Содержание
1 Целевой раздел ..................................................................................................................................... 3
1.1. Пояснительная записка ............................................................................................................... 3
2. Содержательный раздел .................................................................................................................... 6
2.1. Учебный план................................................................................................................................... 6
2.2. Содержание учебной программы ................................................................................................... 7
2.3 Календарный учебный график ...................................................................................................... 10
2.4. Система оценки достижения планируемых результатов ........................................................... 10
3. Организационный раздел ................................................................................................................. 12
3.1 Методическое обеспечение программы. ...................................................................................... 12
3.2. Кадровое обеспечение ................................................................................................................... 13
Список литературы и интернет-ресурсов: ......................................................................................... 13
3.3. Приложения.................................................................................................................................... 15
2
1 Целевой раздел
Образовательная программа «Бисер» имеет художественную направленность.
На протяжении всей истории человечества декоративно – прикладное искусство было
неотъемлемой частью национальной культуры, органично вошло и в современный быт и
продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности, содержит в себе
огромный потенциал для освоения культурного наследия и сохранения преемственности
поколений. т.к. донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер
духовно-художественного постижения мира. Основу декоративно-прикладного искусства
составляет творческий ручной труд мастера.
Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Изделия
из бисера были известны еще в древнем Египте, оттуда бисероплетение распространилось по
всему миру. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Несмотря на то, что
приемы работы с бисером у разных народов имеют много общего, сами изделия отражают
национальный колорит и своеобразие. Бисероплетение сохраняет свое значение и в наши дни.
Бисерное рукоделие, как и любой вид художественного творчества, постоянно развивается.
Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые
оригинальные изделия, вырос интерес среди детей и подростков к работе с бисером.
Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности
ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад
в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости.
Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети
получают возможность удовлетворить потребность в созидании реализовать желание что-то
создавать своими руками.
1.1. Пояснительная записка
Декоративно прикладное творчество – это чудесная страна. Помогая ребёнку войти в неё,
мы делаем жизнь маленького человека интересней и насыщенной. Сочетание теоретических
знаний, детальное изучение истории и традиции народных промыслов, овладение техническими
приёмами позволит постигнуть тайны художественного мастерства бисероплетения.
Бисерные работы - живое придание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к
влиянию времени, нежели шелк или шерсть, и поэтому, если изделие не имеет никаких
механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в
далеком прошлом.
Бисер - один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и
неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером - работа очень тонкая,
кропотливая, требующая особого терпения, бесконечной любви к этому делу. Осваивая технику
нанизывания бисера, дети познают еще одну грань красоты мира искусств, развивающую
эстетический вкус и художественное восприятие мира. Поразительно, сколько разных вещей
можно было изготовить из этого на первый взгляд не слишком изысканного материала.
Мода на украшения из бисера стремительно растет, все чаще голливудские звезды и
музыкальные дивы предпочитают надеть легкое бисерное колье. В связи с этим актуальным
становится организация кружка бисероплетения в рамках дополнительного образования.
Занятия по данной программе помогают детям более полно познакомиться с народным
творчеством, узнать историю возникновения бисероплетения и различных украшений в России,
которая неразрывно связана с общей исторической культурой.
История плетения маленьких стеклянных бусинок неразрывно связана с большим пластом
культуры человечества, изучение которого станет, несомненно, важным моментом для развития
детей.
Бисероплетение - такой вид рукоделия, посредством которого легко заинтересовать детей
прикладным творчеством, направлено на овладение обучающимися основными приёмами
бисероплетения. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для
интеллектуального и духовного воспитания личности ребёнка, социально – культурного и
профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой
3
самореализации обучающихся, учит создавать красивые изделия, воспитывает художественный
вкус.
Направленность.
Настоящая программа относится к художественной направленности и ориентирована на
приобщение детей к бисероплетению – старинному виду рукоделия, имевшему прежде широкое
распространение в России.
Уровень сложности программы.
«Базовый уровень» программы предполагает формирование у обучающихся устойчивой
мотивации к получению знаний, умений, навыков в выбранном виде деятельности, готовности к
дальнейшему творческому самоопределению. Входная диагностика проводится с целью
выявления уровня готовности ребенка к освоению программы базового уровня.
Актуальность.
Программа актуальна, поскольку дает возможность каждому воспитаннику реально
открывать для себя волшебный мир декоративно – прикладного искусства, проявлять и
реализовывать свои творческие способности.
Основная задача занятий заключается в формировании у детей практических трудовых
навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия не только
сочетают различные виды практической работы по изготовлению игрушек-сувениров, но и
открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые
представления о красоте и гармонии.
Новизна.
Новизна данной программы заключается в том, что в процессе реализации используются
новые педагогические технологии индивидуализации обучения, которые способствуют
созданию ситуации успеха, формируют у обучающихся положительную «я – концепцию».
Отличительные особенности программы.
Дополнительная образовательная программа «Бисер», являясь прикладной, носит
практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основными
приёмами бисероплетения. Занятия бисероплетением вызывает у школьников большой интерес.
Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и
духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального
самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации
учащихся.
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о
системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение
жизненного опыта детей.
Адресат программы.
Данная программа рассчитана обучающихся в возрасте 8-15 лет, которые занимаются по
2 раза в неделю по 2 часа в объеме 72 часов.
Занятия строятся с учетом скорости усвоения специальных навыков и умений. При
необходимости проводятся индивидуальные занятия с дополнительными упражнениями для
отработки навыков.
Объем и сроки реализации программ.
Занятия проводятся в отдельном учебном кабинете Дома детского творчества пгт.
Шахтерск, срок реализации программы 2 года, по 2 раза в неделю по 6 часов, всего 216 в
год, формы организации занятий: со всей группой, по подгруппам, индивидуально (в
соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
Формы и методы обучения.
4
Форма обучения – очная, в исключительных случаях (по особому распоряжению)
электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий.
Допускается сочетание различных форм обучения.
Методы обучения – основные методы стимулирования и мотивация учения качественные оценки деятельности учащихся, похвала, поощрение, восхищение.
Словесные: рассказ, беседа, художественное слово, объяснение, лекция.
Наглядные: Метод иллюстрации (предполагает показ обучающимся иллюстративных
пособий: плакаты, таблицы, схемы, зарисовки на доске).
Метод демонстрации - связан с демонстрацией материала, показ, иллюстрации,
демонстрации, видео, презентаций.
Практические.
Тип и формы организации занятий.
Занятия в учебном кабинете:
- Вводное занятие – знакомство обучающихся с техникой безопасности, особенностями
организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.
- Тематические занятия - каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и
практической (теоретическая часть - изучение учебной темы; практическая часть практическая
работа)
- Конкурсные занятия – подготовка к конкурсам, знакомство с темой, с правилами, постановка
правильных задач. Работа над конкурсной работой.
- Самостоятельная работа - обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных
материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию
подростка, раскрепощают его;
- Итоговое занятие – подведение итогов работы детского объединения за учебный год. Может
проходить в виде итогового задания, мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и
подготовки к отчетным выставкам.
- Выездные занятия – учебные экскурсии, организация экскурсий в музеи, посещение выставок
детских работ.
Цели и задачи программы
Целью данной общеобразовательной программы является раскрытие творческих
способностей обучающихся, развитие художественно вкуса, всестороннее интеллектуальное и
эстетическое развитие детей в процессе овладение основными приемами техники
бисероплетения, обучение детей самостоятельному созданию изделия из бисера, пользованию
схемами и самостоятельное их составление, развитие эстетического вкуса, внимания, терпения
в работе.
Задачи:
Обучающие:
1. Углублять и расширять знания об истории и развитии бисероплетения;
2. Формировать знания по основам композиции, цветоведению и освоению техник
бисероплетения.
3. Обучать всем видам и техникам плетения бисером.
Воспитательные:
1. Прививать интерес к работе с бисером и желание совершенствоваться в данном направлении
декоративно – прикладного творчества;
2. Прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
3. Формировать художественную культуру обучающихся как часть культуры духовной;
4. Приобщать обучающихся к общечеловеческим и национальным ценностям через их
собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
5. Воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность,
усидчивость и терпение при работе с мелкими деталями, самостоятельность, умение довести
начатое дело до конца, гордость за свой выполненный труд, взаимопомощь при выполнении
работ, экономное отношение к используемым материалам.
5
Развивающие:
1. Раскрывать творческие способности детей;
2. Развивать образное мышление, моторные навыки, внимание, фантазию;
3. Формировать эстетический художественный вкус;
4. Обучать детей работать самостоятельно и в коллективе.
Планируемые результаты
В конце изучения курса обучающиеся, прошедшие обучение по программе, должны
получить общие знания о бисероплетении.
По окончании 1 года обучения учащиеся знают:
название и назначение материалов (бисер, стеклярус, нитки, проволока);
название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы, ножницы);
правила безопасности труда при работе указанными инструментами.
По окончании 1 года обучения учащиеся умеют:
организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать
порядок во время работы;
соблюдать правила безопасной работы инструментами;
под руководством учителя проводить анализ изделия, планировать последовательность
его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу
изделия, схеме, рисунку;
подбирать детали для работы.
На первом году обучения обучаемые получают навыки работы с бисером, овладевают
способами плетения (петельный, параллельный, игольчатый). Дети учатся низать бисер на
проволоку, читать схемы, плести поделки.
По окончании 2 года обучения обучающиеся знают:
название материалов, ручных инструментов, предусмотренных программой;
правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
правила планирования и организации труда.
По окончании 2 года обучения учащиеся умеют:
самостоятельно выполнять всю работу по составленному вместе с учителем плану с
опорой на рисунок, схему, чертеж;
На втором году обучения обучающиеся закрепляют умения и навыки работы с проволокой
полученные на первом году обучения; продолжают овладевать более сложными приемами
бисероплетения, учатся создавать композиции. Знакомятся со способами совмещения цветовой
гаммы в изделиях. Именно на этом этапе проявляется творческая активность обучающихся,
способность мыслить, сочинять, создавать необычные затейливые вещи на основе полученных
ранее знаний. Ребята активно включаются в выставочную и конкурсную деятельность.
