ПДО Максюта З.К

Пояснительная записка.
Рисунок – это зеркало чувств,
зрелость и развитие личности
ребенка.
К.Шейлби
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Изобразительная деятельность» в объединении «Школа дошкольника» относится к
художественной направленности.
Разработана на основании типовой программы «Воспитание и обучение в детском саду» под
редакцией М.А.Васильевой и др. и «Методических рекомендаций к программе воспитания и
обучения в детском саду» на основе министерства образования и науки Российской
Федерации 2010 г.
Уровень программы – базовый.
Программа основана на важнейшем дидактическом принципе, развивающем
обучении и научном положении П.С.Выгодского, о том, что правильно организованное
обучение и воспитание «ведет» за собой развитие. Необходимо создавать предпосылку для
«самостоятельного вхождения».
Художественно-эстетическое воспитание реализуется в процессе ознакомления с
природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно
направленно на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира,
эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности и развития
личности ребенка.
Актуальность в том, что она разработана для детей неорганизованных, т.е. не
посещающих ДОУ города, с разным уровнем подготовленности. Содержание программы
основывается на принципах единства воспитания и обучения, основывается на принципах
единства воспитания и обучения,
Данный вид образовательных услуг востребован в нашем городе, исходя из непростой
социально-экономической обстановки.
Отличительные особенности данной программы в том, что она адаптирована для детей
разного дошкольного возраста не посещающих ДОУ. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа предполагает постепенно включение детей в коллектив
сверстников с помощью взрослого, умения взаимодействовать в едином детском коллективе
и создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного
детства.
Язык реализации программы: Государственный язык РФ - русский
Прием детей в ДДТ осуществляется на основании:
- согласия на обработку ПД;
- письменного заявления установленного образца от родителей (законных представителей);
- договора между ДДТ и родителями (законными представителями) регулирующего
взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие при получении
образовательных услуг;
- медицинской справки о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься
избранным видом деятельности;
- соглашения на самостоятельный приход и уход ребенка (подопечного) в возрасте до 12 лет
или передаче ребенка лицу, выбранному законным представителем, для сопровождения в
ДДТ или из ДДТ;
- сертификата о дополнительном образовании, о включении обучающегося (обладателя
Сертификата) в систему ПФДО.
Срок реализации: 1 год.
Численность групп составляет 10-15 человек.
Возраст детей 4,5 – 7 лет.

Режим занятий -2 раза в неделю.
Занятия проводятся в кабинете объединения «Школа дошкольника», в специальном,
регулярно проветриваемом, хорошо освещенном помещении, где имеются рабочие места для
детей, стенды с образцами, плакатами, шкафы для хранения образцов, рисунков,
методических пособий, выставочных работ и материалов для работ. Продолжительность
занятия –25- 30 минут, учитывая возрастные и особенности детей, с перерывом 10-15 минут
в игровой комнате.
Цель: создание благоприятных условий для личностного, всестороннего обучения и
развития детей дошкольного возраста, посредством изобразительной деятельности.
Задачи:

Познакомить детей с жанрами изобразительного искусства, с произведениями
живописи (И.Шишкин, Л.Левитан, В.Серов, П.Кончаловский и др.) и изображением родной
природы в картинах художников, подвести детей к понятиям «Народного искусства»;

Приобщать детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

Совершенствовать изобразительные навыки и умения, познакомить с нетрадиционной
методикой рисования, формировать художественно-творческие способности;

Формировать и развивать творческие способности в рисовании, эстетическое
восприятие, наблюдательность, чувство цвета, формы, композиции, мышление, память, речь,
воображение, умение подбирать материал для самостоятельной художественной
деятельности.

Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства, народному творчеству,
умение организовать свое рабочее место, работать аккуратно, по окончании работы
приводить его в порядок, совершенствовать умение рассматривать свои работы, работы
товарищей, радоваться достигнутому результату.

Воспитывать духовно-нравствевенные, гражданские, патриотические, трудовые
чувства.
Предполагаемые результаты
К концу года дети могут:
- Уметь аккуратно закрашивать, используя нетрадиционные техники, разные материалы:
карандаши, фломастеры, восковые и цветные мелки, краски (гуашь, акварель).
- Выделять выразительные средства в разных видах искусства (формы, цвет, колорит,
композиция);
- Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов;
- Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и
сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений и
декоративного содержания;
- Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения
(традиционные и нетрадиционные);
- Выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
- Высказывать эстетические суждения о произведениях искусства, проявлять дружелюбие
при оценке работ других детей.
Знать:
- Называть осовные выразительные средства;
- Называть народных игрушек (дымковская, хохломская, филимоновская):
- Знать разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, декоративноприкладное и народное искусство.

№
п/п
1.

2.

3.

4.

5.

Учебный план

Наименование раздела, темы

Теория

Практика

Всего
часов

Форма промежуточной
аттестации/ контроля

Введение:
1.1.Вводное занятие
Рисование «Улетает наше
лето»
Предметное рисование.
2.1. Предметы

1

0,5

1,5

Рассказ, объяснение,
экскурсия по ДДТ,
практическая работа,
диагностика по рисунку

8,5
1

17
2

25,5
3

2.2. Растения

2

4

6

2.3. Человек

1

2

3

2.4. Животные

2

4

6

2.5. На темы конкурсов

2

4

6

2.6. Выставка
Сюжетное рисование
3.1. Сказки

0,5
5
2

1
10
4

1,5
15
6

3.2. Времена года

2

4

6

3.4 Семья

1

2

3

3.5. итоговое занятие

0,5

1

1,5

3.6. Выставка

0,5

1

1,5

Рисование с натуры
4.1Игрушки

4
0,5

8
1

12
1,5

4.2. Растения

1

2

3

4.3.Натюрморт

0,5

1

1,5

4.4 животные

1

2

3

4.5предметы

1

2

3

Декоративное рисование

4

8

12

Беседа, опрос объяснение,
показ, практическая работа
, поощрение, анализ работ
Беседа, опрос объяснение,
практическая работа,
анализ работ поощрение,
Беседа, рассказ,
практическая работа анализ
работ поощрение,
Беседа, опрос,практическая
работа анализ работ,
Рассказ, опрос,
практическая работа,
анализ работ поощрение,
Выставка детских работ
Беседа, опрос,
практическая работа,
анализ работ поощрение,
Беседа, опрос, практическая
работа, анализ работ
поощрение,
Беседа, практическая
работа опрос, практическая
работа, анализ работ
поощрение,
Беседа, опрос, практическая
работа, анализ работ
поощрение,
Беседа, опрос, практическая
работа, анализ работ
поощрение,
Беседа, опрос, практическая
работа, анализ работ
Беседа, опрос, практическая
работа
Опрос, игра,практическая
работа, анализ работ
Беседа, опрос, практическая
работа, анализ работ
Беседа, практическая
работа опрос, игра

6.
7.

5.1. Знакомство с
декоративным рисованием
5.2. Народная роспись

2

4

6

2

4

6

6.1. открытое занятие с
родителями
Рисование по замыслу

0,5

1

1,5

1

2

3

Итоговая выставка

24,5

1
47,5

1,5
72

8.

Беседа, опрос, практическая
работа, анализ работ
Беседа, опрос, практическая
работа, анализ работ
Беседа, опрос, практическая
работа, анализ работ
Опрос , практическая
работа, анализ работ
Выставка детских работ

Краткое содержание программы.
Наименование раздела, темы
Примерное содержание
1.Введение
1.1. Вводное занятие,
собеседование
Рисование «Нарисуй что
хочешь»
2. Предметное рисование:
2.1. Радуга;
2.2. Красивые цветы;
2.3.Осенний ковер;
2.4. Одуванчики в траве (с
помощью ладошки);
2.5. Овощи и фрукты;
2.7.Осенние деревья;
2.8.Букет осени (отпечатки
осенними листьями) ;
2.9. Наш добрый друг- художник
круг;
2.10. На яблоне поспели яблоки;
2.11. Кружевные рыбки ( с
помощью пробочек, пальчика,
тычка);
2.12. Дети делают зарядку;
2.13. Снежинка (технологическая
карта);
2.14. Елочка;
2.15. Деревья в снегу(монотипия,
сухая кисть);
2.16.На тему конкурса;
2.17. Кораблик (технологическая
карта);
2.18. Снегурочка;
2.19.Усатый - полосатый;
2.20.Машины нашего города;
2.21. Мое любимое животное;
2.22.Выставка

Знакомство с кабинетом объединения
«Школа дошкольника», собеседование с
детьми, родителями Беседа «Правила
поведения в ДДТ, на занятии»,
инструктаж по ТБ.

