Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Дом детского творчества пгт.Шахтёрск
Углегорского городского огруга
Сахалинской области
Рекомендовано
методическим объединением
ХЭН Протокол №___
от «____»_________202__г
Утверждаю:
Директор ШДДТ
____________М.В.Стольная
«____»_____________202__г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Музыкальное развитие»
объединение «Калейдоскоп»
Уровень программы: базовый
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 7 - 18 ЛЕТ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 4 года
Составлена на основе примерной программы
«Мир вокального искусства»
Автор программы: Г. А. Суязова.2009 г.
Разработана Рослой Г.Н.
педагогом дополнительного образования .
пгт. Шахтерск
2022 г.
Пояснительная записка.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос
помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое
отношение к различным явлениям жизни. Пользоваться певческим голосом
человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и
голосового аппарата. Приобщение детей к певческому искусству
способствует развитию их творческой фантазии, погружает
в мир
классической поэзии и драматического искусства.
Художественная направленность программы позволяет наиболее
полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию
целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает
реализовать потребность в общении.
Актуальность программы:
Обучение вокалу является весьма действенным методом эстетического
воспитания. В процессе обучения дети осваивают основы вокального
исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор,
познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь
эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения
чувствованию и художественному воображению - это путь через игру,
фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к
творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть
умениями и навыками вокального искусства, научился голосом передавать
внутреннее эмоциональное состояние, разработана эта программа.
Педагогическая целесообразность программы
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению
здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и
обучающих задач, занятия вокалом решают еще немаловажную задачу оздоровительную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает
строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой
действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С
помощью групповых занятий вокалом можно адаптировать ребенка к
сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение
является одним из факторов улучшения речи. Программа обеспечивает
формирование умений певческой деятельности и совершенствование
специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования,
певческого дыхания, артикуляции. Со временем пение становится для
ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его
дальнейшую жизнь.
Прием детей в ДДТ осуществляется на основании:
- согласие на обработку ПД;
- письменное заявление установленного образца от родителей
( законных представителей);
- договора между ДДТ и родителями ( законными
представителями) регулирующего взаимные права,
обязанности и ответственность сторон, возникающие при
получении образовательных услуг;
- медицинской справки о состоянии здоровья с заключением о
возможности заниматься избранным видом деятельности;
- соглашения на самостоятельный приход и уход ребенка (
подопечного) в возрасте до 12 лет или передаче ребенка лицу,
выбраному законным представителем, для сопровождения в
ДДТ или из ДДТ;
- сертификата о дополнительном образовании, о включении
обучающегося ( обладателя Сертификата) в систему ПФДО.
Язык реализации программы – Государственный язык РФ – русский.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Приобщение обучающихся к вокальному искусству, обучение пению и
развитие их певческих способностей.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Формирующие:
- Формировать устойчивый интерес к занятиям по вокалу.
- Способствовать формированию голосового аппарата.
Обучающие:
- Обучать детей владеть своим голосом, эмоциями, быть пластичными;
- Обучать певческим навыкам.
- Обучать выразительному пению.
Развивающие:
- Развивать артикуляционный аппарат.
- Развивать слух и голос у детей.
- Развивать музыкальные способности: ладовое чувство, музыкальнослуховые представления, чувство ритма.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в
совместной творческой деятельности.
- Воспитывать чувство внутренней свободы ребёнка, способности к
объективной самооценке своего поведения, чувства собственного
достоинства, самоуважения.
- Создавать комфортный психологический климат, благоприятный ситуации
успеха.
- Сохранять и укреплять психическое здоровье детей.
Отличительные особенности программы:
Программа модульная.
Особенность программы в том, что она разработана для детей, которые
обучаются в объединении дополнительного образования и сами стремятся
научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного
возраста, но и имеют разные стартовые способности.
В данных условиях
программа «Музыкальное развитие» - это механизм, который определяет
методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и
навыков. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена
структура индивидуального педагогического воздействия на формирование
певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая
систему практических занятий.
Использование традиционных и современных приёмов позволяет заложить
основы для формирования основных компонентов обучающей деятельности:
умение видеть цель и действовать согласно ей, умение контролировать и
адекватно оценивать свои действия.
Основные педагогические технологии организации
образовательного процесса .
В основу деятельности
взяты следующие педагогические
технологии:
- индивидуальный подход;
- педагогика сотрудничества;
- игровые технологии.
- здоровьезберегающие технологии.
Педагогической основой организации образовательного процесса по
данной программе являются личностно-ориентированные технологии, в
центре внимания которых – личность ребенка, которая стремится к
максимальной реализации своих возможностей.
Характеристика программы
Очная форма обучения
Тип – дополнительная общеобразовательная программа.
Направленность – художественная.
Классификация:
По характеру деятельности – познавательная, развивающая творческую
личность.
По возрастному принципу – разновозрастная.
Организационно- педагогические основы обучения.
Программа «Музыкальное развитие » рассчитана на 4 года:
Принимаются обучающиеся 7 – 14 лет, 12-16 человек в группе.
Занятия 2 раза в неделю по 2,5 академических часа. Всего в году – 72
занятия, 180 часов.
Расписание занятий формируется с учетом наиболее благоприятного
режима труда и отдыха обучающихся.
Это позволяет педагогу правильно определять методику занятий,
распределить время для теоретической и практической работы.
В конце обучения по программе ДООП, организация вправе выдавать
лицам, освоившим образовательные программы, по которым не
предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по
образцу и в порядке, которые установлены этими организациями
самостоятельно.
Условиями отбора детей в объединение «Калейдоскоп» являются:
- их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к
систематическим музыкальным занятиям. В процессе занятий возможен
естественный отбор детей, способных заниматься вокалом, но не по
принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных,
обстоятельств.
- Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с
солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое
для индивидуальной работы, педагог может использовать для
дополнительных занятий с вновь принятыми детьми.
Формы и режим занятий
Формы проведения занятий: по группам, индивидуально, всем
составом объединения.
Занятия аудиторные и внеаудиторные(самостоятельные) на время
дистанционного режима работы.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту,
разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера,
развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт.
Проводится для самих детей, педагогов, гостей, родителей – законных
представителей обучающихся.
На занятиях по музыкальному развитию используются следующие
методы обучения:
- теоретические (беседа, объяснение, анализ текста анализ произведения,
показ видеоматериалов, иллюстраций. Показ педагогом
приемов
исполнения);
- практические (распевка, скороговорки, упражнения на дыхание,
вокальные упражнения, работа с произведением).
Одним из ведущих приёмов обучения вокалу детей является
демонстрация педагогом правильной манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над
певческим дыханием;
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– работа над произведением;
-- анализ занятия.
Необходимые условие реализации программы.
Материально-техническое обеспечение
1. Учебный кабинет.
2. Актовый зал.
3. Синтезатор.
4. Музыкальный центр, компьютер, телевизор, DVD.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Нотный материал, подборка репертуара.
7. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
8. Радиомикрофоны.
Ожидаемые результаты, способы их проверки и формы проведения
итогов реализации дополнительной образовательной программы
Первый год обучения:
Знают:
Нотный стан, скрипичный ключ, вовремя начинают и заканчивают пение.
Умеют:
Петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные,
вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при
исполнении, двигаться под музыку.
Второй год обучения:
Знают:
- как правильно брать дыхание, извлекать звук, работать с
артикуляционным аппаратом.
Умеют:
Петь в ансамбле и соло, участвовать в импровизациях,
- участвовать в сценических выступлениях, двигаться под музыку, имеют
навыки ритмической деятельности.
Третий год обучения:
Знают:
- Много песен современных композиторов.
Умеют:
-активно использовать навыки вокально-ансамблевого исполнения;
- умеют исполнять одноголосные произведения, пение в унисон,
правильно распределять дыхание;
- умеют чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться
под музыку и тем самым повышать сценическое мастерство.
Четвертый год обучения:
Знают:
- Основы нотной грамоты, имена известных классических и современных
композиторов, вокальные упражнения для работы певческого аппарата.
Умеют:
- владеют вокальными навыками, приобретенными за 3 года обучения;
- исполнять песни эмоционально и свободно;
- уверенно вести себя на сцене;
- активно участвовать в мероприятиях муниципального, районного,
областного уровня;
Этапы педагогического контроля 1-го года обучения.