Содержательный раздел
2.1. Учебный план
1 г. об.
2.
№
п/п
Название разделов, тем
1.
2
3
4
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Введение
Вводное занятие.
Низание в одну и в две нити.
6
2
4
9
3
6
Плоское параллельное
плетение на проволоке.
Объемное параллельное
плетение на проволоке.
30
10
20
33
11
22
Формы аттестации/контроля по
разделам
Опрос
Инструктаж
Наблюдение
Текущий
контроль
Корректировка Наблюдение
Текущий контроль
Корректировка Наблюдение
Текущий контроль Проведение
выставки
6
Корректировка Наблюдение
Текущий контроль
Корректировка Наблюдение
Текущий контроль
Корректировка Наблюдение
Текущий контроль
Корректировка Наблюдение
Текущий контроль Проведение
выставки
Самостоятельная творческая
работа. Наблюдение
Текущий контроль
Самостоятельная творческая
работа.
5
Техника игольчатого плетения
18
6
12
6
Французская техника плетения
бисером
Техника петельного плетения
18
6
12
12
4
8
8
Деревья из бисера техникой
петельного плетения
30
10
20
9
Самостоятельная творческая
работа
24
8
16
10
Работа по темам конкурсов
18
6
12
11
12
Воспитательные мероприятия
Итоговое занятие
12
6
4
2
8
4
Всего часов:
216
72
144
7
Творческая работа
Проведение выставки
2 г. об.
№
п/п
Название разделов, тем
1.
Повторение основных приемов
плетения из бисера.
Закрепление техники
параллельного и петельного
плетения.
Плетение деревьев разными
техниками. Бонсай
Техника игольчатого плетения
Количество часов
Всего
Теория
Практика
6
2
4
30
10
20
30
10
20
18
6
12
Объемное параллельное
плетение на проволоке.
Французская техника плетения
бисером
Самостоятельная творческая
работа
30
10
20
36
12
24
30
10
20
8
Работа по темам конкурсов
18
6
12
9
10
Воспитательные мероприятия
Итоговое занятие
12
6
4
2
8
4
216
72
144
2
3
4
5
6
7
Всего часов:
Формы аттестации/контроля по
разделам
Корректировка. Наблюдение
Текущий контроль
Корректировка Наблюдение
Текущий контроль
Корректировка Наблюдение
Текущий контроль
Корректировка Наблюдение
Текущий контроль Проведение
выставки
Корректировка Наблюдение
Текущий контроль
Корректировка Наблюдение
Текущий контроль
Самостоятельная творческая
работа. Наблюдение
Текущий контроль
Самостоятельная творческая
работа.
_
Творческая работа
Проведение выставки
2.2. Содержание учебной программы
Краткое содержание 1 г. об.
№
п.п.
Наименование
разделов
Тема
1
Введение в
промысел.
Вводное занятие.
Вводное занятие: диагностика
базовых знаний, умений и
навыков детей. Беседа об
Количество часов
Форма контроля
Теор.
Прак.
Всего
2
4
6
Тест «Входная
диагностика»
Тест «Бисеринка»
7
Техника
безопасности.
истории возникновения и
использования бисера. Бисер в
народном творчестве. Т. Б.
2
Низание в одну и
в две нити.
Ознакомление с видами
плетения. Ознакомление с
технологической картой-схемой.
Плетение простых цепочек.
Ознакомление с принципом
плетения в 2 нити. Плетение
учебных образцов.
3
6
9
Корректировка
Наблюдение
Текущий контроль
3
Плоское
параллельное
плетение на
проволоке.
Плоское параллельное плетение
на проволоке.
10
20
30
Изготовление поделок
к выставке.
Корректировка.
Наблюдение.
Текущий контроль
4
Объемное
параллельное
плетение на
проволоке.
Объемное параллельное
плетение на проволоке.
11
22
33
Корректировка.
Наблюдение.
Текущий контроль.
Изготовление поделок
к выставке.
5
Техника
игольчатого
плетения
Игольчатое плетение
«Одуванчик», «Клевер»
6
12
18
Корректировка.
Наблюдение.
Текущий контроль.
6
Французская
техника
плетения
бисером
Французская техника плетения
бисером «Цветы»
6
12
18
Корректировка.
Наблюдение.
Текущий контроль
7
Техника
петельного
плетения
Плетение букета «Ромашки»
4
8
12
Корректировка.
Наблюдение
8
Деревья из
бисера техникой
петельного
плетения
Техника плетения деревьев из
бисера на проволочной основе.
10
20
30
Корректировка.
Наблюдение.
Текущий контроль.
Изготовление поделок
к выставке
9
Самостоятельна
я творческая
работа «Полет
фантазии»
8
16
24
Самостоятельная
творческая работа.
Итоговая выставка.
10
Работа по темам
конкурсов
6
12
18
Самостоятельная
творческая работа.