Оборудование

Стенд по ТБ,
бумага, краски,
цветные
карандаши,
фломастеры,
простой
карандаш
Цветные
Теория:
Организация рабочего места, инструктаж карандаши,
по ТБ, Беседы: «Волшебный мир красок», фломастеры,
кисти, краски,
об «Изобразительное искусство»,
палитра, схемы,
«Жанры искусства», «Изобразительные
средства и их применение», «Знакомство образцы,
с нетрадиционными техниками»,
трафареты,
«Волшебная линия»
иллюстрации,
Практическая работа:
картины,
Знакомство с традиционными методами
аудиокассеты,
музыкальное
рисования – рисование акварелью,
сопровождение.
гуашью, цветными карандашами,
фломастерами.
Знакомство с понятиями:
основные цвета, цветочный круг,
холодные и теплые цвета, смешанные
цвета.
Понятие линия, как изобразительное
средство (прямая, короткая, волнистая,
наклонная и т.д.)
Знакомство с нетрадиционными
методами рисования – пальчиком,
ладошками,ножницами, кляксография,
цветовушка, нитопись, пробочками, посырому, сухой кистью, тычком. Изучение
техники приемов рисования.
М.О.: беседы, рассказ, объяснение, показ,
игра, поощрение, самоанализ работ.

3. Рисование с натуры:
3.1. Ветка рябины;
3.2. Воздушные шарики;
3.3. Медведь (игрушка)
3.4. Разноцветные платочки
сушаться;
3.5. Весенние цветы;
3.6. Комнатные растения,
3.8.Лошадка (игрушка)
3.9 Красивая постройка
3.10. Выставка.
4. Сюжетное рисование:
4.1. Три медведя гуляют;
4.2. Листопад (с помощью
ножниц);
4.3. В багрец и золото, одетые
леса (коллективная работа);
4.4. Ели большие и маленькие;
4.5. Сказочный домик – теремок;
4.6. Люблю я пышное природы
увяданья…(коллективная работа)
4.7. Рыбки плавают в аквариуме
(групповая работа);
4.8. Наша новогодняя елка;
4.9. Как я с мамой и папой гуляю;
4.9. По стих-ям А.Барто;
4.10. Прилетели метели;
4.11. . Наша Армия;
4.12.Где гуляет зима
(коллективная работа);
4.12. Моя любимая сказка;
4.13. Пришла весна, и прилетели
птицы;
4.14. Полет в космос;
4.15.Отважные парошютисты;
4.16.День Победы
4.17. «Два жадных медвежонка»
по сказке
4.18. Выставка.
5. Декоративное рисование:
5.1. Дымковская роспись:
«Знакомство с дымковской
росписью»
«Дымковская барышня»;
«Олешки – золотые рожки»;
5.2. Хохломская роспись:
«Знакомство с хохломской
росписью»
«Тарелочка»,
«Уточка – солонка»;
«Сказочная птица»

Теория: Обследование натуры.
Передача характерных особенностей
цветов, листьев, строение, расстояние,
цвет, величину, форму тела, головы и
другие особенности.
М.О.: беседа, рассказ, игры, объяснение,
показ, наблюдения, сравнения, анализ
работ.
Практика:
Практическая работа простым
карандашом, цветными карандашами,
фломастерамикрасакми
Выставка.
Теория:
Беседы, наблюдения в окружающей
жизни, обследование предметов, их
сравнение по форме, величине,
расположение в пространстве (выше,
ниже, правее, левее),
Практика: построение
композиции. Передача цветом оттенков
окраски образов природы, наличие
выразительных образов стихотворения,
соответствии изображения в рисунке
поэтическому описанию, используя
традиционные (рисование мазками) и
нетрадиционные методы (по-сырому,
тычком, сухой кистью, пальчиком).
М.О.: беседы, рассказ, показ, опрос,
поощрение, чтение отрывков из сказок,
стихотворений, игры, упражнения,
самостоятельная работа, анализ,
самоанализ.

Выставка
Теория: Правила по ТБ. Знакомство с
элементами дымковской, хохломской,
филимоновской росписями и техникой их
выполнения. Роспись игрушек, посуды.
Беседы: о декоративно – прикладном
искусстве, о произведениях мастеров
дымковской игрушки, «В чем секрет
узора хохломы».
Практическая работа: упражнение,
изучение техник росписи, роспись
игрушек, посуды, самостоятельная
работа.

Игрушка, цветы,
воздушные
шары, платочки,
ветка рябины,
комнатное
растение,
рисовальные
принадлежности

26
Иллюстрации к
сказкам,
репродукции
картин
художников
А.Александров
«Зимняя сказка»,
И.Гробарь
«Зимний
пейзаж»,
«Февральская
лазурь»,
грамзаписи,
аудиокассеты.

Открытки,
игрушки,
посуда, схемы,
таблицы, краски,
палитра,
кисточки,
бумага, образцы,
музыкальное
сопровождение
(русские
народные
мелодии).

5.3. Филимоновская роспись:
«Знакомство с филимоновской
росписью»
«Петушок»;
5.4.Гжельская роспись»
«Знакомство с элементами
гжели»
«Вазочка для цветов»
«Голубая птица счастья»
5.5. «Снежинка»
5.6. «Укрась платочек
ромашками»;
5.7. «Пасхальное яйцо»
5.8. Выставка.
6. Рисование по замыслу.

6.1. Открытое занятие с
родителями
«Времена года»

7. Итоговая выставка.

М.О.: беседы, рассказ, показ, объяснение,
чтение стихотворений, рассматривание
книг, открыток, игрушек, опрос, игры,
самоанализ.
Выставка.

Теория: беседы, опрос. Правила по ТБ
Практика: Организация рабочего места.
выбор содержания своего рисунка,
составление композиции, световое
решение, доводить замысел до конца.
М.О.: беседы, опрос, поощрение, игры,
самоанализ работ.
Теория: беседа, опрос
Практика:
выбор содержания своего рисунка,
составление композиции, световое
решение, доводить замысел до конца.
М.О.: беседы, опрос, поощрение, игры,
самоанализ работ.
оформление работ

Краски, цветные
карандаши,
фломастеры,
бумага,
музыкальное
сопровождение
краски

выставка

Календарный учебный график :
№
1
2
3
4
5
6
7
8

Содержание
Начало учебного года
Окончание учебного года
Адаптацинонный период
Промежуточная аттестация
Зимние каникулы
Итоговая аттестация
Продолжительность учебного года
Летние каникулы

1 учебный год
13.09.2021г
30.05.2022г
13.09.2021-30.09.2021г
24.12.2021г
31.12.2021-08.01.2022
22.05.2022г
36 недель
30.05.2022г- 13.09.2022г

Учебно-методическое обеспечение.
Нормативно – правовая база.
1. Законом об образовании в РФ определено, что дошкольное образование является
одним из уровней общего образования и должно регламентироваться федеральным
государственным образовательным стандартом. Такой стандарт утвержден и введен в
действие с 1 января 2014 г. приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013 г., регистрационный № 30384).