Сроки
октябрь
декабрь
Май
Задачи
Проверка уровня
певческих
способностей
Текущий
контроль:
определить умение
правильно брать
дыхание, чисто
интонировать.
Знание основ
нотной грамоты.
Итоговый
контроль:
Определить умение
«видеть» развитие
музыкальной
Содержание
Пение
любимой
песни
Вокализ.
Формы
Входящий
контроль
Критерии
Исполнение
несложной песни
вокализом.
Исполнение
попевки хором
(ансамблем)
« Зачет»
за чистое
исполнение
вокализа.
Умение петь
чистым
естественны
м звуком.
Исполнение
песни ансамблем.
«Зачет» за
качественно
е
исполнение.
мысли в
произведении.
Навыки
ансамблевого
пения.
Этапы педагогического контроля 2-го года обучения.
Сроки
Задачи
Содержание
Формы
Критерии
Декабрь Текущий контроль: Умение
Опрос по
«Зачет» за
слушать друг теории;
правильный
Уровень навыков
исполнение
ответ по
исполнения в унисон. друга.
теории и
песни в
Умение использовать Правильное
дыхание.
качественное
унисон.
цепное дыхание при
исполнение
пении.
песни в
унисон.
Май
Опрос по
«Зачет» за
Итоговый контроль: Песенное
творчество.
теории;
правильный
определить степень
правильное
ответ по
освоения программы Музыка и
песни
звучание
теории и
за 2 года обучения.
известных
своего голоса правильно
композиторов. и критическая показанное
оценка своему звучание
исполнению.
своего голоса.
Этапы педагогического контроля 3 – го года обучения:
Сроки
Задачи
Содержание
Формы
Критерии
Декабрь Текущий контроль: Умение
Опрос по
«Зачет» за
слушать друг теории;
правильный
Уровень навыков
исполнения в унисон. друга.
исполнение
ответ по
Правильное
песни в
теории и
дыхание.
унисон.
качественное
исполнение
песни в
унисон.
Май
Опрос по
«Зачет» за
Итоговый контроль: Песенное
определить степень
творчество.
теории;
правильный
освоения программы Музыка и
правильное
ответ по
за 3года.
песни
звучание
теории и
своего голоса правильно
известных
показанное
композиторов. и дать
критическая
звучание
оценка своему своего голоса.
исполнению.
Этапы педагогического контроля 4 – го года обучения:
Сроки
Задачи
Содержание
Формы
Критерии
Декабрь Текущий контроль: Умение
Опрос по
«Зачет» за
слушать друг
теории;
правильный
Уровень навыков
исполнения в
друга.
исполнение
ответ по
унисон.
Правильное
песни в
теории и
дыхание.
унисон.
качественное
исполнение
песни в
унисон.
Май
Песенное
Опрос по
«Зачет» за
Итоговый
творчество.
теории;
правильный
контроль:
Музыка и
правильно
ответ по
определить степень
показать
теории и
освоения программы песни
известных
самое
правильное
4-го года обучения.
композиторов. красивое
звучание
индивидуальн своего голоса.
ое звучание
своего голоса
и дать
критическую
оценку своему
исполнению.
Учебно-тематический план
1 год обучения.
№ Разделы и темы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Колво
часов
2,5
Из них
Формы
теория практика контроля
32,5
15
2,5
5
30
10
Беседа
экскурсия
наблюдение
наблюдение
Пение учебно-тренировочного 37,5
материала
Пение произведений
25
7,5
30
зачет
5
20
выступление
Пение импровизаций
Музыкально-игровое и
танцевальное творчество
Мероприятия
воспитательного характера
Итоговое занятие
15
37,5
2,5
7,5
12,5
30
наблюдение
наблюдение
10
2,5
7,5
участие
5
2,5
2,5
зачет
Введение
Вводное занятие
Азы музыки
Слушание музыки
2,5
ИТОГО
180
30
150
Краткое содержание
1. Вводное занятие. 2,5 ч
Теория.
Знакомство с музыкальным объединением. Рассказ о направленности
«Обучение пению в ансамбле», сольно, рассказ о правилах пения в ансамбле
или сольно. Беседа о поведении в объединении и учреждении (правила на
стенде), о технике безопасности (говорить спокойным голосом, не кричать во
время пения, не трогать музыкальные инструменты без разрешения педагога
и т.д.)
Практическое занятие.
Знакомство с учреждением (экскурсия), направлением правилами
поведения в учреждении, объединении. Техника безопасности.
2. Азы музыки. 32,5ч
Теория
Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для овладения
навыками пения. Знакомство с детскими музыкальными инструментами.
Практика
a)
Прослушивание индивидуально каждого ребенка (ритм, слух,
память).
b)
Исполнение любимых песен по отдельности и всем вместе с
помощью педагога .
3. Слушание музыки.15ч
Теория
Слушание вокально-хоровых и инструментальных произведений с
целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку.
Таких как «Комаринская» - музыка П.И. Чайковского, «Вальс» Шостаковича и т.д. Формирование эмоционально-осознанного восприятия
музыкального воспроизведения, введение понятий: вступление, запев,
припев, куплет, вариация.
Практическое занятие
Краткий рассказ о музыкальном произведении и его авторе.
Прослушивание произведения. Беседа о особенностях музыкально
выразительных средствах данного произведения, например: «Неаполитанская
песенка» - музыка Чайковского. Звучание в инструментальном
сопровождении (скрипки, балалайки, пианино, ударные инструменты)
Изобразительная деятельность на тему данного произведения
(например: нарисуй «Веселого человека» - карандашами и фломастерами в
рабочих тетрадях)
4. Пение учебно-тренировочного материала. 37,5
Теория
Образный рассказ о распевании, упражнении, об их роли в развитии
певческих навыков. Доступное раскрытие каждого нового упражнения. Для
развития дыхания, гибкости голоса, ровности звучания по тембру и т.д.
Практическое занятие
Показ упражнений, разучивание и впевание их. Такие как «Лесенка» на
звуки ля, лё, лю «Горошина». Пропевание звука вверх и вниз, четко
выговаривая слова распевки. Введение новых упражнений в зависимости от
учебных задач, от простого к сложному.
5. Пение произведений.25ч
Теория
Рассказ о песне, как об одном из видов музыкального искусства, в
интересной для первоклассников форме, с привлечением материала из
других видов искусства.
Знакомство с песнями современных композиторов.
Практические занятия
Показ – исполнение песни. Разучивание текста песни. Проговаривание
отдельных трудных слов. Пропевание мелодии песни. Пение песен (с
использованием (+), (-); в соответствии с характером музыки (слаженно,
красиво, чисто интонируя). Проверка исполнения с помощью аудио записи.
Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного
выступления.
6. Пение импровизаций. 15ч
Импровизация – это сочинение произведения в процессе его
исполнения. Импровизация в музыке – это создание сольной мелодической и
ритмической линии(тональность гармония и темп остаются неизменными).
Образное раскрытие сущности каждой импровизации, например: игра в
ответы и вопросы («Как тебя зовут?», «Что ты любишь читать?», «Какие
песни ты любишь?», «Что мы видим за окном?»).
Практическое занятие
Импровизация на короткие стихотворения (детские стихи А.Барто,
С.Михалкова, С.Маршака):
a.
Пение на одной ноте с чистым соблюдением ритма
стихотворения (Т) (тоника)
b.
Пение в инструментальном движении вниз (Д-Т) (доминантатоника)
c.
Пение в постепенном движении вверх (Д-Т) (доминанта-тоника).
7. Музыкально-игровое и танцевальное творчество. 37,5ч
Теория
Объяснение условий игры или показ определенных движений (марш,
элементы народного танца, хоровод или позиция). Например: движения в
инсценировании песни «Пошла млада за водой» - музыка русско-народная,
хоровод песни «Во поле береза стояла» - музыка русско-народная.
Краткая характеристика музыкальных произведений, введения
сопровождающего игру или движения. Например: инсценирование песни
«Ой, вставала я ранешенько» - музыка русско-народная.
Прослушивание музыкального сопровождения, беседа о его строении,
характере, динамических оттенках, о соответствии движении
художественному образу музыкального произведения. Например: «Звени
частушка».
Практическое занятие
Разучивание музыкальной игры или движений с детьми.