11
Воспитательные
мероприятия
4
8
12
_
10
Итоговая
проверочная
работа
2
4
6
Практическая работа
8
Итого
72
144
216
Краткое содержание 2 г. об.
№
п.п.
Наименование
разделов
Тема
1
Повторение
основных приемов
плетения из
бисера.
2
Количество часов
Форма контроля
Теор.
Практ. Всего
Плетение плоских и объемных
фигурок из бисера.
2
4
6
Корректировка
Наблюдение
Закрепление
техники
параллельного и
петельного
плетения.
Плетение цветов в
предложенной технике,
создание из них композиций,
составление схем низания
изготовляемых цветов.
Организация выставки «Вальс
цветов».
10
20
30
Корректировка
Наблюдение
Текущий контроль
3
Плетение
деревьев разными
техниками.
Бонсаи.
Плоское параллельное,
игольчатое и петельное
плетение на проволоке.
Выполнение отдельных
элементов бонсай. Составление
композиции.
10
20
30
Изготовление поделок
к выставке
Корректировка
Наблюдение
Текущий контроль
4
Техника
игольчатого
плетения
Игольчатое плетение «Сосна»
6
12
18
Корректировка
Наблюдение
Текущий контроль
5
Объемное
параллельное
плетение на
проволоке.
Объемное параллельное
плетение на проволоке.
10
20
30
Корректировка
Наблюдение
Текущий контроль
Изготовление поделок
к выставке
6
Французская
техника плетения
бисером
Французская техника плетения
бисером «Цветы»
12
24
36
Корректировка
Наблюдение Текущий
контроль
7
Самостоятельная
творческая работа
«Наши фантазии»
10
20
30
Самостоятельная
творческая работа.
Итоговая выставка
8
Работа по темам
конкурсов
6
12
18
Самостоятельная
творческая работа.
9
Воспитательные
мероприятия
4
8
12
_
10
Итоговая
проверочная
2
4
6
Практическая работа
9
работа
Итого
72
144
216
Календарный учебный график
№
1
2
3
4
5
Содержание
Начало учебного года
Окончание учебного года
Адаптационный период
Промежуточная аттестация
Зимние каникулы
6
Промежуточная аттестация
7
8
Продолжительность учебного года
Летние каникулы
1год обучения
05.09.2023г
31.05.2024г
24.12.2023г
31.12.202308.01.2024
22.05.2024г
2год обучения
05.09.2023г
31.05.2024г
24.12.2023г
31.12.2023-08.01.2024
36 недель
31.05.2024г05.09.2024г
36 недель
31.05.2024г-05.09.2024г
23.05.2024г
2.3. Система оценки достижения планируемых результатов
На занятиях используются разные виды контроля:
- Текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью обучающегося в
процессе занятий;
- Промежуточный - (выставки, тестирование);
- Итоговый – открытые и зачетные занятия, тестирование, результативное участие в
городских, муниципальных и областных выставках, конкурсах и др.
Способы отслеживания результативности.
Для определения успешности овладения обучающимися содержания программы
используются следующие методы отслеживания:
- мониторинг образовательной деятельности детей;
- наблюдение;
- педагогический анализ.
Так же проводится тестирование. Результаты участия в конкурсах, выставках различного
уровня, начиная от участия в выставках объединения и заканчивая городскими, региональными
и всероссийскими конкурсами, также являются одним из способов отслеживания результатов
реализации программы. Документарная форма подведения итогов реализации ДООП
используется для проведения своевременного анализа результатов.
- Тестирование,
- Контрольные вопросы,
- Зачет,
- Презентация творческих работ,
- Опрос,
- Выставка и др.
Проведение итоговой аттестации по дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам не предусмотрено.
Важнейшим звеном деятельности является учет, проверка знаний, умений и навыков
учащихся.
Критерии оценки уровня знаний, умений и навыков по программе
1.
Работа с инструментами:
- соблюдает технику безопасности при работе с острыми, режущими инструментами,
электроприборами;
- правильно выбирает нужные для работы инструменты, и пользуется ими четко и правильно;
10
2.
Качество выполнения технологических операций.
- правильно подбирает толщину и длину проволоки;
- правильно и качественно изготавливает детали;
- соблюдает последовательность технологических операций.
3.
Низание в одну нить:
- Начало низания (нулевая бусинка);
- Чередование бисера разного размера и разной формы;
- Умение завершить работу (маскировка узлов и концов);
- Умение прикрепить застежку.
4. Низание в две нити (двумя концами). Плетение цепочки «крестики»
- Умение читать схемы
- Выполнение основных элементов цепочки;
- Умение закончить изделие (маскировка узлов, крепление застежки).
5. Петельная и параллельная техника плетения:
- Умение читать схемы;
- Выполнять изделия, используя данные техники на проволоке;
- Умение закончить изделие.
6. Низание на проволоку дугами (французское плетение):
- Умение выполнить центральный стержень;
- Умение прикреплять дуги с обеих сторон;
- Закрепление дуг;
- Умение собрать цветок;
- Декоративное оформление работы.
7. Качество сборки и оформления изделий.