2.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Обобразовании в Российской
Федерации»
3.Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об
утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей»;
4.Приказ Министерства просвящения Российской Федерации от 09.11.2018 №816 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным программам»;
5 Приказ Министерства просвящения и науки Российской Федерации от 23.08.2017
№816 « Об
утверждении Порядка применения
организациями,осуществляющими
образовательную деятелбность, электронного обучения,дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
6. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
от
29.05.2014
№785
«Об
утверждениитребований к структуре офицального сайта образовательной организации в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем
информации»;
7.Приказ Минтруда Российской Федерации от05.05.2018 №298н «Об утверждении
профессиональног стандарта «Педагог дополнительного лбразования детей и взрослых»;
8.Постановление главного государственного врача Российской Федерации от 4июля
2014г.№ 41 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.31.72 «Санитарно –эпидемические
требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей».
9.Письмо Министерства просвящения Российской Федерации от 26.06.2019 № 03-1235
«О методических рекомендациях»
Содержание программы основывается на принципах: единства обучения и воспитания,
развития творческой личности; на принципе доступности и последовательности (от простого
к сложному).
Теоретическая часть: беседы об изобразительном искусстве знакомство с понятиями,
связанными с изобразительной деятельностью, рассказах о художниках и их произведениях,
о декоративно – прикладном творчестве, получают представление о цвете, форме, линии,
колорите, композиции. Знакомятся с народным декоративно-приклодным искусством
(хохломская, дымковская, филимоновская роспись), с керамическими изделиями, народными
игрушками. А также с произведениями живописи (И.Шишкин, И.Саврасов, В.Васнецов,
И.Левитан, В.Серов, И.Грабарь, П.Кончаловский и др.) и изображением родной природы в
картинах художников, о художниках-иллюстраторах детской книги (Ю.Васнецов, Е.Рачев,
Е.Чарушин, И.Билибин, В.Конашевич и др.)
Чтение стихотворений, загадок, звучание классической и народной музыки
способствует развитию у детей воображения, памяти, мышления, фантазии, творчества.
Практическая часть: обучение приемам работы с красками, цветными
карандашами, фломастерами, традиционными и нетрадиционными методами рисования.
Процесс обучения направлен на развитие детского изобразительного творчества, на
творческое отражение впечатлений окружающей жизни, овладения техническими навыками
рисования простыми и цветными карандашами, фломастерами, красками (акварель, гуашь),
нетрадиционные техники изображения: рисование пальчиком – рисуем указательным
пальцем, набираем краску, лучше густую и работаем вместо кисточки, рисовать можно на
любую тему; рисование ладошками – ладошки обмакивают в краску и делают отпечатки на
бумаге (бабочки – две ладошки, крона деревьев, кусты, лебедь); рисование пробками,
штампами (любые пробочки от кремов, зубной пасты, пуговицы) – цветы, снеговик,
неваляшка и др.
Рисование по-сырому – контур рисуют карандашом, затем смачивается водой и
наносится краска (овощи, фрукты, ваза, крона деревьев, радуга и др.)

Рисование набрызг – используется зубная щетка, нанести краску на щетку, провести по
ней плоской палочкой, карандашом или пальчиком, набрызгивается фон. Для этой работы
потребуются шаблоны (птиц, животных, цветы, люди и др. на любую тему).
Рисование «цветовушка» - это красочный отпечаток, в произвольном порядке
наносится на лист бумаги краска, затем складывается вдвое и накрывается другим листом,
прижимается лист ладонью и рисунок готов. Рассматривать рисунок можно поворачивая в
любом направлении.
Цветовушка с дорисовкой – обрисовывается контур, можно дорисовать какие-то
детали.
Рисование сухой кистью – нужны кисти из жесткого ворса, опускаем в краску, кисть
должна быть полусухой, кисть оставляет на бумаге «лохматые» линии, с «распушенными»
краями пятна, можно рисовать крону деревьев, опавшие листья, одуванчик, животных,
снежинки и др.
Нитопись – развести акварельную краску водой, опустить ниточку в краски, т.е.
покрасить ниточку в разные цвета красок, помогать кисточкой, после каждой краски кисть
промывать водой, затем нанести ниточку на лист бумаги, другим листом накрыть, прижать
лист бумаги ладонью, другой рукой вытягивать нить. Работа готова можно дорисовать какието детали.
Самостоятельная работа дает возможность детям свободу выбора: техника выполнения,
изобразительные средства, сто способствует закреплению и развитию практических навыков
рисования. Регулярно в ходе занятий проводятся физкультминутки, игры с упражнениями по
профилактике переутомления зрительной системы обучающихся, мышечной системы.
Дидактические игры: «Составь букет», «Разноцветная радуга», «Снежинка», «Что
это?», «На что похоже?», «Кто прячется в пятне?» и т.д., развивают память, фантазию,
воображение, логическое мышление, речь.
Спортивные подвижные игры: «Третий лишний», «Два Мороза», «Птицы в гости
прилетели» и др., развивают быстроту реакции, двигательную активность, для снятия
напряжения рук проводятся пальчиковые игры.
Форма организации деятельности детей:
 фронтальная,
 индивидуальная,
 групповая,
 коллективная,
 выставка,
 экскурсия,
Форма обучения очная, очно-заочная с применением дистанционных технологий.
В процессе обучения используются различные методы (МО):
- Словесный – беседа, рассказ, объяснение, поощрение, чтение загадок,
стихотворений.
- Наглядный – демонстрация образцов, иллюстраций, схем, картин, игрушек.
- Практический - упражнение, графическое выполнение набросков, эскизов,
самостоятельная работа и т.д.
- Аналитический – наблюдение, сравнение, анализ, самоанализ, выставки.
Для успешной реализации программы используются следующие наглядные
пособия:
Схемы, инструкционно-технологические карты.
1. Альбомы художников В.Васнецова, А.Репина;
2. Альбомы с декоративными росписями: «Хохлома», «Дымковская игрушка»,;
3. Чарушин Н. «С севера на юг», подборка – выставка настольных картин;

4. Аудиокассеты: «Звуки воды», «Лес», «Море», «Космос»; народная музыка, музыка
П.И.Чайковского и т.д.
5. DV-диски русских народных сказок;
6. Е.Рачев «Русские народные сказки» (рисунки иллюстрации);
7. Репродукции картин «Альбом» В.Серов;
8. Репродукции картин «Времена года», альбом – выставка;
9. Репродукции картин «Государственная Третьяковская Галерея», выпуск №1,2;
10. Репродукции картин «Детям об искусстве», М., 2017г.;
11. Репродукции картин «Овощи бахчевые культуры», объединение «Художник»;
12. Елисеев Р.А. «Сказки А.С.Пушкина» иллюстрации, М., 2017г.;
13. Сборники стихотворений;
14. «Учись рисовать» комплект 32 планшета;
15. Плакаты Мошков А. «Противопожарная безопасность», Ленинград, «Недра»,
2019г.;
16. Сикорский М. «Школа светофорных наук» (ПДД), М., «Транспорт», 2018г.
Перемена видов деятельности :
- Подготовка обучающегося к перемене вида деятельности.
-Чередование занятий и физкультурных пауз с релаксацией.
-Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
Воспитательная работа:
Работы, выполненные обучающимися, служат отчетным материалом, используются как
сувениры-подарки, при оформлении кабинета. Дети объединения «Школа дошкольника»
принимают участие в выставках, и конкурсах в ДДТ, районных, областных, Всероссийских и
международных уровней.
Проводятся
патриотические,
экологические,
спортивные
акции,
развлечения,мероприятия, утренники, праздники; беседы и практические занятия: правила
поведения на занятиях, на лестничных пролетах, в общественных местах, на дорогах города
в зимнее и весеннее время года; о пожаре, землетрясении, в лесу, о лавинах, на водоемах и
др. см.приложение 2.
Работа с родителями:
Знакомство родителей с Федеральным государственным стандартом дошкольного
образования см. приложение 1.
Уголок для родителей, родительские собрания, анкетирования, индивидуальные,
групповые беседы, консультации (по направленности), приглашение на праздники,
утренники, совместная подготовка к праздникам, утренникам, посещение на дому, открытые
занятия совместно с родителями, день открытых дверей.
Материально-технические условия:
Учебный кабинет, столы, стулья для педагога и детей, раздевалка, подсобное
помещение для хранения материалов (краски, кисти, непроливайки, глина,бумага,клей,
фартуки, нарукавники), телевизор, магнитофон, ноубук, проектор.
Кадрое обеспечение:
Педагог дополнительного образования Максюта Зинаида Карловна, закончила
Александровск-Сахалинское педагогическое училище
по специальности дошкольное
воспитание, присвоена квалификация воспитатель детского сада, в 1975 году.
Высшая категория с 2003года и по настоящее время.
Курсы повышения квалификации- удостоверение о повышении квалификации УПК
1400851 регистрационный номер 639.17 по теме «Организация воспитательнообразовательного процесса в ДОО в условиях реализации ФГОС» в объеме 72 часа НОУДПО
«Экспертно-методический центр» г.Чеборсары 08.11.2017г