8. Мероприятия воспитательно-познавательного характера. 10ч
Теория
Беседа о значении развития музыкального вкуса у ребят. Расширение
музыкального кругозора. Формирование у них их слушательской культуры.
Обучающиеся объединения «Калейдоскоп» должны научиться не только
слушать, понимать и исполнять музыкальные произведения, но и оценивать
их исполнение.
Практическое занятие
Посещение концертов, участие в мероприятиях ДДТ, дома
престарелых,, посещение отчетных концертов ДШИ, СОШ, САХГТ, РДК
Углегорска.
9. Итоговое занятие. 5ч
Практическое занятие
Основной формой промежуточной аттестации обучающихся
объединения «Калейдоскоп» является: зачетное занятие при помощи
вопросов и ответов обучающихся, выступление на концертах и т.д.
Примерный репертуар 1 года обучения:
Пение произведений
Российские песни:
1.
«Главный праздник» - музыка Н. Мухамеджанова
2.
«Песенка о школе» - музыка С. Дремлюга
3.
«Моя, Россия» - музыка В. Струве
4.
«Милая мама» - музыка Ю. Купцова
Песни современных композиторов :
1.
«Я люблю рисовать» - музыка Т. Морозова
2.
«Земляничка» - Ю. Верижников
3.
«Песня мамонтенка» - из мультфильма «Мама»
4.
«Бабушка моя» - музыка Е. Зарицкой
Песни тренировочного материала:
1.
«Как под наши ворота» - музыка русско-народная
2.
«Соловей, соловушка» - музыка русско-народная
3.
«Горошина» - музыка русско-народная
4.
«Лесенка» - музыка русско-народная
Материал для прослушивания:
1.«Комаринская» - муз. П.И. Чайковского
2.«Неаполитанская песенка» - муз. П.И. Чайковского
3.«Вальс» - Д.Б. Шостаковича
4.«Веселый крестьянин» - Р. Шуман.
Репертуар для второй возрастной группы:
1.
«Все ли можно сосчитать?» театр песни «Талисман»;
2.
«Банана мама» группа «Барбарики», автор Любаша;
3.
«Наступила осень» сл. и муз. О.Осипова.
4.
«Буги-вуги осьминог». Сл. и муз. Жанны Колмагоровой.
5.
«Лимонадный дождик» дет. Студия «Дельфин»;
6.
«Озорная» Ю. Вирижников.
7.
«Школа, школа» муз. В. Чупретова, сл. С. Парамонова.
8.
«Дружба, это не работа» . вок. Группа « Барбарики».
9.
Интернет ресурсы.
Музыкально-игровое и танцевальное творчество:
1.Инсценирование песни «Пошла, млада за водой» муз. рус. нар.
2.Хоровод песни «Во поле березка стояла» муз. рус.нар.
3.Инсценирование песни «Ой вставала я ранешенько» муз. рус. нар.
4.Индивидуальное исполнение «Звени частушка» муз. рус. нар.
Учебно-тематический план
2 год обучения
№
Разделы и темы
1
2
3
Вводное занятие
Музыкальная грамота
Слушание музыки
4
5
6
7
8
Кол-во
часов
Из них
практик
теория
а
2,5
15
32,5
10
2.5
5
30
Пение учебнотренировочного материала
Пение произведений
Пение импровизаций
15
1
14
25
15
5
2,5
20
12,5
Музыкально-игровое и
танцевальное творчество
Мероприятия
37,5
7,5
30
10
2,5
7,5
форма
контроля
беседа
опрос
наблюдени
е
Зачетное
занятие
концерт
наблюдени
е
наблюдени
е
участие
воспитательного характера
9
Итоговое занятие
Итого
5
180
2,5
30
2,5
150
зачет
Краткое содержание.
1.
Вводное занятие. 2,5ч
Знакомство с планом работы на учебный год. Правила поведения в
объединении ДДТ. Закрепление правил пения в хоре (ансамбле), сольно.
Техника безопасности. Охрана голоса.
Практические и теоретические занятия.
Закрепление правил пения в хоре (ансамбле),сольно слушать пение
товарищей, свой голос не должен выделяться. Гласные в песне тянуть,
согласные петь коротко и четко, брать дыхание спокойно не поднимая плеч и
т.д.
2.
Музыкальная грамота 15ч
Теория
Знакомство с муз. рамером, основы муз. грамоты (первая октава) и
основных жанров музыки (марш, танец, песня, колыбельная). Знакомство со
средствами музыкальной выразительности (мелодия, лад, тембр, регистр) с
музыкальными инструментами и развитием певческих способностей.
Практическое занятие
Муз. ритмические игры
3. Слушание музыки32,5ч
Теория
Расширение кругозора обучающихся, более активного введения их
многообразный, богатый мир, художественных музыкальных образов.
Рассказ об особенностях музыкально-выразительных средств. Формирование
их слушательской культуры, развитие умения анализировать и правильно
характеризовать музыкальные произведения.
Практическое занятие
Прослушивание произведений, в том числе разучиваемых ансамблем.
Рисование цветными карандашами, фломастерами на тему: содержание
произведения.
4. Пение учебно-тренировочного материала37,5ч
Теория
Раскрытие учебной цели, назначение каждого нового упражнения для
развития различных сторон музыкального слуха, качество звука, дыхания,
диапазон, выразительности исполнения. Распевания.
Практическое занятие
Показы упражнений. Их разучивание и впевание. Контроль за
качеством их исполнения (индивидуальный и групповые проверки
обучающихся), формирование самоконтроля.
5.
Пение произведений.25ч
Теория
Беседы о разучиваемых произведениях. Народная песня. Рассказы о
фольклоре. Раскрытие исторического значения, содержания, особенности
(лада, метроритма, голоса ведения, структуры, формы и другое) каждой
исполняемой песни анализ его текста, разъяснения непонятных слов
(забытых). Произведения советских и российских композиторов и других
современных авторов, песни под караоке и песни из детских мультфильмов.
Сообщение об авторов музыки и текста, освещение эпохи, в которой они
живут или жили, раскрытия биографии, творческого портрета.
Практическое занятие
Показ - исполнения или показ произведение в записи. Раскрытие
сущности художественного образа (музыкального и поэтического).
Разучивание произведения с сопровождением без него. Обучение пению
чистым, естественным звуком, легко, нежно, звонко, мягко. Сохранение
индивидуальности
здорового певческого звучания, правильное
формирование гласных и произношение согласных. Индивидуальное
исполнение песен (с сопровождением и без него).
Вокальные навыки: пение в диапазоне (до1 – до2).Обучение сидеть
или стоять при пении прямо, не напряженно, слегка отведя плечи назад. Руки
опустить или положить на колени (при пении сидя). Пение только с мягкой
атакой. Умение петь на одном дыхании более длинные фразы. Понимание
элементарных дирижерских жестов и правильное следование им: внимание,
вдох, начало пения и его окончание,характер голосаведения. Видение своих
недостатков и стремление избавиться от них.
Пение импровизаций15ч
Теория
В доступной форме раскрывается сущность импровизаций, вокальной
импровизаций в частности. Показываются и разъясняются различные
задания…, (ответ на вопрос: «Как тебя зовут?», «Музыкальный разговор»,
игра во «фразы-догадки»).
Практическое занятие
Показ для каждого задания возможных вариантов певческих
мелодических импровизацийритмические вариации на стихотворные тексты.
Дети обучаются различным видам импровизации в процессе пения или игры
на детских музыкальных инструментах.
6.
7.
Музыкально-игровое и танцевальное творчество37,5ч
Теория
Объяснение того что движение под музыку помогает наладить
двигательную координацию, позволяет еще раз обратить внимание учащихся
на форму музыкального произведения, строения его частей, на
использование композитором различных средств музыкальной
выразительности.
Практическое занятие
Ритмические игры,продолжение обучения движений под музыку,
сочетая свои движения с музыкальным сопровождением и пением.
10ч
8.
Мероприятия воспитательно-познавательного характера
Теория
Для формирования духовной культуры личности опыт музыкальной
деятельности обучающих приобретается в процессе освоения различных
видов музыкально-исполнительной деятельности: слушания, пения, игры .
Применения музыкальных знаний и навыков в сфере музыкального
самообразования. Знакомство с литературой о музыке, посещение концертов,
музыкальных спектаклей и т.д. Размышление о музыке и ее анализа.
Практическое занятие
Гармонизация эмоционально-интеллектуального развития личности.