- соблюдает последовательность и аккуратность при сборке изделия;
- соблюдает последовательность и аккуратность при сборке изделия, композиции;
- оценка качества выполненной работы в целом.
8. Творчество, фантазия, креативность.
- проявляет нестандартный подход к изготовлению изделий, вносит изменения, улучающие их
внешний вид;
- самостоятельно подбирает цветовую гамму изделия, композиции;
- проявляет активность, инициативность, желание экспериментировать;
- проявляет выдумку и фантазию при изготовлении изделий и композиций.
9. Организация рабочего места.
- поддерживает порядок на рабочем месте во время занятий и наводит порядок по окончании
работы.
Оценка критериев:
0 баллов – критерий не выполняется; 1 балл – критерий выполняется плохо; 2 балла - критерий
выполняется хорошо; 3 балла - критерий выполняется отлично.
Таблица результатов:
№
1.
2.
Список
обучающихся
Показатели
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Общий
балл
Уровень
Контроль является одним из основных компонентов управления качества образования. В
настоящее время педагогический контроль приобретает особое значение и поэтому
эффективность систем контроля и оценка хода результативности обучения необходимы для
того, чтобы обоснованно судить о том, насколько точно и полно реализуются цели обучения,
насколько достигнуты прогнозируемые результаты и своевременно вносить требуемые
коррективы, стимулировать обучающихся к успешному овладению программы.
Текущий контроль осуществляется в целях диагностирования хода учебного процесса,
сопоставления
реально
достигнутых
на
определённом
этапе
результатов
с
11
запроектированными; определение и ликвидация пробелов в усвоении материала, повышения
общей продуктивности учебного труда.
В ходе реализации программы «Бисер» проводится контроль усвоения знаний
обучающимися. Оценка при текущем контроле выставляется в виде уровней: низкий, средний,
высокий. В процессе обучения детей по данной программе проводится предварительный,
промежуточный и итоговый контроль.
Год
обучения
1 год
обучения
Год
обучения
Вид контроля
Месяц
Формы подведения итогов по программе
Предварительный
контроль
Промежуточный
контроль
Сентябрь
Итоговый
контроль
Май
Определить с какими знаниями и навыками пришел
обучающийся (творческое задание).
Определить степень усвоения материала. Выявить
имеющиеся недостатки, недочеты, чтобы вовремя
скорректировать работу с обучающимися
(анкетирование, игровые ситуации).
По завершении реализации программы. Определить
степень достижения результатов (выставка, тесты на
знание профессиональных терминов,
устанавливающие уровень освоения образовательной
программы).
Вид контроля
Месяц
Формы подведения итогов по программе
Промежуточный
контроль
Декабрь
Итоговый
контроль
Май
Определить степень усвоения материала. Выявить
имеющиеся недостатки, недочеты, чтобы вовремя
скорректировать работу с обучающимися
(анкетирование, игровые ситуации).
По завершении реализации программы. Определить
степень достижения результатов (выставка, тесты на
знание профессиональных терминов,
устанавливающие уровень освоения образовательной
программы).
Декабрь
2 год
обучения
3. Организационный раздел
3.1 Методическое обеспечение программы.
Программа «Бисероплетение» направлена на создание условий для социального
культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка; на развитие
мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; составлена с учетом следующих
принципов дидактики:
принцип доступности и последовательности (от простого к сложному);
принцип наглядности (использование наглядных пособий);
принцип связи теории с практикой (сочетание теоретических знаний с
практическими умениями и навыками);
принцип результативности;
принцип актуальности;
принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих
силах;
принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и
способностей каждого ребенка;
принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность
обучения;
принцип культуросообразности: знакомство с историей, с рукоделием разных народов;
принцип интеграции: разных форм и техник.
12
В связи с
значительном вниманием инклюзивному образованию, в группе могут
обучаться дети с ОВЗ. Занимаясь бисероплетением в коллективе, дети чувствуют себя более
уверенными, у них развиваются коммуникативные навыки и др., что позволяет детям с ОВЗ
легче адаптироваться в обществе.
При реализации образовательной программы «Бисероплетение» используются
педагогические технологии, адекватные целям и задачам:
•
личностно-ориентированная технология обучения и воспитания;
•
технология коллективного взаимодействия;
•
технология индивидуализации обучения;
•
здоровьесберегающая технология;
•
технология творческой деятельности.
Содержание деятельности детского объединения предполагает:
участие обучающихся объединения в культурно-массовых мероприятиях района, города
(Масленица, День защиты детей, 8 Марта, 9 Мая и др.) с целью гражданско-патриотического
воспитания;
участие в выставках, конкурсах, фестивалях районного, городского, областного,
федерального и международного уровней, целью которых является постепенное повышение
уровня самореализации детей, и мотивации к творчеству;
На теоретическую часть занятия должно отводиться меньше времени, чем на
практические действия. Использование схем и других видов изобразительной наглядности
увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным
учащимся работать самостоятельно, соединяя «работу ума и работу рук», а педагогу иметь
большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.
Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу,
простейшему чертежу, рисунку, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных
особенностей и возможностей обучающихся.