Курсы повышения квалификации - сертификат № Е- 33659 Фонд Президенских
грантов Всероссийская общественная организация «Воспитатели России». По темам «Реализация образовательной области «Социально-коммуникатвное развитие» 3 уч.часа;
«Познавательное развитие»-3уч.часа; «Речевое развитие»-3уч.часа; «Художественноэстетическое
развитие»3уч.часа;«Физическое
развитие»3уч.часа;
«Инклюзивное
образование»3уч.часа; «Программа для детей раннего возраста»3уч.часа; «Компетентное
родительство»3уч.часа; «Духовно- нравственное воспитание детей дошкольного
возраста»3уч.часа; «Управление ДОО:современные требования»3уч.часа.Общий объем
учебных часов - 30 часов дата:09.03.2020г г.Москва.
Курсы повышения квалификации - сертификат о повышении квалификации Министерство образование Сахалинской области Государственное бюджетное учреждение
«Региональныйцентр оценки качества образования Сахалинской области» (ГБУ РЦОКОСО)
Сертификат, окончила курсы повышения квалификации «Обучение с применением ЭО
иДОТ: организационные, психолого – педагогические, технологические аспекты» дата
проведения:01.04-20.05.2020г, объем: 24 часа г. Южно- Сахалинск 2020г.
Список используемой литературы.
1.
Бардышева Т.Ю. «Во саду ли в огороде», Дмитров, «Карапуз», 2016г.
2.
Бибик С.Е. ,Донич С.В. «Гжельская роспись» Южно-Сахалинск Сахалинское
книжное издательство 2017г стр.29 - Текст: непосредственный.
3. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в
детском саду», М., «Мозаика – Синтез», 2016г. - ISBN -5-86775-272-0. - Текст:
непосредственный
4.Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. «Комплексное тематическое планирование»
старшая группа»/ авторы состовители Мезенцева Н.В., Власенко О.П..- Волгоград изд.
Учитель 2017г.стр.95. ISBN 978- 5-7057-2674-5. - Текст: непосредственный
5.Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. «Комплексное тематическое планирование»
подготовительная группа»/ авторы состовители Мезенцева Н.В., Власенко О.П.- Волгоград
изд.Учитель 2017г.стр.93. ISBN 978- 5-7057-2674-5. - Текст: непосредственный
6.Ветлугина Н.А. «Самостоятельная художественная деятельность дошкольников», М.,
«Педагогика», 2018г. - Текст: непосредственный
7. Галанов А.С., Корнилов С.Н., Куликова С.П. «Занятия с дошкольниками по
изобразительному искусству», М., «Творческий центр», 2016г.стр.77 ( Серия «вместе с
детьми») ISBN 5-89144-105-5. - Текст: непосредственный
8. Дорожин Ю., Соловьева О. «Акварельные краски», М., «Мозаика – Синтез», 2017г. (
Серия «вместе с детьми») - Текст:
9. Дорожин Ю., Соловьева О. «Необыкновенное рисование», М., «Мозаика – Синтез», 2017г.
- Текст: непосредственный
10. Дубровская Н.В. «Рисунки, спрятанные в пальчиках», С.-Петербург, «Детство – Пресс»,
2017г. - Текст: непосредственный
11. Евдокимова М.М. «Волшебные краски», М., «Школьная пресса», 2019г.( Серия «вместе с
детьми») - Текст: непосредственный
12.Казакова Р.Г. «Заняия по рисованию с дошкольниками» Москва Творческий Центр Сфера
2019г стр. ( Серия «вместе с детьми») ISBN 978 -5-89144-851-3. - Текст: непосредственный
13. Казакова Т.Г. «Развивайте у дошкольников творчество», М., Творческий Центр Сфера
2019г стр. 120- Текст: непосредственный
14. Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке», М., «Прос, 2019г.
стр.126- Текст: непосредственный
15. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М., «Мозаика – Синтез»,
2016г.стр. 150- Текст: непосредственный
16. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», М., «Мозаика
– Синтез», 2016г.стр.167. ISBN 978 -5-89144-851-3. - Текст: непосредственный

17. Комарова Т.С. «Обучение детей технике рисования», М., «Просвещение», 2016 стр.30Текст: непосредственный
18. Комарова Т.С. «Формирование графических навыков у дошкольников», М.,
«Просвещение», 2016г. стр.34- Текст: непосредственный
19.Комарова Т.С., Соломенникова О.А. «Педагогическая диагностика- развитие детей перед
поступлением в школу» Москва Мозаика-Синтез 2018г стр.323- Текст: непосредственный
20.Лыкова Т.А. «Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная к школе
группа Планирование, конспекты, методические рекомендации». «Карапуз-дидактика»
Творческий Центр Сфера Москва 2017г стр.208, 16л.вкл.,переиздание дораб. и допол. ISBN
978 -5-9715-0166-4
21. Межуева Ю.А. «Сказочная гжель» Москва Мозаика – Синтез 2017г стр.16 - Текст:
непосредственный
22.Николкина Т.А. « «Изобразительная деятельность конспекты занятий в
подготовительной группе» Волгоград издательство учитель 2018г стр.146. - ISBN 978 -57057-2553-3 Текст: непосредственный
23. Орлова Л.В. «Хохломская роспись» Москва Мозаика – Синтез 2017г стр.16- Текст:
непосредственный
24.Журналы «Дошкольное воспитание» 2016-2020гг- Текст: непосредственный.
25. Журналы «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», 2017 – 2020гг. Текст: непосредственный
Интернет ресурсы:
https://my-shop.ru
https://pedlib.ru ›
Список рекомендуемой литературы для родителей и детей.
1. Мосин И. «Учимся лепить и рисовать», С.-П., 2018г. - Текст: непосредственный
2. Жукова А. «Помогите смешным рисункам», М., «Мозаика – Синтез»,, 2018г. Текст: непосредственный
3. Порте П. «Учимся рисовать зверей, рыб и птиц», М., «Мир книги», 2016г. - Текст:
непосредственный
4. Порте П. «Учимся рисовать природу», М., «Мир книги», 2016г. - Текст:
непосредственный
5. Журналы «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», 2016 – 2020гТекст: непосредственный
6. Альбом «Рисование 6-7 лет», М., «Страна чудес», 2017г. - Текст:
непосредственный

Оценка качества освоение программы:

Формы аттестации:
промежуточная аттестация проходит в январе, диагонстика по кругам, викторина,
итоговое занятие, отчетные, тематические выставки, дипломы, грамоты детей за победы и
участие в конкурсах;

итоговая аттестация диагонстика дорисуй, викторина, итоговое занятие, выставки в ДДТ,в
объединении, авторские, грамоты, дипломы, сертификаты за участие и победы в конкурсах,в
викторинах – муниципальных, областных, всероссийских, международных, выпускной бал.
Эффективность реализации программы оценивается количеством полученных призовых
мест, грамот, благодарственных писем, ценных подарков.
Оценочный материал
Пакет диагностических методик, мониторинг, тестирование см. приложение 1. (таблица
№1,2,3,4)

(таблица №1,2,3,4)

Приложение №1.

Критерии оценки дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы «Изобразительная деятельность» в объединении «Школа дошкольника».
Диагностика нацелена на развитие изобразительных навыков у детей дошкольного
возраста. Оценка реализации программы отслеживается по двум направлениям: развитие
изобразительных навыков и социально-личностное развитие. Периодичность мониторинга –
три раза в течение учебного года. Первичная диагностика проводится в конце сентября –
начале октября, промежуточная - в декабре, итоговая – конец апреля – май. В процессе
проведения педагогической диагностики используются следующие методы:
 педагогическое наблюдение;
 беседы с родителями учащихся;
 выполнение диагностических заданий;
 метод изучения продуктов деятельности;
 выставка творческих работ.
Для отслеживания социально-личностного развития взяты следующие показатели:
позитивность, прилежание, сотрудничество, контроль поведения, которые оцениваются, в
зависимости от степени выраженности, по пятибалльной шкале и записываются в «Карту
наблюдений» (таблица 1). Помимо проставления баллов по всем показателям каждому
обучающемуся путем суммирования выставляется общий балл, а также вычисляются
средние баллы по группе и проценты по уровням в соответствии со следующим
распределением: низкий уровень – 0-1 балл, средний – 2-4 балла, высокий – 5 баллов. При
оценке показателей социально-личностного развития, кроме непосредственного наблюдения
педагога, учитывается информация, полученная от родителейобучающихся в личных
беседах.
Для оценки уровня развития изобразительных навыков были взяты следующие
критерии:

