге все: кто он, где живет, чем питается, кого опасается и т.д. Прежде чем
войти в образ, продумайте все эти вопросы.
5.
«Животные во дворе»
УЧИТЕЛЬ. Сначала давайте вспомним, какие домашние животные обитают на деревенском
дворе... У них у всех разные характеры. Даже животные одного вида этим отличаются Друг
от друга. А теперь я дам каждому карточку, где написано, кого он будет изображать, а мы
попытаемся догадаться, что это за животное, и определить его характер. На сцену
одновременно будут вызываться несколько учеников. Карточки: надменный индюк,
трусливый кролик, голодный поросенок, злобный гусь, красавец павлин, рассерженный
петух, бодливый козел, ленивый кот, крикливый щенок, наглая ворона, юркий воробей и
т.д.
6.«Картина»

УЧИТЕЛЬ. Представьте, что наша сцена — это чистый лист бумаги. Вам нужно нарисовать
картину на заданную тему. Перед тем, как выйти на сцену, нужно решить, кто ты и что
будешь делать. Когда один из учеников примет им задуманную позу, то другие должны
угадать, что он делает. Можно изображать и неодушевленные предметы: камень, дерево и
т.д. Условие: нельзя повторяться. Темы: «На речке летом», «В лесу», «На спортивной
площадке», «В огороде», «В городском парке».

Дополнительный материал к занятиям № 1
"Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и
проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и
музыка для души.
Ввиду этого, воспитание в музыке надо считать главным, благодаря ему Ритм и
Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют её красотой и делают
человека прекрасно мыслящим. Он будет восхищаться прекрасным и с радостью
воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт" (Платон).
У философов Древней Греции, по мнению которых основой прекрасногоявляется
Гармония, было не мало последователей. Идея синтеза музыки и движения была подхвачена
швейцарским педагогом и музыкантом Эмилем Жаком Далькрозом (1865-1950 гг.),
который разработал на его основе систему музыкально-ритмического воспитания детей.
Заслуга Э. Далькроза прежде всего в том, что он видел в музыкально-ритмических
упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти,
внимания, выразительности движений, творческого воображения. По его мнению "с первых
лет жизни ребёнка следовало бы начинать развитие в нём "мышечного чувства", то, в
свою очередь, способствует... более живой и успешной работе мозга".
Сам процесс занятий должен "приносить детям радость, иначе он теряет половину
своей цены". Швейцарский педагог выделял как основу именно музыку, поскольку в ней
заложен идеальный образец организованного движения; музыка регулирует движение и даёт
чёткие представления о соотношении между временем, пространством и движением.
Дальнейшее развитие система Э. Далькроза получила в работах его учеников и
последователей.
Члены московской ассоциацииритмистов (Н.Г. Александрова, В.А. Гринер, Е.В.
Конорова и др.) справедливо считали, что кембы не вырос ребёнок, ему необходим
тренинг танцевальных движений, оказывающих на него благотворное влияние во всех планах.
Александрова Н.Г. характеризовала танец, как одно из средств биосоциального
воспитания и ставила его в центр соприкосновения педагогики, психофизиологии, научной
организации труда, физкультуры, художественного развития и т.д.
Все эти идеи и изыскания легли в основу программы "Ритмическая мозаика" А.И.
Бурениной к.п.н. доцента ЛГОУ. Она обобщила и развила опыт предыдущих педагогов и
представила нам систему музыкально-ритмического воспитания, нацеленную на
формирование самостоятельной двигательной активности, как составного движения элемента
культуры личности школьника и дошкольника.
Метод музыкального движения используется ею для развития
эмоциональной, коммуникативной, психофизической и нравственной сферы развития
личности ребёнка.
Работая по данной программе в течение нескольких лет, мы реально ощутили
возможности метода музыкального движения в психофизическом развитии детей, а так же
оценили потенциал метода музыкального движения в духовно-нравственном развитии ребёнка.
Дальнейшее исследование привело нас к программе К.Орфа и Р.Штейнера (Эвритмия). В их
основу легли следующие идеи: Музыка по выражению Р.Ролана, является открытием "более
высоким, чем мудрость или философия", то движение, выражающее эту музыку, как бы
"прикасаются" к этой высокой мудрости, которую невозможно выразить словом. Прекрасная
музыка настраивает естественный и прекрасный "музыкальный инструмент" человеческое тело, гарантирует его и поднимает на более высокую ступень духовного
развития.
Танец - это один из основных способов выражения человеческих эмоций,
существующий с древних времен. С помощью ритмических движений человек
рассказывал о главных событиях в своей жизни, радостях, печалях, проявлял свой
национальный, этнический характер.