Посещение и участие обучающихся в концертах. Встречи с ветеранами ВОВ
и трудового фронта. Концерты для проживающих в Доме Интернате для
престарелых граждан и инвалидов и др. Экскурсии в музыкальную школу г.
Шахтёрска. Посещение музея г. Углегорска.
9.
Итоговое занятие. 2,5 часа.
Зачетное занятие, отчетный концерт.
Примерный репертуар 2 года обучения.
Песни современныхкомпозиторов:
1. «Гранитный камушек» - муз. Е. Крылатов.
2. «Большой секрет» - муз. Альбинас Циклияускас
3. «Гармонист-Тимошка» - муз. Т. Морозова
4. «На свете нет всего дороже» - муз. А. Петряшева
5. «Варюха » - муз. С. Суэтов
6. «Песенка о разных мамах» - муз. Струве.
7. «Это все Россия» - муз. Ю Верижников
8. «Что такое снеженика?» - муз. Дубровина.
9. «В Хургеде» - муз. С. Суэтов.
10.«Мои друзья» - муз. Анатолия База.
11.«День лета» - муз. А.Филиппенко.
12.«Мы, дети солнца» гр. «Непоседы».
13.« Песенка про папу» муз. В, Осошник, сл. Н. Осошник.
14.«Музыка детства» сл. и муз. Игорь Шевчук.
15.« Город твой и мой» И. Шевчук.
16.«День победы» муз. Р. Гуцалюк. Сл. Н. Соловьева.
17.«Апрель» А. Ермолов.
18.«День лета» - муз. А.Филиппенко.
19. Интернет ресурсы.
Песни тренировочного материала.
1. «Большой олень» - французская народная песня
2. «Котя, котенька комок» - муз.рус.нар.
3. «Не летай соловей» - муз.рус.нар.
4. «На горе то лен» - муз.рус.нар.
Слушание музыки:
1. «Гимн Российской Федерации» - муз. Т. Александрова.
2. «Неополетанская песенка» муз. П.И. Чайковского.
3. Песни А. Пахмутовой в сопровождении детского хора.
4. «Детство» - в исполнении Ю. Шатунова.
Музыкально-игровое и танцевальное творчество.
1. Музыкальный хоровод «Земелюшка-чернозем». - муз.рус.нар.
2. Музыкальный хоровод «На горе-то калина» - муз.рус.нар.
3. Инсценирование песни «Как в лесу, лесу – лесочке».- муз.рус.нар. (в
хороводе).
4. Музыкальные игры с использованием фонограмм детских
музыкальных инсценировок .
Учебно-тематический план на 3 год обучения.
№
Всего
Название раздела
п/п.
часов
1.
Введение
2,5
2
Слушание музыки
5
3.
Пение
учебнотренировочного
82,5
материала.
4.
Эстрадно
–
90
исполнительское
искусство
Итого
180
1.Введение. 2,5ч
Теория Практика
беседа
наблюдение
зачет
2,5
2,5
22,5
контроль
60
концерт
2,5
90
30
150
Краткое содержание.
Продолжение экскурса в историю музыки и искусства пения. Беседа о
дальнейшей работе в объединении« Калейдоскоп». Формы предстоящей
работы: продолжение обучению вокально-эстрадному пению, широкая
исполнительская практика. Правила безопасности и техника исполнения.
Теория: Цели и задачи обучения, обоснование необходимости продолжения
обучения. Беседа, обсуждение итогов пройденного этапа обучения и
знакомство с программой на 3 год обучения.
Практика: вспомнить пройденный материал, прослушивание новых песен.
2.Слушание музыки.5ч
Для общего музыкального развития слушание необходимо для
формирования у детей:
- эмоционального восприятия музыки;
- умения анализировать музыку, песню,свои ощущения ;
- возможности различать песни по жанру и стилю, давать им характеристику;
- осознанного восприятия музыкального произведения;
При прослушивании муз. материала дети учатся погружаться в мир
музыки, пропускать ее через себя, обогащать ее эмоцианальными красками.
Что в дальнейшем помогает в исполнительской практике. Дети ярче
передают слушателям песню ,так как проникаются ее смыслом и характером
и хотят от зрителя сопереживания и эмоционального одобрения.
Слушание музыки – важнейший аспект в обучении исполнительскому
искусству.
3.Пение учебно-тренировочного материала. 82,5ч
Пение того или иного певческого упражнения. Усложнение каждого нового
упражнения для музыкально-певческого развития уч-ся. Показ упражнений,
разучивание, пропевание. Дальнейшее формирование ответственности и
удовлетворения от своей работы.
4.Эстрадно-исполнительное искусство.90ч
Теория.
Беседа о разучиваемом произведении. Анализ предлагаемой песни.
Показ-исполнение песни педагогом, прослушивание фонограммы. Разбор его
содержания.
Практика.
Разучивание произведения, как группой, так и индивидуально.
Руководствуясь теми же методами, что на первом и втором годах обучения,
повышаем уровень исполнения и степень сложности певческого репертуара
уч-ся в сольном, вокально-ансамблевом, одноголосном и 2-х голосном
исполнении песен до уровня концертного номера.
Примерный репертуар объединения «Калейдоскоп» на 3 учебный год.
1. «Янтарные листья» сл. А.Адлера, муз.К. Ситниковой.
2. «Маленький принц» сл. Добронравова, муз. Таривердиева.
3. «Колокола» из к\ф « Приключения Эллектроника».
4. «Мы маленькие дети» из к\ф « Приключения Эллектроника».
5. «Детство» сл. О. Ермаковой, муз. А. Дитятьевой.
6. «Песенка о снежинке» сл. Дербенева, муз. Крылатова.
7. «Романс», сл. И муз. Ю.Верижникова.
8. «Снега России» сл. Иванова, муз. Минкова.
9. «О чем ты думаешь солдат?» сл. И. Молчанова-Сибирского, муз. Ю.
Купцова.
10. « Песенка про папу» сл. и муз. Н. Осошника.
11. «Бабушка моя» сл. и муз. Е. Зарицкой.
12. «Мама» сл. и муз. А. Петрящева.
13. «Это все Россия» сл. и муз. Ю. Верижникова.
14. «Главный праздник» сл. Н. Мазанова, муз. Н. Мухамеджановой.
15. «Песня мира» сл. и муз. А. Ермолова.
16. «Песня про детство» сл. и муз. Алексей Зубарев.
17. «Утренняя» В. Малышков С. Таюшев.
Учебно – тематический план на 4 год обучения.
№
Всего
Название раздела
Теория Практика
п/п.
часов
1.
Введение
2.5
2
Слушание музыки
5
3.
Пение
учебнотренировочного
82,5
2,5
60
материала.
4.
Эстрадно
–
90
2,5
90
исполнительское
искусство
Итого
180
30
150
Краткое содержание.
контроль
беседа
наблюдение
зачет
концерт
1.Введение.2,5 ч
Теория.
Продолжение экскурса в историю музыки и искусства пения. Беседа о
работе, ведущейся в объединении« Калейдоскоп». Формы предстоящей
работы: продолжение обучению вокально-эстрадному пению, практика.
Правила безопасности. Теория.
Цели и задачи обучения, обоснование
необходимости продолжения обучения. Беседа, обсуждение итогов
пройденного этапа обучения и знакомство с программой обучения на
текущий год.
Практика.
Закрепление знаний из пройденного материала, пение любимых песен.
2.Слушание музыки.5ч
Для общего музыкального развития слушание необходимо для
формирования у детей:
- эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку;
- умения анализировать свои чувства и мысли после прослушивания песни;
- возможности давать им характеристику;
- осознанного восприятия музыкального произведения;
Важно научить детей «погружаться» в музыку. Необходимо достичь того,
чтобы обучающиеся почувствовали, что в каждом из них есть не только
внутренний слух, но и внутреннее зрение.
Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения – основа развития
творческого воображения, которое человеку необходимо не только в
искусстве, но в любой области, в какой бы он не работал. Особое значение
приобретает развитие интонационного слуха, без которого невозможно
понимание музыки.
В процессе нашего обучения у детей происходит формирование умения
воспринимать музыку, исполнять песню, понимая ее смысл и желание
донести его до слушателя.
3. Пение учебно-тренировочного материала. 82,5ч
Теория.
Объяснение необходимости того или иного певческого упражнения.