графические умения;

основы цветоведения и навыки работы с красками;

навыки работы с нетрадиционными техниками изображения;

навыки работы с цветными карандашами;

творчество.
Эти критерии, в зависимости от степени выраженности, принимают значения от 0 до
4 баллов. Затем показатели в баллах распределяються по уровням: низкий, средний,
высокий. Численное выражение 0-1 балл соответствует низкому уровню выраженности
критерия, 2-3 балла – среднему, 4 – высокому.
Подробное описание соответствия степени выраженности каждого из критериев
значениям в баллах (от 0 до 4) и, соответственно, уровням представлено в таблице «Оценка
уровня развития изобразительных навыков» (таблица 2). Данные по каждому ребенку в

соответствии с полученными баллами заносятся в «Таблицу диагностики развития
изобразительных навыков» (таблица 3). На основании данных таблиц 1 и 3 составляется
сводная «Таблица оценки результативности реализации программы «Изобразительная
деятельность» (таблица 4). В этой таблице фиксируются только общие баллы, которые
варьируются в диапазоне от 0 до 20 баллов. Такие численные значения получаются путем
произведения количества показателей на максимальный балл по каждому из двух
направлений: 4 показателя на 5 баллов по социально-личностному и 5 показателей на 4 балла
по развитию изобразительных навыков. Проценты по уровням в соответствии с баллами
вычисляются с сознательным расширением границ среднего уровня следующим образом: 0-5
баллов – низкий уровень, 6-15 баллов – средний, 16-20 – высокий.
Диагностирование уровня развития изобразительных навыков имеет особенности,
которые важно учитывать. При оценке уровня развития графических умений отслеживается
не только точность передачи заданного контура, но и четкость выполнения, умение
регулировать силу нажима. Здесь важным условием, обеспечивающим высокий уровень
развития графических навыков, является хорошее развитие зрительного восприятия,
координации глаз – рука.
Оценка уровня развития навыков работы с красками и знания основ цветоведения
включает в себя освоение основных приемов работы с красками, знание цветов, получение
смешанных цветов, оттенков более светлого (путем смешивания с белилами) и темного
(смешивания с черным) тонов, умение подбирать гармоничные цветовые сочетания.
Оценка уровня развития творческих способностей складывается из двух
составляющих. С одной стороны, это наличие и степень выраженности интереса к занятиям
изобразительной деятельностью, а с другой – непосредственное проявление творческого
начала, которое заключается в готовности дополнять заданные и придумывать новые
самостоятельные образы, стремлении выражать свои внутренние состояния (мысли, чувства,
настроения, мечты) средствами изобразительной деятельности в разных ее видах путем
создания разнообразных сюжетов, композиций, абстрактных и реальных форм. Заполняется
карта наблюдений.
Таблица №1.
Карта наблюдений
Группа______________________ период ___________________

В целом
по группе

№
п/
п

Фамилия, имя

Уровень высокий
%
средний

Показатели социально-личностного развития
Контрол
Позитив- ПрилеСотрудь
ность
жание
ничество поведени
я

Общи
й балл

низкий
Примечание:
Показатели оцениваются по пятибалльной шкале следующим образом:
5 баллов – высокий уровень выраженности показателя; 4 балла – уровень выше среднего; 3
балла – средний уровень; 2 балла – ниже среднего; 1 балл – низкий уровень; 0 баллов –
показатель не проявляется.
Краткая характеристика показателей:
позитивность – доброжелательное, положительное отношение к сверстникам и взрослым,
предметам и явлениям окружающего мира;
прилежание – аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца,
дисциплинированность;
сотрудничество – умение договариваться, устанавливать конструктивные взаимодействия
со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях;
контроль поведения – умение регулировать свое поведение, переключаться с игровой
деятельности на учебную, соблюдать установленные правила.
Оценка уровня развития изобразительных навыков
Критерий
Графические
умения

Уровень
низкий

Балл
0
1

средний

2

3

Основы
цветоведения и
навыки работы с
красками

высокий

4

низкий

0

1
средний

2

3

высокий

4

Таблица №2.

Описание степени выраженности критерия
Линия неровная, дрожащая; полученные фигуры
совсем не соответствуют заданной форме.
Горизонтальные линии достаточно четкие, но линии
другого, более сложного контура выполняет плохо;
силу нажима не регулирует; заданные формы
выполнены с большими искажениями.
Все линии достаточно четкие, но не в полной мере
контролирует силу нажима; форму передает в
основном правильно.
Четко и уверенно проводит разнонаправленные линии,
регулируя нажим; достаточно точно передает форму
заданных фигур.
Все задания выполнены точно по образцу, четко и
аккуратно.
Не умеет пользоваться кистью и красками; плохо знает
(может ошибаться) с названиями даже основных
цветов.
Кистью двигает хаотично, не регулирует набирание
краски на кисть; затрудняется в выборе нужного цвета.
По мере надобности меняет кисть по размеру, умеет
наносить мазки всей кистью и ее концом, но иногда
нарушает границы контура; знает основные цвета,
умеет получать из них смешанные, адекватно
подбирает цвет.
Знает и использует разные приемы работы с кистью,
при закрашивании хорошо соблюдает границы
контура; умеет получать из основных цветов путем
смешивания следующие цвета: оранжевый, зеленый,
фиолетовый, коричневый; умеет подбирать
гармоничные сочетания.
Пользуется разными приемами работы с кистью,

Навыки работы с
нетрадиционными
техниками
изображения

низкий

0

1
средний

2

3

Навыки цветными
карандашами

высокий

4

низкий

0

1
средний

2

3

Творчество

высокий

4

низкий

0
1

средний

2

3

раскрашивает предметы, не выходя за контур, ведя
кисть в одном направлении и отрывая ее перед линией
контура от листа; умеет получать смешанные цвета,
более светлые и темные оттенки цвета; широко
использует цветовую палитру, подбирая оригинальные
и гармоничные сочетания.
Не способен выполнить даже часть задания без
постоянного контроля со стороны педагога, навыки
пользования инструментами и материалами (ножницы,
кисточка, салфетка) отсутствуют.
Не соблюдает правила пользования инструментами и
материалами для работы, алгоритм выполнения
задания нарушает.
Умеет пользоваться инструментами, но есть сложности
при работе с нетрадиционными техниками; в
основном соблюдает последовательность выполнения
задания, но затрудняется в расположении элементов
композиции на листе.
Правильно использует инструменты, достаточно
хорошо работает с нетрадиционными техниками ,
владеет приемами рисования, композиционные
решения соответствуют поставленной задаче.
Хорошо владеет приемам нетрадиционными
техниками, хорошо и интересно компонует элементы
на листе, выполняет работу всегда аккуратно.
Не имеет навыка работы с цветными карандашами ,
затрудняется в сильном нажиме, пальцы рук очень
слабые.
Слабо владеет техникой работы цветными
карандашами, плохо управляется руками при
выполнении заданий.
Основными приемами цветными карандашами , но
затрудняется в передаче формы и пропорции, мелкие
детали вырисовывает с трудом.
Хорошо владеет цветными карандашами, передает
форму и пропорции предметов, умеет их декорировать
мелкими деталями.
Хорошо владеет разными способами и приемами
рисования цветными карандашами,регулируя нажим
карандаша, насыщает образ характерными деталями, в
том числе очень мелкими; умее передать движение
персонажа в русле заданного сюжета; хорошо
выполняет сложные решения.
Интерес к занятиям отсутствует, старается «уходить»
от выполнения заданий.
Может выполнять только простые задания по образцу,
интерес к занятиям слабый.
С удовольствием выполняет работы по заданному
образцу, может незначительно дополнить какими-то
деталями от себя.
Есть устойчивый интерес к занятиям, к знакомству с
новыми техниками и приемами; проявляет фантазию
при выполнении заданий, умеет дофантазировать

высокий

4

заданный образ, дополнить его характерными
деталями.
Стремится и умеет воплощать свой замысел,
передавать впечатления, внутренние состояния путем
создания самостоятельных образов и завершенных
сюжетных композиций.