Познакомив обучающихся с увлекательным искусством бисероплетения, дав начальные
знания предмета, педагог прививает интерес к дальнейшей работе с бисером, пробуждает
желание совершенствоваться.
3.2. Список литературы и интернет-ресурсов:
1. А. Магина «Бисер» плетение и вышивка, Москва, 1999.
2. Авдонина М. «Бисер», Эксмо-Рес, 2000 г.
3. Баскова Т.Н. «Бисер. Уроки труда в начальной школе» Санкт-Петербург, «Паритет»,
2006г.
4. Божко Л.«Бисер», 2006 г.
5. Е. Артамонова. «Бисер» практическое руководство, Эксмо, Москва, 2005 г.
6. Лындина, Л. Фигурки из бисера / Л. Мартынова, Г. Гаврилова. – Москва: Культура и
традиции, 2001, 2003. – 80 с. – Текст: непосредственный.
7. Морас И. «Животные из бисера», АРТ-РОДНИК, 2008г.
8. Склотнева Е. «Бисерная фантазия», Москва, 1999 г.
Дополнительная литература:
1. Керол Тейлор. Бисер. – Москва: Эксмо-пресс, 2000
2. Несмиян, Т. Б. Ювелирные украшения из бисера и самоцветов / Т. Б. Несмиян. – Москва:
Эксмо, 2007. – 64 с.
3. Барковская, Н. Ф. Уроки Труда. Игрушки из бисера / Н. Ф. Барковская. – Минск: Кузьма,
2014. – 32 с.
4. Уизерс, С. Энциклопедия бисероплетения: наглядное пошаговое руководство и
вдохновляющая галерея уникальных изделий / С. Уизерс, С. Бернхем. – Москва: Издательство
Астрель, 2006. – 160 с.
Электронные ресурсы:
13
5. «Бисероплетение для начинающих». Источник: https://handsmake.ru/biseropletenie-dlyanachinayuschih-foto.htmlhttps://handsmake.ru/biseropletenie-dlya-nachinayuschih-foto.html (дата
обращения 26.09. 2022)
6. Мастер-классы. «Фигурки из бисера» Источник: https://pleteniebiserom.ru/ (дата обращения
14.11. 2022)
7. «Плоские фигурки из бисера» Источник: https://izbiserka.ru/category/master-klassybiseropletenija/ploskie-figurki-iz-bisera/
8. «Поделки из бисера» Источник: https://podelunchik.ru/podelki-iz-bisera (дата обращения
16.02.2023)
3.3. Материально-технические условия реализации программы
Занятия проводятся в специально оборудованном помещении –соответствующем
санитарно–гигиеническим нормам, помещение проветривается и хорошо освещается.
Техническое оснащение и мебель (столы, стулья, шкафы) отвечают требованиям,
предъявляемым к детскому оборудованию.
Материально-техническое оснащение занятий включает в себя набор
оборудования для занятий, инструменты для работы с бисером.
Для успешной реализации программы и достижения поставленной цели
необходимо:
•
помещение для проведения занятий – учебный кабинет, ученическая мебель, доска,
стенды;
•
МТБ (материалы, инструменты, оборудование и др.)
•
методическое обеспечение: книги, журналы, схемы, таблицы, образцы, метод
литература;
•
знания и соблюдение правил ТБ.
3.4.
Кадровое обеспечение
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Бисероплетение» обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющим
среднее профессиональное образование, соответствующее направленности, и отвечающее
квалификационным требованиям и профессиональным стандартам.
14
4. Приложения
Приложение №1
План воспитательной работы объединения «Бисероплетение»
№
1
2
3
4
Тема
7
8
9
Период
проведения
Сентябрь,
декабрь
Беседа, просмотр слайдов,
словесная игра «Вежливые
люди.
Объединение
«Бисероплетение»,
экскурсия по ДДТ
Правила поведения на
занятиях, на лестничных
пролетах. Знакомство с
«запасными выходами»
Беседа, практическое занятие.
Объединение
«Бисероплетение»,
запасные выходы
ДДТ
Сентябрь
«Правила поведения на
дорогах города (по
временам года)»
Беседа, рассказ, просмотр
презентаций, рассматривание
иллюстраций, участие в
конкурсах, викторинах,
олимпиадах.
Беседа, рассказ, просмотр
презентаций.
Объединение
«Бисероплетение»
В течение года
Объединение
«Бисероплетение»,
актовый зал
Объединение
«Бисероплетение»
В течение года
Объединение
«Бисероплетение»,
актовый зал
Декабрь
Январь
Объединение
«Бисероплетение»,
актовый зал
Объединение
«Бисероплетение»,
актовый зал
Объединение
«Бисероплетение»,
В течение года
Объединение
«Бисероплетение»,
ДДТ
В течение года
Объединение
«Бисероплетение»,
актовый зал
В течение года
«Один дома»,
«Осторожно,
незнакомцы!»