\Практика.
Работа с упражнениями, разучивание, пропевание. Усложнение каждого
нового упражнения для музыкально-певческого развития ребенка.
Формирование ответственности и удовлетворения от своей работы.
4.Эстрадно-исполнительное искусство.90ч
Теория.
Беседа о разучиваемом произведении. Анализ (слова, музыка, жанр, стиль
предлагаемой песни). Показ-исполнение песни педагогом, прослушивание
фонограммы. Разбор его содержания.
Практика.
Разучивание произведения, как группой, так и индивидуально.
Руководствуясь теми же методами, что и на предидущих годах обучения,
повышаем творческое самовыражение уч-ся в сольном, вокальноансамблевом исполнении.
Примерный репертуар объединения «Калейдоскоп» на 4 учебный год.
1.
2.
3.
4.
5.
«Мир в глазах детей» сл. И. Шевчука муз. Е. Зарицкой.
«Это все Россия» сл. и муз. Ю. Верижникова.
«Осенний блюз» сл. А. Бочковской муз. А. Ермолова.
«Город твой и мой» сл. И. Шевчука муз. Е. Зарицкой.
« Музыка детства» сл. И. Шевчука, муз. Е. Зарицкой.
6. Добрые дела» муз. М. Разумов, сл. А. Фоломьева.
7. «Вороны» муз. муз. и сл. И. Орехов.
8. «Снова вместе» муз. и сл. В. Цветков.
9. «Письма» муз. и сл. К. Попов.
10.«Господа офицеры» муз. и сл. О. Газманов.
11. Поздняя любовь муз. А. Костюк, сл. В. Степанов.
12.Утро туманное» муз. А. Абаза, сл. И. Тургенев.
13.«Цветные сны» муз. М. Дунаевский.
14.«Песенка о погоде» муз. А. Петров, сл. Э Рязанов.
15.«Новогодняя» из репертуара группы «Фабрика».
16.«Пришла любовь» сл. и муз. Ю. Вирижников.
17.«Синий платочек» муз. Е. Петерсбурский, сл. М. Максимов.
18. «Лизавета» Н. Богословский, Е. Долматовский.
19.«На забытом берегу» муз. А. Костюк, сл. Л. Рубальская.
20. «Ты мне снишься» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной.
21. «На десерт» вок. Группа Open Kids.
22. «Живи» из к/ф «Призрак» Ф. Бондарчука.
23.Интернет ресурсы.
Библиография:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Бейцер Г., Даниловская Л., Рунер М. «Музыка 2 класс». Москва 1999г.,
111 стр.
Давыдова М.А., «Праздник в школе», Москва 2008г., 290 стр.
Детский оркестр. С. Бублей. «Музыка». Санкт-Петербург, 2003 г, 102
стр.
Играй наш оркестр. «Музыка». Москва, 2003 г, 44 стр.
Критская В. Д., «Учебник для учащихся первого класса начальной
школы», Просвещение, Москва, 2008 г, 80 стр.
Мерзлякова С.И. «Гормошечки - говорушечки», Москва 2002г., 39 стр.
Мерзлякова С.И. «Наш веселый хоровод», Москва 2002г., 46 стр.
Науменко «Жаворонушки», Москва 1999г., 280 стр.
Ригина П.С. «Музыка 1 класс часть «Б», Москва 2002г., 98 стр.
Журнал «Музыкальный руководитель» ст. «Русские народные
музыкальные инструменты», Москва, №1 2004г., 96 стр.
Журнал «Музыкальный руководитель» ст. «Инструменты
симфонического оркестра», Москва №2 2004г., 96 стр.
Программы для внешкольных и общеобразовательных школ
«Музыка» – Москва, Просвещение, 1999г., 395 стр.
Сборник «Песни Назаровой «Магиденко» Москва, 2001г., 54 стр.
Сборник «Веселые нотки», Москва, 2000-2002г., 50 стр.
Интернет ресурсы.
Список литературы рекомендуемой родителям и детям:
1. Аникин В.П. Волшебный короб (поговорки, загадки), 2007г., 56 стр
2. Волина В. «Поговорки для Егорки». Москва «Окма-Пpecc». 1990г., 80
стр.
3. «Пословицы и поговорки» ACT Москва, 2009г., 60 стр.
4. «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» Е. Круглое.
Москва «Просвещение». 1990г., 120 стр.
Для слушания:
1.
CD диск «Новые песни для детей» 2009г.
2.
«Караоке» - для детей. 2010г.
3.
Серия CD дисков «Пойте с нами» «Детский праздник» фонограммы
песен (+, -) для прослушивания и разучивания и исполнения);
Найла Мухамеджанова;
Сергей Суэтов;
Татьяна Морозова;
Альбинас Циклияускас;
Юрий Верижников.
1.
2.
3.
4.
Песенки для детей:
«Песенки для детей», Смоленск: Русич, 2009 г, 48 стр.
Серия «Для самых маленьких». Чудо-песенки. Тверь, 2003 г, 45 стр.
Энтин Ю. С. «Антошка». Издательство «Самовар», 2007 г, 46 стр.
Энтин Ю. С. «Песенки из кинофильмов». Издательство «Самовар»,
2007 г, 76 стр.
Календарный учебный план на 1 год обучения.
№
п/п
Месяц
1
сентябр
ь
2
3
4
5
6
7
8
октябрь
Числ
о
Время
проведен
ия
занятия
10.09
14.00
.
15.09
14.00
.
17.09
14.00
.
Форма
занятия
Колво
часов
Тема занятия
Место
проведе
ния
групповое
2,5
1.Вводное занятие.Т/Б при занятии вокалом.
кабинет
групповое
2,5
групповое
2,5
2.Азы музыки. Прослушивание детей.(ритм, кабинет
слух, память).
Сообщение основ муз. грамоты для
кабинет
овладения навыками пения. Прослушивание
знакомых песен.
Знакомство с детскими муз. инструментами. Кабинет
22.09
.
24.09
.
14.00
групповое
2,5
14.00
групповое
2,5
29.09
.
30.09
.
14.00
групповое
2,5
14.00
групповое
2,5
групповое
2,5
Исполнение любимых или знакомых песен
по отдельности и всем вместе с помощью
педагога.
Муз. игры с использованием детских муз-х
инструментов.
3.Слушание музыки.. . Рассказ об особ-ях
муз-но выраз-ных средств. Слушание муз.
произвед-я.
Слушаие произведения.Рисование цветными
карандашами на тему- содержание
произведения.
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
Форма
контроля
9
групповое
2,5
10
групповое
2,5
11
групповое
2,5
12
групповое
2,5
13
групповое
2,5
14
групповое
2,5
15
групповое
2,5
16
групповое
2,5
17
групповое
2,5
групповое
2,5
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
18
19
20
21
22
23
24
ноябрь
Слушание. Продолжаем рисовать
содержание произв-я.
Небольшие беседы к прслушиваемым
произв-ям.
Слушание разнохарактерных произв-й.
учимся анализир-ть и характер-ть муз.
произв-я.
4.Пение учебно-тренировочного
материала.Распевка. Показ и повтор за
педагогом.
Распевка.Работа над артикуляцией. Упр-я по
артикуляции. Повтор за педагогом.
Распевка.Работа над правильным дыханием.
Повтор за педагогом.
Распевка.Упр-я на пав-ий диапазон. Повтор
за педагогом.
Распевка. Упр-я для различных сторон муз.
слуха. Повтор за педагогом.
5.Пение произведений. Беседа о
разучиваемом произведении.
Распевка.Прослушивание
произведенияРазучивание произв-я.
Распевка. Разучивание мелодии и слов.
Распевка. Разучивание мелодии и слов.
Распевка.. . Разучивание мелодии и слов.
Распевка. Пение с показом педагога.
Распевка.Разуч-е нов. песни.
Распевка.Работа с текстом.
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
30
31
32
33
групповое
групповое
групповое
групповое
2,5
2,5
2,5
2,5
34
35
36
37
38
39
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
25
26
27
28
29
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
декабрь
январь
февраль
март
Распевка. Разучивание мелодии.
Распевка. Разучивание с показом педагога.
Распевка.Работа с песней.
Распевка. Работа над вок-ой дикцией.
Распевка.Упр-я на прав-ое и точное интонире.
Распевка.Упраж-я на вок-ю дикцию.