Таблица №3.
Таблица диагностики развития
изобразительных навыков

Средний балл

Уровень

Ф.И. ребенка

В целом
группе

№
п/п

по

Группа______________________ период ___________________

высокий
средний
низкий

Графические
умения

Навыки
работы с
красками

Навыки
работы в
технике
рисовани
я

Навыки
работы с
цветными
карандаш
ами

Творчество

Общий
балл

Таблица оценки результативности реализации программы «Изобразительная деятельность»
Группа ___________________ Период обучения ____________________

В целом
по группе

№
п/п

Фамилия, имя

Развитие изобразительных навыков
1 год обучения
начало
середина
конец

Социально-личностное развитие
1 год обучения
начало
середина
конец

Таблица №4

Примечание

Средний балл
высокий
Уровень
средний
%
низкий

Приложение №2

Календарный учебный график
№

месяц

1.

сентябрь

Число

Время проведения занятия

Форма
занятия

Кол-во
часов

Тема занятия

Место прове-дения

формы
контроля

10.00-10.30

Фронтальная

30 мин.

Вводное занятие, экскурсия по
ДДТ, рисование»Нарисуй что

Об. «Школа дош-ка»,
кабинеты ДДТ

Игра,практическая
работа,диагностика

Радуга

Об. «Школа дош-ка»

Беседа, практическая
работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа

хочешь»

2.

сентябрь

10.40-11.20

Фронтальная

30 мин.

3.

сентябрь

10.00-10.30

Фронтальная

30 мин.

Красивые цветы;

Об. «Школа дош-ка»

4.

сентябрь

10.40-11.20

Фронтальная

30 мин.

Осенний ковер

Об. «Школа дош-ка»

5.

сентябрь

10.00-10.30

Фронтальная

30 мин.

Одуванчики в траве

Об. «Школа дош-ка»

6.

сентябрь

10.40-11.20

30 мин.

Овощи, фрукты

Об. «Школа дош-ка»

7.

сентябрь

10.00-10.30

30 мин

сентябрь

10.40-11.20

30 мин

Укрась платочек ромашкам
(декоративное)
Осенние деревья

Об. «Школа дош-ка»

8.
9.

октябрь

10.00-10.30

30 мин

Букет осени

Об. «Школа дош-ка»

10.

октябрь

10.40-11.20

Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная
Фрон-тальная

30 мин

Веточка рябины

Об. «Школа дош-ка»

11.

октябрь

10.00-10.30

Фрон-тальная

30 мин

Об. «Школа дош-ка»

12.

октябрь

10.40-11.20

Фрон-тальная

30 мин

13.

октябрь

10.00-10.30

30 мин

14.

октябрь

10.40-11.20

Фрон-тальная,
Индивидуальная
Индивидуальная
Фрон-тальная

Знакомство с дымковской
росписью
Три медведя гуляют
( сюжетное рис-е)
Листопад ( рисование с
помощью ножниц)

Наш добрый друг –
художник круг

Об. «Школа дош-ка

30 мин

Об. «Школа дош-ка»

Об. «Школа дош-ка
Об. «Школа дош-ка

Беседа, опрос
практическая работа,
диагностика по кругу

15.

октябрь

10.00-10.30

Фрон-тальная

30 мин

На яблоне поспели яблоки

Об. «Школа дош-ка

16.

октябрь

10.40-11.20

30 мин

По замыслу

Об. «Школа дош-ка

17.

ноябрь

10.00-10.30

Индивидуальная
Фрон-тальная

30мин

Об. «Школа дош-ка»

18.

ноябрь

10.40-11.20

Фрон-тальная

30мин

Люблю я пышное природы
увяданья…
Дымковская барышня

Об. «Школа дош-ка»

19.

ноябрь

10.00-10.30

Фрон-тальная

30мин

Об. «Школа дош-ка»

20.

ноябрь

10.40-11.20

Фрон-тальная

30мин

Разноцветные платочки
сушатся
Деревья бывают разные

21.

ноябрь

10.00-10.30

30мин

В багрец и золото, одетые леса

Об. «школа дош-ка»

22.

ноябрь

10.40-11.20

Коллективная работа
Фрон-тальная

30мин

По стихотворения Агрии Барто

Об. «школа дош-ка»

23.

ноябрь

10.00-10.30

Фрон-тальная

30мин

Кружевные рыбки

Об. «школа дош-ка»

24.

ноябрь

10.40-11.20

Фрон-тальная

30мин

Дети делают зарядку

Об. «школа дош-ка»

25.

ноябрь

10.00-10.30

30мин

По замыслу

Об. «школа дош-ка»

26.

декабрь

10.40-11.20

Индивидуальная
Фрон-тальная,

30мин

Об. «школа дош-ка»

27.

декабрь

10.00-10.30

Фрон-тальная

30мин

Снежинка
(декоративное)

28.

декабрь

10.40-11.20

Фрон-тальная,

30мин

Елочка
Деревья в снегу

29.

декабрь

10.00-10.30

Фрон-тальная,

30мин

На тему конкурса

Об. «школа дош-ка»

30.

декабрь

10.40-11.20

Фрон-тальная

30мин

Олешки – золотые рожки

Об. «школа дош-ка»

31.

декабрь

10.00-10.30

Фрон-тальная

30мин

Ели большие и маленькие

Об. «школа дош-ка»

32.

декабрь

10.40-11.20

Фрон-тальная

30мин

Прилетели метели

Об. «школа дош-ка»

Об. «Школа дош-ка»

Об. «школа дош-ка»
Об. «школа дош-ка»

Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа

33.

декабрь

10.00-10.30

Фрон-тальная

30мин

Наша новогодняя елка

Об. «школа дош-ка»

34.

декабрь

10.49-11.10

Фрон-тальная

30мин

Снегурочка

Об. «школа дош-ка»

35.

январь

10.00-10.30

30мин

январь

10.40-11.10

30мин

Знакомство с хохломской
росписью
Красивая постройка

Об. «школа дош-ка»

36.

Индивидуальная
Фрон-тальная

37.

январь

10.00-10.30

Фрон-тальная

30мин

Усатый – полосатый

Об. «школа дош-ка»

38.

январь

10.40-11.10

Фрон-тальная

30мин

Машины нашего города

Об. «школа дош-ка»

39.

январь

10.00-10.30

Фрон-тальная

30мин

Птицы синие, птицы красные

Об. «школа дош-ка»

40.

январь

10.40-11.10

Фронтальная

30мин

Мои любимые животные

Об. «школа дош-ка»

41.

январь

10.00-10.30

30мин

По замыслу

Об. «школа дош-ка»

42.

февраль

10.40-11.10

Индивидуальна
я
групповая

30мин

Где гуляет зима

Об. «школа дош-ка»

43.

февраль

10.00-10.30

Фронтальная

30мин

Тарелочка( декоративное)

Об. «школа дош-ка»

44.

февраль

10.40-11.10

Фронтальная

30мин

Об. «Зеленый мир»

45.

февраль

10.00-10.30

Фронтальная

30мин

морская свинка
(с натуры)
Сказочная птица(декоративное)

46.

февраль

10.40-11.10

Фронтальная

30мин

Наша Армия

Об. «Школа дош-ка»

47.

февраль

10.00-10.30

Фронтальная

30мин

На тему конкурса

Об. «Школа дош-ка»

48.

февраль

10.40-11.10

Фронтальная

30мин

Мишка

Об. «Школа дош-ка»

49.

февраль

10.00-10.30

30мин

По замыслу

Об. «Школа дош-ка»

50.

март

10.00-10.30

индивидуальна
я
Фронтальная

30мин

Портрет мамы

Об. «Школа дош-ка»

Об. «школа дош-ка»

Об. «школа дош-ка»

Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Устные ответы, рисунок
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа

51.

март

10.40-11.10

Фронтальная

30мин

Ваза с цветами

Об. «Школа дош-ка»

52.

март

10.00-10.30

индивидульная

30мин

Об. «Школа дош-ка»

53.

март

10.40-11.10

Фронтальная

30мин

54.

март

10.00-10.30

Фронтальная

30мин

55.

март

10.40-11.10

коллективная

30мин

Знакомство с филимоновской
росписью
Петушок
(декоративное рис-е)
Времена года
(с родителями)
Рыбки плавают в аквариуме

56.