«День матери»
Участие в месячнике
патриотического
воспитания
«Внимание, опасные
предметы»
«Безопасный интернет
для детей»,
«Кибербуллинг»
Правила поведения в
общественных местах
при массовых
мероприятиях
«Детям о пожаре»
10
11
Место проведения
Правила поведения в
ДДТ, в общественных
местах.
5
6
Форма
«Защита от угрозы
террористических
воздействий»
Беседа, рассказ, чтение
стихотворений, просмотр
презентации, выставки по теме,
совместные мероприятия с
родителями.
Беседа, рассказ, просмотр
презентации «Патриотизм»,
интерактивная игра «Мыпатриоты».
Беседа, рассказ, просмотр
презентации.
Беседа, рассказ, просмотр
презентации, обсуждение.
Совместные мероприятия с
педагогами ДДТ, беседа.
Беседа, рассказ, просмотр
презентации, викторины,
конкурсы, практические
занятия Т. Б. при эвакуации,
правила поведения в
общественных местах, участие
в конкурсе «Неопалимая
купина».
Беседа, рассказ, просмотр
презентации, обсуждение,
практические занятия по
отработке действий.
Ноябрь
Февраль
В течение года
15
12
13
14
15
16
17
«Правила поведения в
лесу, на водоеме, на
озерах в разное время
года»
Всероссийская акция
«Подарок Ветерану»,
посвященная 23
февраля, 9 Мая.
«Правила поведения в
лесу, на водоеме, на
озерах в разное время
года»
Профилактика ОРВИ,
ГРИППА,
КОРОНАВИРУСА
Посещение городской
детской библиотеки
Патриотические
мероприятия (День
Победы, Герои
Сахалинской земли,
День России и др.)
«День Музея»
18
«Полет фантазии»
19
Беседа, просмотр презентации,
участие в конкурсах «МЧС
спешит на помощь», «Моя
будущая профессия спасатель»
Беседа, рассказ, просмотр
презентации, выставки по теме,
участие в викторинах,
конкурсах.
Просмотр презентации, участие
в викторинах, конкурсах «МЧС
спешит на помощь», «Моя
будущая профессия спасатель»
Беседа, рассказ, просмотр
презентации
Объединение
«Бисероплетение»,
В течение года
Объединение
«Бисероплетение»
Февраль
Май
Объединение
«Бисероплетение»
В течение года
Объединение
«Бисероплетение»
Экскурсии.
МБУК ЦБС УГО
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
В течение года
Беседа, просмотр презентации,
выставки по теме, участие в
викторинах, конкурсах.
Экскурсии к памятнику
«Журавли» на Аллее Памяти.
Объединение
«Бисероплетение»
В течение года
Беседа, рассказ, просмотр
презентаций, экскурсии в
Углегорский краеведческий
музей, участие в конкурсах,
мероприятиях музея.
Итоговая выставка работ
обучающихся, совместные
мероприятия с родителями.
Углегорский
краеведческий
музей
В течение года
Объединение
«Бисероплетение»
Май
16
Приложение №2
Методические рекомендации
У учащихся еще недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет
необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют
от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный
инструктаж.
Овладение искусством бисероплетения начинается с изготовления изделий по образцу
путем прямого повторения за учителем. Схемы дети зарисовывают себе в тетрадь и дома
самостоятельно закрепляют материал, плетением зарисованной темы.
Не перегружать детей и создавать условия для самовыражения и развития
конструктивной деятельности.
Эффективность обучения повышается при введении элементов проблемности.
Постановка и решение проблемных задач развивает творческие способности, делает труд более
осмысленным. Очень важно озадачить ученика поиском самостоятельного решения, а не сразу
давать готовый ответ.
Для этого обучающимся предлагаются сетки-схемы, с помощью которых они сами
создают варианты изделий. Когда навыки будут сформированы, можно предложить детям
создавать различные композиции из отдельных элементов. Таким образом, комплексное
использование методов обучения повышает надежность условия информации, делает учебный
процесс более эффективным.
Упражнения, снимающие утомление глаз.
Работать с бисером рекомендуется не более 4-5 часов в день, несколько раз прерывая
работу для выполнения упражнений, снимающих утомление глаз.
Первый комплекс:
1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить упражнение 5-6 раз с интервалом в 30
сек.
2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо, не поворачивая головы.
3. Медленно вращать глазами: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.
Второе и третье упражнения рекомендуется делать не только с открытыми, но и с закрытыми
глазами. Выполнять их надо сидя, с интервалом 1-2 минуты.
Второй комплекс:
Стоя, смотрите прямо, перед собой 2-3 сек. Затем поставьте палец на расстояние 25-30 см. от
глаз, переведите взгляд на кончик пальца и смотрите на него 3-5 секунд. Опустите руку.
Повторите 10-12 раз. Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на
близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками надо выполнять, не снимая их. Сидя, тремя
пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко, спустя 1-2 секунды уберите пальцы.
Повторите 3-4 раза.
Очень полезно на несколько секунд взглядом окинуть горизонт, посмотреть в даль.
17
Приложение №3
Полезные советы при работе с бисером:
1. Можно надеть бусинки на нитку без иглы или использовать нить, кончик которой
необходимо предварительно обработать клеем или лаком для ногтей.