Распевка.Работа с движ-ми под аккомп-нт.
Распевка. Работа с песней в движении.
Распевка. Работа над прав-ым и точным
интонир-ем.
Распевка. Тематич-е занятие.
Распевка. Т/б при занятиях вокалом.
Распевка. Разбор нового материала.
Распевка. Разучивание Мелодии.
Распевка. Разучивание текста.
Распевка.Работа над вок-ой дикцией. Разуч-е
песни с показом.
Распевка. Работа с текстом.
Распевка. Разучив-е песни с движ-ми.
Распевка. Разуч-е движений с аккомп-ом.
Распевка. Работа с песнями к празднику.
Распевка. Работа с песней в движении.
Распевка. Подготовка к празднику.
Распевка.Выступление.
Распевка.Анализ выступления.
Распевка. Вок-е упр-я. Разбор след-ей песни.
Распевка. Подготовка к 8 марта. Пение с
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
50
51
групповое
групповое
2,5
2,5
52
групповое
2,5
53
54
55
56
57
58
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
59
групповое
2,5
60
групповое
2,5
61
групповое
2,5
62
групповое
2,5
63
64
65
66
67
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
апрель
май
движ-ми.
Распевка. Выразит-ть и эмоцион-ть. Беседа.
Распевка. « Передай мне радость»- умение
выразить эмоции в интонации.
Распевка.Вок-е упр-я на дикцию. Работа с
нов.песней.
Распевка.Разуч-е движений.
Распевка. Пение с движен-ми.
Распевка. Работа над чистотой интон-я.
Распевка. Работа с песней .
Распевка. Работа над чистотой звучания.
6.Пение импровизаций. Раскрыть сущность
импровизации.Показ возможных вариантов
певческих мелод-их импровизаций.
Распевка. Игры – импровизации( ответ на
вопрос, музыкальный разговор, фразыдогадки, ит.д.)
7. Музыкально – игровое и танцевальное
творчество.
Распевка.Разучивание танцевальных
движений под музыку.
Распевка. Разучивание движений в
сочетании с пением.
Распевка. Разучив-е песни ко Дгню Победы.
Распевка.Подготовка к празднику.
Распевка. Подготовка к 9 мая.
Распевка. Репетиция к празднику.
Распевка. Выступление к 9 мая.
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
68
69
групповое
групповое
2,5
2,5
70
групповое
2,5
71
72
групповое
групповое
2,5
2,5
Распевка.Анализ.
8.Мероприятия воспитательного харра.Подготовка к отчетному концерту и дню
детства.
Распевка. Подготовка к участию в концерте,
посвященному Дню детства.
Распевка. Итоговое занятие.
9.Итоговое занятие.
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
Календарный учебный план на 2 год обучения.
№
п/п
Месяц
Числ
о
1
сентябр
ь
07.09
.
Время
проведен
ия
занятия
Форма
занятия
Колво
часов
Тема занятия
Место
проведе
ния
групповое
2,5
1.Вводное занятие.Т/Б при занятии вокалом.
кабинет
2
групповое
2,5
кабинет
3
групповое
2,5
4
групповое
2,5
5
групповое
2,5
2.Муз.грамота. Ознакомление с
муз.размером. Игры на дет. Муз. Инструм-х.
Основы муз. грамоты.(1-я октава). Игры на
дет. муз. инстр-х.
3накомство с жанрами в музыке – марш,
танец, песня.
Знакомство со средствами муз .выразит-ти:
мелодия, лад, тембр, регистр.
кабинет
Кабинет
кабинет
Форма
контроля
групповое
групповое
2,5
2,5
групповое
2,5
9
групповое
2,5
10
групповое
2,5
11
групповое
2,5
12
групповое
13
групповое
2,5
14
групповое
2,5
15
групповое
2,5
16
групповое
2,5
17
групповое
2,5
групповое
2,5
6
7
8
18
октябрь
ноябрь
2,5
Работа с ритмом. Игры на дет. муз-х инстр-х.
3.Слушание музыки.. . Рассказ об особ-ях
муз-но выраз-ных средств. Слушание муз.
произвед-я.
Слушаие произведения.Рисование цветными
карандашами на тему- содержание
произведения.
Слушание. Продолжаем рисовать
содержание произв-я.
Небольшие беседы к прслушиваемым
произв-ям.
Слушание разнохарактерных произв-й.
учимся анализир-ть и характер-ть муз.
произв-я.
4.Пение учебно-тренировочного
материала.Распевка. Показ иповтор за
педагогом.
Распевка.Работа над артикуляцией. Упр-я по
артикуляции. Повтор за педагогом.
Распевка.Работа над правильным дыханием.
Повтор за педагогом.
Распевка.Упр-я на пав-ий диапазон. Повтор
за педагогом.
Распевка. Упр-я для различных сторон муз.
слуха. Повтор за педагогом.
5.Пение произведений. Беседа о
разучиваемом произведении.
Распевка.Прослушивание
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
30
31
32
33
групповое
групповое
групповое
групповое
2,5
2,5
2,5
2,5
34
35
36
37
38
39
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
групповое
групповое
групповое
2,5
2,5
2,5
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
40
41
42
декабрь
январь
февраль
произведенияРазучивание произв-я.
Распевка. Разучивание мелодии и слов.
Распевка. Разучивание мелодии и слов.
Распевка.. . Разучивание мелодии и слов.
Распевка. Пение с показом педагога.
Распевка.Разуч-е нов. песни.
Распевка.Работа с текстом.
Распевка. Разучивание мелодии.
Распевка. Разучивание с показом педагога.
Распевка.Работа с песней.
Распевка. Работа над вок-ой дикцией.
Распевка.Упр-я на прав-ое и точное интонире.
Распевка.Упраж-я на вок-ю дикцию.
Распевка.Работа с движ-ми под аккомп-нт.
Распевка. Работа с песней в движении.
Распевка. Работа над прав-ым и точным
интонир-ем.
Распевка. Тематич-е занятие.
Распевка. Т/б при занятиях вокалом.
Распевка. Разбор нового материала.
Распевка. Разучивание Мелодии.
Распевка. Разучивание текста.
Распевка.Работа над вок-ой дикцией. Разуч-е
песни с показом.
Распевка. Работа с текстом.
Распевка. Разучив-е песни с движ-ми.
Распевка. Разуч-е движений с аккомп-ом.
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
50
51
групповое
групповое
2,5
2,5
52
групповое
2,5
53
54
55
56
57
58
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
59
групповое
2,5
60
групповое
2,5
61
групповое
2,5
43
44
45
46
47
48
49
март
апрель
Распевка. Работа с песнями к празднику.
Распевка. Работа с песней в движении.
Распевка. Подготовка к празднику.
Распевка.Выступление.
Распевка.Анализ выступления.
Распевка. Вок-е упр-я. Разбор след-ей песни.
Распевка. Подготовка к 8 марта. Пение с
движ-ми.
Распевка. Выразит-ть и эмоцион-ть. Беседа.
Распевка. « Передай мне радость»- умение
выразить эмоции в интонации.
Распевка.Вок-е упр-я на дикцию. Работа с
нов.песней.
Распевка.Разуч-е движений.
Распевка. Пение с движен-ми.
Распевка. Работа над чистотой интон-я.
Распевка. Работа с песней .
Распевка. Работа над чистотой звучания.
6.Пение импровизаций. Сущность
импровизации. возможные варианты
певческих мелод-их импровизаций.
Распевка. Игры – импровизации( ответ на
вопрос, музыкальный разговор, фразыдогадки, ит.д.)
7. Музыкально – игровое и танцевальное
творчество.
Распевка.Разучивание танцевальных
движений под музыку.
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
62
групповое
2,5
63
64
65
66
67
68
69
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
70
групповое
2,5
71
72
групповое
групповое
2,5
2,5
май
Распевка. Разучивание движений в
сочетании с пением.
Распевка. Разучив-е песни ко Дгню Победы.
Распевка.Подготовка к празднику.
Распевка. Подготовка к 9 мая.
Распевка. Репетиция к празднику.
Распевка. Выступление к 9 мая.
Распевка.Анализ.
8.Мероприятия воспитательного хар-ра.
Подготовка к отчетному концерту и дню
детства.
Распевка. Подготовка к участию в концерте,
посвященному Дню детства.
Распевка. Итоговое занятие.
9.Итоговое занятие.