март

10.00-10.30

Фронтальная

30мин

Об. «Зеленый мир»

57.

март

10.40-11.10

30мин

58.

март

10.40-11.10

индивидуальна
я
Фронтальная

Комнатное растениетрадесканция
Как я с мамой и папой гуляю

30мин

По замыслу

Об. «Школа дош-ка»

59.

апрель

10.40-11.10

Фронтальная

30мин

Об. «Школа дош-ка»

60.

апрель

10.40-11.10

Фронтальная

30мин

Пасхальное яйцо
(декоративное)
Полет в космос

61.

апрель

10.40-11.10

30мин

апрель

10.40-11.10

Знакомство с элементами
гжели
Субботник

Об. «Школа дош-ка»

62.

индивидуальна
я
Фронтальная

63.

апрель

10.40-11.10

Фронтальная

30мин

Об. «Школа дош-ка»

64.

апрель

10.00-10.30

Фронтальная

30мин

Вазочка для
цветов(декоративное)
Сказочный домик – теремок

65.

апрель

10.40-11.10

Фронтальная

30мин

По замыслу

Об. «Школа дош-ка»

66.

май

10.00-10.30

Фронтальная

30мин

Об. «Школа дош-ка»

67.

май

10.00-10.30

групповая

30мин

Весенние цветы
(с натуры)
Итоговое занятие по сказкам

68.

май

10.40-11.10

групповая

30мин

Пришла весна, и прилетели
птицы

Об. «Школа дош-ка»

30мин

Об. «Школа дош-ка»
Актовый зал
Об. «Школа дош-ка»

Об. «Школа дош-ка»

Об. «Школа дош-ка»

Об. «Школа дош-ка»

Об. «Школа дош-ка»

Об. «Школа дош-ка»

Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
рассказ, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа

69.

май

10.00-10.30

Фронтальная

30мин

70.

май

10.40-11.10

Фронтальная

30мин

71.

май

10.00-10.30

Фронтальная

30мин

72

май

10.00-10.30

коллективная

30мин

Голубая птица счастья
(декоративное)
Разные дома

Об. «Школа дош-ка»

Устные ответы, рисунок

Об. «Школа дош-ка»

Уточка –солонка
(декоративное)
Итоговая выставка

Об. «Школа дош-ка»

Беседа, опрос
практическая работа
Беседа, опрос
практическая работа
Выставка рисунков

Актовый зал

Приложение №3.
Правила работы с карандашом и кистью.

Технологические карты

Приложение№4 (1-3)

Приложение №5

Конспект мастер-класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества пгт. Шахтерск
Углегорского городского округа
Сахалинской области

Мастер-класс
по изобразительному искусству
«Волшебница - зима».
Совместная деятельность родителей и детей
Возраст: 5-6 лет

Автор: педагог дополнительного образования
Максюта Зинаида Карловна

пгт. Шахтерск
2019г

Цель: приобщение родителей и детей к совместной работе на занятии по
изодеятельности.
Задачи:
-познакомить родителей с различными нетрадиционными техниками изображения;
- закрепить у детей приемы и навыки нетрадиционных техник изображения
- у родителей развивать интерес к различным нетрадиционным техникам изображения на
листе бумаги;
- у детей продолжать развивать чувство цвета, композиционное умение,
- воспитывать доброжелательное отношение к совместной работе родителей и детей,
интерес к изобразительному искусству, к поэзии;
Оборудования для педагога:
Иллюстрация картины, фотографии зимних деревьев, магнитофон, музыка, схема
смешивание красок, мольберт для показа детьми нетрадиционных техник.
Оборудование для детей и родителей:
краски акварель, кисти – мягкие и жесткие, непроливайки с водой, подставки для кистей,
простые карандаши, бумага –А3, листы А4 – серого или синего цвета( на каждого ребенка и
родителя по одному листу бумаги) палитра, салфетка для кисточек, влажная салфетка для
вытирания рук.
Ход:

1.Организационный момент:
Приглашаю детей и родителей встать в круг, читаю стихотворение:
Какая сегодня ждет нас работа,
Поскорее узнать вам, конечно, охота.
Не будем мы клеить, ни шить, ни плясать,
А будем сегодня мы рисовать!
Прежде, чем начнем занятие, я буду читать загадки, а вы отгадайте и покажете
предметы-отгадки:
Разноцветные странички
Заскучали без водички.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой ( краски и кисточка)
***
Черный ИвашкаДеревянная рубашка,
Где носом поведет,
Там линия пройдет (карандаш)
Вы уже догадались, что мы будем работать с красками, но что нам еще нужно …
ответы детей (непроливайка, салфетка, подставка, палитра, лист бумаги.)
Дети сегодня у нас необыкновенное занятие вы будете моими помощниками, будите учить
своих родителей рисовать. Приглашайте родителей сесть вместе с вами за столы.
2 . Беседа по теме занятия.
Послушайте еще одну загадку:
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья,
Стоит холодная погода.
Какое это время года? (зима)

- Как вы понимаете раскрыла снежные объятия?-….
-Деревья все одела в платья.-… Погода какая стоит? …
(привлечь ответы родителей)
Показываю репродукции картин о зиме.
Зима хоть и холодная, и все - таки она самое красивое время года.
Посмотрите, как художник написал картину.
Какие краски он использовал? Как он изобразил деревья? ( на переднем плане большие, на
дальнем маленькие.
Посмотрите на эти фотографии. Как зима одела деревья. Какой пушистый снег лежит на
ветках деревьев.
Звучит музыка .
Закройте глазки и послушайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Идет
волшебница -зима».
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница- зима,
Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки- зимы.
Открыли все глазки.
- Скажите, какие зимние картины вы представили?...ответы детей, родителей
- Что волшебного происходит в лесу с приходом зимы?....ответы детей, родителей.
-Что зима сделала?-…( намела сугробы)
-Какого цвета сугробы, снег?
-Какой лес вы представили?...
-Какого цвета краски зимы?
3. Объяснение :
- Сейчас каждый из вас вместе с родителями нарисует свой уголок зимнего леса
волшебницы-зимы.
Давайте подумаем, как вы будете располагать деревья на листе бумаги (на переднем плане
высокие, большие деревья, на заднем – маленькие).
Как можно нарисовать деревья? (ответы детей)
- Можно нарисовать лес традиционным способам - карандашами, красками, фломастерами.
- А чем еще можно нарисовать деревья? (ответы детей – ладошкой, пальчиком, пробкой
и др.) Посмотрите на эти фотографии.
- Сегодня вы научите своих родителей рисовать нетрадиционной техникой : дерево обвести ладонь руки карандашом, вдали можно нарисовать куст или маленькое дерево сделать это можно отпечток ладонью, нарисовать пальчиком - облака, солнышко, снег –
пятном, тычком, сухая кисть, пальчиком, набрызг. Предлагаю детям показать у мольберта
несколько нетрадиционных техник- рисование пальчиком, тычком, сухой кистью.
4.Практическая работа с музыкальным сопровождением.
Вспоминаем Т.Б. работа с красками, кистью, нетрадиционной техникой рисования. На листе
бумаги А3 дети самостоятельная, совместная работа с музыкальным сопровождением. Дети
рисуют дерево, родители повторяют за детьми.

Изображают деревья, небо, затем снег.
5. Физминутка : «Снежинки»

-Вы наверное устали?
Ну , тогда все дружно встали.
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинки.
Будем их ловить руками,
И покажем дома маме
( дети поднимают руки над головой и
делают хватательные движения,
словно ловят снежинки)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги
(подтягивание - руки в стороны)

Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(Ходьба на месте колени высоко поднимаем)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведем
(Разводим – руки в стороны)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки спинка.
И полетели, как снежинки
Сели за столы.
6. Продолжение работы с музыкальным сопровождением.
Снег рисуем сухой кистью, пальчиком, тычком…
Смешиваем краски на палитре для получения разных оттенков снега.