2. Кончик нити следует опустить в лак на 5 - 6 см., вынуть и подкрутить по направлению
закрутки нити, снимаю излишний лак. Так повторить 2 - 3 раза.
3. В процессе работы кончик нити размочаливается, поэтому операцию приходится
периодически повторять, предварительно обрезав испорченный конец.
4. Хранить бисер лучше в пузырьках и баночках с плотной крышкой или пластиковых
контейнерах.
5. Не следует смешивать бисер разного цвета и вида.
6. В процессе работы удобно насыпать немного бисера на ворсистую ткань, однотонную
фланель, драп, сукно. С такой ткани легко поддевать бусинку иглой, бисеринки не будут
раскатываться и подпрыгнуть.
7. Нельзя использовать бракованные бисерины, лучше их сразу выбрасывать. В некоторых
случаях бисер нужно тщательно калибровать.
8. При работе бисер следует набирать иглой. В руки его берут в исключительных случаях.
В рот бисер брать нельзя.
9. У стекляруса очень острые края, которыми он может легко перерезать нить. Поэтому с
двух сторон от трубочки стекляруса набирают по бисерине.
10. Нить (Нити) во время работы необходимо все время подтягивать так, чтобы бисерины
плотно прилегали друг к другу.
11. Проходя иглой с нитью через бисеринку с уже ранее пропущенной через нее нитью,
нужно стараться не проколоть эту нить.
12. Чтобы нить была более прочной, перед началом работы ее следует обработать свечкой.
Для этого нить протягивают через размягченный кусочек свечки. Ее излишки снимают,
пропустив нить через ушко большой иглы.
13. При работе с леской необходимо пользоваться иглой. Только в исключительных случаях
иглу снимают и проходят в отверстие концом лески.
14. Чтобы бисерины не соскальзывали с нити, перед началом работы их нужны закрепить.
Для этого достаточно набрать 6 - 7 бисерин, потом через все, кроме последней из
набранных, пройти иглой с нитью в обратном направлении. При этом необходимо
оставить конец нити длинной 12 - 15 см. После окончания работы временной
закрепление можно снять и нить закрепить окончательно.
15. Для того чтобы закрепить нить в конце работы, нужно пройти назад в соответствии со
схемой сначала 6 - 7 бисерин, завязать узелок, затем еще 6 - 7 бисерин, завязать узелок и
еще несколько бисерин. Отрезать нить, оставить конец длинной 3 - 4 мм., быстро его
оплавить. Леску закрепляют так же, как нить, но ее конец оплавляют.
Изделия, сплетенные на леске, после окончания работы кладут под груз. В качестве груза
можно использовать книги. Хранить так же изделия нужно расправленными.
18
1.
2.
3.
5.
5.
6.
7.
Приложение №4
Тест (Текущий контроль)
Из чего изготавливают бисер?
• Бумага;
• Дерево;
• Стекло;
• Железо;
Пластмасса;
Пластилин.
Какого вида бисера не существует?
•
Рубка (рубленный бисер);
Резка (резанный бисер);
Стеклярус.
Материал для нанизывания бисера, придающий изделию любую форму:
•
Веревка;
Нитки мулине;
Проволока.
Форма стекляруса:
Круг;
Трубочка;
Звездочка.
Что еще используют для плетения бисером вместо проволоки?
•
Трос;
Леску;
Провод.
Для чего применяют бисер:
Украшения одежды;
•
Игры маленьких детей;
•
Изготовление украшений;
Кондитерские изделия.
Стеклянные бусинки очень маленького размера это…
•
Стеклярус;
•
Бисер;
•
Бусина.
19
Легенда о происхождении бисера.
В давние-давние времена ехали на ярмарку заморские купцы. Путь был неблизкий, застала
их в дороге ночь. Решили купцы заночевать на берегу реки. Речка течёт, песенку поёт, речной
песочек под ногами поскрипывает. Развели купцы костёр, уху сварили, поели да спать
улеглись.
Огонь догорел, кострище пеплом покрылось, лишь один огонёк схоронился да в сторонку
откатился. Скучно ему одному лежать, вот и завёл он разговор с речными песчинками. Стали
они спорить, кто из них краше. Песчинки скрипят: «Мы водой выточены, ветром высушены,
солнышком выкрашены. Мы красивее тебя!». А уголёк шипит: «Я от дерева рождён, огнём
накален. Нет никого на свете меня красивее!».
Спорили они, спорили, никто уступать не хочет. Рассердился уголёк и обжёг песчинки.
Проснулись купцы – видят – рядом с потухшим костром уголёк лежит, а вокруг стеклянные
бусинки рассыпаны. Удивились купцы такому чуду, да раздумывать долго не стали. Собрали
бусинки и свезли их на ярмарку.
Увидали их красны девицы, обрадовались такой красоте, и всё скупили. Назвали они
бусинки бисером, стали ими сарафаны расшивать, опояски да кокошники украшать, стали в
косы русые вплетать. С тех пор стал бисер любимым украшением мастериц и рукодельниц.
20