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
Календарный учебный план на 3 год обучения.
№
п/п
Месяц
Числ
о
1
сентябр
ь
05.09
.
Время
проведен
ия
занятия
Форма
занятия
Колво
часов
Тема занятия
Место
проведе
ния
групповое
2,5
1.Вводное занятие.
кабинет
2
групповое
2,5
кабинет
3
групповое
2,5
2Слушание. Т/б при занятии вокалом.
Ознакомление.
Слушание. Распевка. Вокальные упр-я.
кабинет
Форма
контроля
4
5
6
групповое
групповое
групповое
2,5
2,5
2,5
7
групповое
2,5
групповое
2,5
9
10
групповое
групповое
2,5
2,5
11
12
групповое
групповое
2,5
2,5
13
групповое
2,5
14
15
16
групповое
групповое
групповое
2,5
2,5
2,5
17
групповое
2,5
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
8
18
19
20
21
22
23
октябрь
ноябрь
Слушание. Распевка. Вокальные упр-я.
Слушание.Распевка. Разбор репертуара.
Распевка. Прослуш-е мелодии. Разуч-е
текста.
3.Пение уч-но тренир-го материала.
Распевка. Разучивание песни.
Распевка. Упр-я на вок-ую дикцию. Разучиве песни.
Распевка. Работа с текстом. Разуч-е.
Распевка. Работа с упр-ми над вок-ой
дикцией.
Распевка. Работа над чистотой интониров-я.
4.Эстрадно – исполн-кое иск-во. Распевка.
Разучивание песни с движениями.
Распевка.Работа над движениями под
аккампон-нт.
Распевка.Работа с песней в движении.
Распевка.Беседа о культуре исполнения.
Распевка.Работа над исполнительством
перед аудиторией.
Распевка. Работа над правильным интонирем.
Распевка.Вокал-ые упр-я. Работа с дикцией.
Распевка.Подготовка к фестивалю.
Распевка. Работа над унисоном.
Распевка.Генер-я репет-я.
Распевка. Анализ выступления.
Распевка.Разуч-е нов. песни.
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
30
31
32
33
групповое
групповое
групповое
групповое
2,5
2,5
2,5
2,5
34
35
36
37
38
39
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
24
25
26
27
28
29
40
41
42
43
44
45
46
47
48
декабрь
январь
февраль
Распевка.Работа с текстом.
Распевка. Разучивание мелодии.
Распевка. Разучивание с показом педагога.
Распевка.Работа с песней.
Распевка. Работа над вок-ой дикцией.
Распевка.Упр-я на прав-ое и точное интонире.
Распевка.Упраж-я на вок-ю дикцию.
Распевка.Работа с движ-ми под аккомп-нт.
Распевка. Работа с песней в движении.
Распевка. Работа над прав-ым и точным
интонир-ем.
Распевка. Тематич-е занятие.
Распевка. Т/б при занятиях вокалом.
Распевка. Разбор нового материала.
Распевка. Разучивание Мелодии.
Распевка. Разучивание текста.
Распевка.Работа над вок-ой дикцией. Разуч-е
песни с показом.
Распевка. Работа с текстом.
Распевка. Разучив-е песни с движ-ми.
Распевка. Разуч-е движений с аккомп-ом.
Распевка. Работа с песнями к празднику.
Распевка. Работа с песней в движении.
Распевка. Подготовка к празднику.
Распевка.Выступление.
Распевка.Анализ выступления.
Распевка. Вок-е упр-я. Разбор след-ей песни.
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
групповое
2,5
50
51
групповое
групповое
2,5
2,5
52
групповое
2,5
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
групповое
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
49
март
апрель
май
Распевка. Подготовка к 8 марта. Пение с
движ-ми.
Распевка. Выразит-ть и эмоцион-ть. Беседа.
Распевка. « Передай мне радость»- умение
выразить эмоции в интонации.
Распевка.Вок-е упр-я на дикцию. Работа с
нов.песней.
Распевка.Разуч-е движений.
Распевка. Пение с движен-ми.
Распевка. Работа над чистотой интон-я.
Распевка. Работа с песней .
Распевка. Работа над чистотой звучания.
Распевка. Работа над унисоном.
Распевка. Упр-я на вок-ю дикцию.
Распевка.Разучив-е нов.песни.
Распевка.Разучивание мелодии и текста.
Распевка. Разучивание мелодии и текста.
Распевка. Разучив-е песни ко Дгню Победы.
Распевка.Подготовка к празднику.
Распевка. Подготовка к 9 мая.
Распевка. Репетиция к празднику.
Распевка. Выступление к 9 мая.
Распевка.Анализ.
Распевка. Подготовка к итоговому занятию.
Распевка. Подготовка к итоговому занятию.
Распевка. Итоговое занятие.
Распевка. Анализ работы за год.
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
Месяц
Число
1
сентябрь
05.09.
2
3
4
5
6
7
8
Форма
занятия
Время
проведения
занятия
№
п/п
октябрь
Кол-во часов
Календарный учебный план на 4 год обучения.
Тема занятия
Место
проведения
группов
ое
группов
ое
2,5
1.Вводное занятие.
кабинет
2,5
2Слушание. Т/б при
занятии вокалом.
Ознакомление.
кабинет
группов
ое
группов
ое
группов
ое
группов
ое
группов
ое
2,5
кабинет
группов
3
. Слушание. Распевка.
Вокальные упр-я.
Слушание. Распевка.
Вокальные упр-я.
Слушание.Распевка.
Разбор репертуара.
Распевка. Прослуш-е
мелодии. Разуч-е текста.
3.Пение уч-но тренир-го
материала. Распевка.
Разучивание песни.
Распевка. Упр-я на вок-ую
2,5
2,5
2,5
3
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
Форма контроля
ое
группов
ое
группов
ое
группов
ое
группов
ое
9
10
11
12
2,5
2,5
2,5
2,5
13
группов
ое
2,5
14
группов
ое
группов
ое
группов
ое
2,5
группов
ое
группов
ое
группов
ое
группов
2,5
15
16
17
18
19
20
ноябрь
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
дикцию. Разучив-е песни.
Распевка. Работа с
текстом. Разуч-е.
Распевка. Работа с упр-ми
над вок-ой дикцией.
Распевка. Работа над
чистотой интониров-я.
4.Эстрадно – исполн-кое
иск-во. Распевка.
Разучивание песни с
движениями.
Распевка.Работа над
движениями под
аккампон-нт.
Распевка.Работа с песней
в движении.
Распевка.Беседа о
культуре исполнения.
Распевка.Работа над
исполнительством перед
аудиторией.
Распевка. Работа над
правильным интонир-ем.
Распевка.Вокал-ые упр-я.
Работа с дикцией.
Распевка.Подготовка к
фестивалю.
Распевка. Работа над
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
декабрь
ое
группов 2,5
ое
группов 2,5
ое
группов 2,5
ое
группов 2,5
ое
группов 2,5
ое
группов 2,5
ое
группов 2,5
ое
группов 2,5
ое
группов 2,5
ое
группов 2,5
ое
группов 2,5
ое
группов 2,5
ое
группов 2,5
ое
унисоном.
Распевка.Генер-я репет-я.
кабинет
Распевка. Анализ
выступления.
Распевка.Разуч-е нов.
песни.
Распевка.Работа с
текстом.
Распевка. Разучивание
мелодии.
Распевка. Разучивание с
показом педагога.
Распевка.Работа с песней.
кабинет
Распевка. Работа над вокой дикцией.
Распевка.Упр-я на прав-ое
и точное интонир-е.
Распевка.Упраж-я на вокю дикцию.
Распевка.Работа с движми под аккомп-нт.
Распевка. Работа с песней
в движении.
Распевка. Работа над
прав-ым и точным
интонир-ем.
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
34
35
январь
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
февраль
группов
ое
группов
ое
группов
ое
группов
ое
группов
ое
группов
ое
2,5
кабинет
2,5
Распевка. Тематич-е
занятие.
Распевка. Т/б при
занятиях вокалом.
Распевка. Разбор нового
материала.
Распевка. Разучивание
Мелодии.
Распевка. Разучивание
текста.
Распевка.Работа над вокой дикцией. Разуч-е песни
с показом.
Распевка. Работа с
текстом.
Распевка. Разучив-е песни
с движ-ми.
Распевка. Разуч-е
движений с аккомп-ом.