7. Итог занятия.
Выставка детских работ. Посмотрите, какой волшебный, сказочный уголок зимнего леса у
нас получился.
Давайте поиграем в игру «Карусель»
Цель: продолжать учить детей и родителей анализировать свои работы, отвечать на вопросы.
Ход:
Взявшись за руки , идем сначала вправо до тех пор, пока один из участников не скачет:
«Стоп».
Затем идем влево.
Вопросы :
Кем вы сегодня были? (помощниками)
Что вы делали? (учили своих родителей рисовать)
Чему вы их научили? ( научили рисовать деревья, кусты, снег, тучи…)
Какие техники использовали? (ответы детей и одителей - рисование рукой, пальчиком,
тычком….)
Как эти техники называются? (нетрадиционные)
Рефлексия:

Что вам понравилось на нашем занятии? ( ответы детей и родителей)
Какие трудности вы испытывали во время работы? (ответы детей и родителей
Вот и закончилось наше необыкновенное занятие.
Всем спасибо, до свидания.
Спасибо за работу.
До новых встреч!

Приложение №6
Анкета для родителей
Уважаемые мамы и папы!

АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы нашей анкеты на тему:
«КАК ПОМОЧЬ УЧИТЬСЯ»:
1. Чему Вы больше отдаете предпочтение: обучению чтению, счету или общему
развитию памяти, внимания, любознательности? Почему?
2. Каким Вы желали бы видеть Вашего ребенка на пороге школы?
3. С радостью ли пойдет Ваш ребенок в школу?
4. Готов ли, по Вашему мнению, Ваш ребенок к школе?
5. Что Вас больше всего беспокоит по вопросу подготовки ребенка к школе?
6. Как часто он задает Вам вопросы? Какие?
7. Отражает ли он впечатления в разных видах деятельности? Приведите примеры.
8. Чем интересуется Ваш ребенок больше всего?
9. Трудно ли Вам удается воспитать в ребенке умение управлять собой? Почему?
10. Какие знания, умения, навыки Ваш ребенок должен приобрести в детском саду,
чтобы ему было легче учиться?
11. Готовите ли Вы ребенка к обучению в школе? Как готовите?
Приложение №7
Перечень воспитательной работы объединения «Школа дошкольника»
№

тема

форма

место

1

Правила поведения в
ДДТ, в
общественных
местах.
«Правила поведения
на занятиях, на
лестничных
пролетах.
Знакомство с
запасными
выходами»
«Правила поведения
на дорогах города
(по временам года)»

Беседа, рассказ, просмотр слайдов, чтение
стихотворений, рассказов, словесная игра
«Вежливые люди.

Объединение
«Школа
дошкольника»,
экскурсия по ДДТ
Объединение
«Школа
дошкольника»,
запасные выхода
ДДТ

Беседа, рассказ, чтение стихотворений,
рассказов, просмотр слайдов, презентация,
мультфильмов, рассматривание илюстраций
«Школа светофорных наук», игры, выставки
по теме, участие в конкрсах, викторинах,
олимпиадах , выставка рисунка в
объединении, в ДДТ

Объединение
«Школа
дошкольника»,
«актовый зал,

4

«Один дома»

Беседа, рассказ, чтение стихотворений,
рассказов, просмотр слайдов, мультфильмов

5

«Школа
вежливости»

6

«Детский телефон
доверия"
«Внимание, опасные
предметы»

Беседа, рассказ, чтение стихотворений,
рассказов, просмотр слайдов, презентация,
мультфильмов, игры, выставки по теме,
викторины
Беседа, рассказ, просмотр слайдов,
презентация, выставка рисунка
Беседа, рассказ, просмотр слайдов,
презентация

Объединение
«Школа
дошкольника»,
актовый зал,
Объединение
«Школа
дошкольника»,

2

3

7

Беседа, рассказ, рассматривание плакатов,
практическое занятие

«Школа
дошкольника»,
«Школа
дошкольника»,

10

«Спорт- это
здоровье» участие во
Всероссийских,
областных,
районных акциях
Правила поведения в
общественных
местах, при
спортивных играх,
массовых
мероприятиях
«Детям о пожаре»

11

«Незнакомые люди»

12

«Детям о терроре»

13

«Правила поведения
в лесу, на водоеме,
на озерах в разное
время года»

14

«Время лавин»

8

9

15

16

17

Беседа, рассказ, просмотр слайдов,
презентация

«Школа
дошкольника»,

Совместные мероприятия с педагогами
ДДТ, выставка рисунка в объединении, в
ДДТ

«Школа
дошкольника»,

Беседа, рассказ, чтение стихотворений,
рассказов, загадки, пословицы, просмотр
слайдов, презентация, рассматривание
плакатов, мультфильмов, игры, выставки по
теме, викторины, конкурсы, практические
занятия Т.Б.при эвакуации, правила
поведения в общественных местах,
совместные мероприятия с педагогами ДДТ
Беседа, рассказ, чтение стихотворений,
рассказов, просмотр слайдов, презентация,
мультфильмов, плакатов, игры, викторины
Беседа, рассказ, чтение стихотворений,
рассказов, загадки, пословицы, просмотр
слайдов, презентация, мультфильмов, игры,
выставки по теме, викторины, конкурсы,
рисунок на асфальте, совместные
мероприятия с педагогами ДДТ, выставка
рисунка в объединении, в ДДТ
памятки-брошюры детям загадки,
пословицы, просмотр слайдов, презентация,
мультфильмов, игры, выставки по теме,
викторины, конкурсы «МЧС спешит на
помощь», «Моя будущая профессия спастель»

«Школа
дошкольника»,

Беседа, рассказ, просмотр слайдов,
презентация, рассматривание плакатов
памятки-брошюры по Т.Б.
Всероссийская акция Беседа, рассказ, чтение стихотворений,
«Подарок Ветерану», рассказов, загадки, пословицы, просмотр
посвященная 23
слайдов, презентация, мультфильмов, игры,
февраля, 9 Мая.
выставки по теме, викторины, конкурсы,
совместные мероприятия с педагогами ДДТ
«Правила поведения памятки-брошюры детям загадки,
в лесу, на водоеме,
пословицы, просмотр слайдов, презентация,
на озерах в разное
мультфильмов, игры, выставки по теме,
время года»
викторины, конкурсы «МЧС спешит на
помощь», «Моя будущая профессия спастель»
Профилактика
Беседа, рассказ, просмотр слайдов,
ОРВИ, ГРИППА,
презентация, памятки-брошюрыпо Т.Б.
КОРОНАВИРУСА

«Школа
дошкольника»,

«Школа
дошкольника»,
«Школа
дошкольника»,

«Школа
дошкольника»,
город , район,
область

«Школа
дошкольника»,

«Школа
дошкольника»,

«Школа
дошкольника»,

18

19

20

21

Профилактика
детского
травматизма
Практическое
занятие «Если вдруг
огонь»

Беседа, рассказ, рассматривание плакатов,
просмотр слайдов, презентация, выставка
рисунка в объединении, в ДДТ
Беседа, рассказ, просмотр плакатов,
слайдов, презентация, памятки-брошюры по
Т.Б.

«Школа
дошкольника»,

«Что надо знать
детям о вирусноинфикционных
заболеваниях»
Акция «Лес
Победы» совместно
с родителями

Беседа, рассказ, рассматривание плакатов,
просмотр слайдов, презентация,

«Школа
дошкольника»,

Беседа, рассказ, загадки, пословицы,
рассматривание плакатов, иллюстраций,
картин, просмотр слайдов, презентация,
фильмов, игры, выставки по теме,
викторины
Беседа, рассказ, загадки, рассматривание
плакатов,просмотр слайдов, презентация,
пословицы, мультфильмов, игры, выставки
по теме, викторины, памятки-брошюры по
Т.Б. выставка рисунка в объед ДДТ

«Школа
дошкольника»,

Беседа, рассказ, загадки, просмотр слайдов,
презентаций, мультфильмов, пословицы,
игры, выставки по теме, экологические
викторины, поле чудес. выставка рисунка в
объединении, в ДДТ
Беседа, рассказ, просмотр слайдов,
презентация, экскусии в Углегорский музей,
участие в конкурсах, мероприятиях музея

«Школа
дошкольника»,

23

Совместные
мероприятия с
педагогами ДДТ на
темы «Безопасность
это важно» (правила
поведения на улице,
«Огонь-друг, огоньвраг», «Осторожнонезнакомец»),
патриотические
мероприятия (День
Победы, Герои
Сахалинской земли,
День России и др.)
«День Земли»

24

«День Музея»

22

«Школа
дошкольника»,

«Школа
дошкольника»,

«Школа
дошкольника»,

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».