Движение - естественная потребность человека с момента его рождения.
Движение, как реакция на прослушанное, как творческое отображение музыки в
действии, свойственно детям любого возраста. Занимаясь хореографией, дети активно
участвуют в передаче характера музыки, ее темпа, динамики, ритма, формы. Они
подвижны, эмоциональны, восприимчивы к музыке, и многие понятия по музыкальной
грамоте ими легче усваиваются через движение.
Важнейшим фактором в музыкально-ритмическом движении является
эмоциональное переживание музыки. Чувства и настроения, вызванные музыкой,
придают движениям определенную эмоциональную окраску и выразительность.
Танец способствует правильному физическому развитию детей, имеет
оздоровительное значение, способствует более глубокому эмоционально-осознанному
восприятию музыки, большей тонкости слышания и различения отдельных музыкальновыразительных средств, пониманию музыкальных стилей и жанров.
Занятия хореографией оказывают на учащихся значительное воспитательное
воздействие. Танцы исполняются чаще всего всем коллективом и требуют четкого
взаимодействия всех участников, повышает дисциплину, чувства ответственности и
товарищества. Кроме того, у учащихся развивается память и внимание, вырабатывается
активное торможение (учащиеся постепенно приучаются делать четкие остановки с
окончанием музыки, точно переходить с одного движения на другое: с шага на бег или
подскоки и т.д.). Постепенно появляется уверенность, находчивость, воспитываются
активность и инициатива. В тесной связи со всем образовательным процессом занятия
хореографией на воспитание организованной, творческой, гармонически развитой личности.
В процессе обучения педагогами выявляются, такие особенности учащихся как характер,
темперамент, пристрастия и склонности. На основе разработанных педагогом
индивидуальных характеристик учащегося после освоения им основных движений
создается рисунок, танца, музыкальное сопровождение, подбираются партнеры, отрабатывается исполнение.
Программа ориентирована на интересы и потребности ребенка, направлена на
формирование его мыслительного потенциала, на становление творческой личности,
способной художественно осмыслить окружающий мир и явления жизни в искусстве.

Дополнительный материал к занятиям № 2
1.
Развитие музыкальности:

воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и
новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за
произведения и кто их написал;

обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;

развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, пере
давая как контрасты, так и оттенки настроений в звучании;


развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности:
темп — разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление
и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высо
кий, средний, низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы);
различать 2-3-частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру
частями), а также вариации, рондо;

развитие способности различать жанр произведения — плясовая (вальс, полька,
старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.),
марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.
2. Развитие двигательных качеств и умений
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.
Основные:

ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках,
пружинящим топающим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной), с
высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках,
"гусиным" шагом, с ускорением и замедлением;

бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий,
широкий, острый, пружинящий бег;

прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и с различными
вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп,
боковой галоп), поскок "легкий" и "сильный" и др.;
общеразвивающие упражнения —
на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения
на плавность движений, махи, пружин-ность); упражнения на развитие
гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и
ног;
имитационные движения—
различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ,
настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести
или легкости, разной среды — " в воде", "в воздухе" и т.д.);
плясовые движения —
элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по
координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из
современных, ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для
рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный
шаг, шаг с притопом и др.

3. Развитие умений ориентироваться в пространстве:
самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в
пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять
перестроения на основе танцевальных композиций ("змейка", "воротики", "спираль" и
др.).
4. Развитиетворческихспособностей:
 развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
 формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях,
под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая
пластический образ; .

 развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные дви жения
для выражения характера-музыки, умение оценивать свои творческие
проявления и давать оценку другим детям.
5. Развитие и тренировка психических процессов:
• тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов — умение изменять
движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального
произведения — по фразам;
 развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — на основе усложнения
заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки,
разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);
 развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость
грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например
"Рыбки легко и свободно резвятся в воде", "Кукла не хочет быть марионеткой
' она мечтает стать настоящей балериной" и др.
6.
Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
 воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и живот ным,
игровым персонажам (например, радоваться успеху других детей ]
переживать, если кто-то упал или уронил предмет; головной убор во врем;
движения);
 воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которы!
уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми
 воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий (находит
себе место, не толкаясь; не шуметь в помещении во время самостоятельных игр например, если кто-то отдыхает или работает, не танцевать, не проявлять бурн<
радость, если у кого-то горе и т.д.);
 воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми }
взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых: пропускать старшие
впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить е<
на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
'

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».