Распевка. Работа с
песнями к празднику.
Распевка. Работа с песней
в движении.
Распевка. Подготовка к
празднику.
Распевка.Выступление.
группов
ое
группов
ое
группов
ое
группов
ое
группов
ое
группов
ое
группов
ое
группов
2,5
2,5
Распевка.Анализ
кабинет
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
48
49
март
50
51
ое
группов
ое
группов
ое
группов
ое
группов
ое
2,5
2,5
2,5
2,5
52
группов
ое
2,5
53
группов
ое
группов
ое
группов
ое
группов
ое
группов
ое
группов
ое
группов
ое
2,5
54
55
56
57
58
59
апрель
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
2,5
выступления.
Распевка. Вок-е упр-я.
Разбор след-ей песни.
Распевка. Подготовка к 8
марта. Пение с движ-ми.
Распевка. Выразит-ть и
эмоцион-ть. Беседа.
Распевка. « Передай мне
радость»- умение
выразить эмоции в
интонации.
Распевка.Вок-е упр-я на
дикцию. Работа с
нов.песней.
Распевка.Разуч-е
движений.
Распевка. Пение с
движен-ми.
Распевка. Работа над
чистотой интон-я.
Распевка. Работа с песней
.
Распевка. Работа над
чистотой звучания.
Распевка. Работа над
унисоном.
Распевка. Упр-я на вок-ю
дикцию.
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
май
группов 2,5
ое
группов 2,5
ое
группов 2,5
ое
группов 2,5
ое
группов 2,5
ое
группов 2,5
ое
группов 2,5
ое
группов 2,5
ое
группов 2,5
ое
группов 2,5
ое
группов 2,5
ое
группов 2,5
ое
группов 2,5
ое
Распевка.Разучив-е
нов.песни.
Распевка.Разучивание
мелодии и текста.
Распевка. Разучивание
мелодии и текста.
Распевка. Разучив-е песни
ко Дгню Победы.
Распевка.Подготовка к
празднику.
Распевка. Подготовка к 9
мая.
Распевка. Репетиция к
празднику.
Распевка. Выступление к
9 мая.
Распевка.Анализ.
кабинет
Распевка. Подготовка к
итоговому занятию.
Распевка. Подготовка к
итоговому занятию.
Распевка. Итоговое
занятие.
Распевка. Анализ работы
за год.
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
пгт
кабинет
кабинет
пгт
кабинет
Список используемой литературы:
1.Абросимов А.Н. Педагогика, М., 1983 - 120с.
2. Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в
общеобразовательной школе, М., Просвещение 1983 - 112с.
3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе, М.,
Просвещение, 1983 - 220с.7.
4. Виноградов К.П. Работа над дикцией в школе, М., Музыка, 1967-148с.
5..Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики, М., Музыка, 1996- 148с. .
6. Программа по хоровому пению Казьянская О.И. учитель музыки МУ
СОШ№75 г. Ярославль
7. Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми // Музыкальное
воспитание в школе №13, М., Музыка, 1978 - с. 28-37.
8. Морозов В.П. Развитие физических свойств детского голоса // От простого
к сложному, Л., 1964 - с. 97-106.
9.Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей
в
общеобразовательной школе, Л., Музыка, 1972 - 152с.
10.Комплексная образовательная программа дополнительного образования
детей «Детская хоровая студия» Петрова Л.П., Иванова С.Н., Прохоров Е.И.
11. Программа по музыке для общеобразовательной школы, учитель музыки
1 категории Степанова Юлия Александровна.
12.Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению, М.,
МПГУ им. Ленина, 1992 - 270 с.
13. Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа// Музыкальное воспитание в
школе№13, М., Музыка, 1982 -с. 43-77.
14.
Усачев
В.В.
Музыкально-певческое
воспитание
детей
в
общеобразовательной школе, Львов, 1991 - 87 с.
15. Интернетресурсы.
Приложение 1
Контрольные Вопросы для промежуточной аттестации
после окончания 1-го года обучения:
1. Что такое – песня?
2.Что значит петь правильно? (петь естественным голосом, легко, нежно,
звонко, мягко, сохраняя гласные и произнося согласные);
3.Термины громко – F (фортэ), тихо – р (пиано).
4.Какие средства музыкальной выразительности вы знаете? (баян,
фортепиано, …..и т.д.).
5.Кто такой композитор? (человек, который пишет музыку);
6. Сколько нот в октаве? Назовите их.
7. Что значит петь: соло, ансамблем, хором? (по одному, вместе).
8. Что называется певческим аппаратом? (губы, язык, небо, горло,
голосовые связки).
9. Практическое задание – пропеть гамму вверх и вниз.
10. Спеть песню из разученного репертуара.
Контрольные Вопросы для промежуточной аттестации
после окончания 2-го года обучения:
1. Рассказать о правилах пения в ансамбле.
2.Что значит соблюдать певческую установку? (петь естественным
голосом, легко, нежно, звонко, мягко, сохраняя гласные и произнося
согласные);
3.Термины громко – F (фортэ), тихо – р (пиано).
4.Какие средства музыкальной выразительности вы знаете? (баян,
фортепиано, струнный ансамбль, ударные инструменты, медно-духовые).
5.Кто такой композитор? (человек, который пишет музыку);
6.Кто из композиторов написал музыку к песне «Мои друзья» (Анатолий
Базь)
7.С какими современными песнями детских композиторов вы
познакомились?
(«Гармонист – Тимошка», «Варюха» и др.)
8.Нарисовать скрипичный ключ.
9.Написать на доске звукоряд I октавы (до, ре, ми, фа и т.д.).
10.Какие песни вы уже знаете? («Пошла млада та водой», «Земелюшкачернозем». «На горе-то калина», «Как в лесу, лесу-лесочке» и т.д.)
11.Что такое сольное исполнение песни? (один человек).
12.Что значит петь дуэтом? (пение вдвоем)
13. Что значит петь ансамблем? (петь коллективом).
14. Пение под фонограмму (пение под музыкальное сопровождение).
3-й и 4-й года обучения –концертная итоговая форма аттестации.
Приложение 2.
Примерный план воспитательных мероприятий объединения «Калейдоскоп»
на 2022-2023 учебный год.
№
Название
1.
Правила
поведения в
учреждении, в
объединении.
Техника
безопасности при
занятиях вокалом.
2.
Форма проведения Место
проведения
Беседа
Кабинет
объяснение
кабинет
Сроки
сентябрь
3.
4.
5.
Правила
пожарной
безопасности,
пути эвакуации.
Фестиваль «
Осенние ритмы»
беседа, показ,
практическое
занятие.
участие
кабинет,
лестничные
пролеты,
запасный выход.
РДК
Посещение
занятия
занятие
кабинет
беседа
кабинет
беседа
беседа
кабинет
кабинет
беседа
кабинет
Тематическое
занятие
Презентация,
беседа
беседа
кабинет
беседа
кабинет
спектакль
ДДТ актовый зал
беседа
кабинет
беседа
кабинет
Профилактика
гриппа, ОРВИ,
Ковид-19.
7. Телефон доверия
8.
Детский
травматизм и
меры
предосторожности
9.
Правила
поведения на
улице при
галоледице
10. « Ко дню матери»
6.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
«День народного
единства»
«Опасность схода
лавин»
Правила
поведения при
проведении
массовых
мероприятий
Новогоднее
представление
Техника
безопасности при
занятиях вокалом
Правила
поведения при
угрозе
возникновения
пожара
октябрь
ноябрь
кабинет
кабинет
декабрь
январь
17.
18.
Профилактика
ОРВИ
«Виктория»
«День защитника
отечества»
20. «Международный
женский день»
21.
Угроза
террорестического
акта на
территории ДДТ,
способы
реагировани
22.
«Масленица»
19.
беседа
кабинет
Фестиваль
РДК
Тематическое
занятие
Тематическое
занятие
беседа
кабинет
представление
Территория ДДТ
беседа
кабинет
беседа
кабинет
кабинет
беседа
кабинет
26.
участие
РДК
27.
Отчетный концерт
выступление
ДДТ
28.
«День детства»
участие
Пгт. Шахтерск
24.
25.
март
кабинет
Паводок, правила
поведения на
открытых
водоемах
«Не знакомые
люди»
Правила
поведения при
проведении
массовых
мероприятий
«День победы»
23.
февраль
апрель
май
июнь
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)