Театр танца SHUM

Содержание

1.Целевой раздел
1.1Пояснительная записка
2.Содержательный раздел
2.1. Учебный план
2.2. Содержание учебной программы
2.3. Система оценки достижения планируемых результатов
2.4. Календарный учебный график
3.Организационный раздел
3.1. Материально-технические условия реализации программы
3.2.Кадровое обеспечение программы
3.3.Список используемой литературы
4. Приложения
4.1. Приложение 1

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Детский Театр Танца
«SHUM»(далее - программа) имеет художественную направленность.
Сегодня хореография является одним из популярнейших у детей видов
искусства. Многих детей она привлекает тем, что дарит им радость и здоровье.
Являясь столь популярным видом искусства, она выполняет ряд функций:
- развивает силу и гибкость, делая человека стройным и подтянутым;
- способствует развитию грациозности, элегантности, свободы движений;
- улучшает координацию;
- развивает чувство ритма, музыкальность;
- дает огромный заряд положительной энергии, но хореография (танец) может
выполнять еще одну функцию. Это функция эмоционального впечатления.
Общеизвестно, что данную функцию в большей степени выполняет театр.
Поэтому было решено попробовать соединить эти два "театр" и "танец".
Ребятам не интересно просто движение под музыку.
В большей степени их волнует идея, воплощенная в танец. Решение этой идеи
через пластику, эмоции, движение в большей степени отражает такая
педагогическая форма как театр танца. Сильные эмоциональные впечатления,
которые ребенок получает на занятиях или на концертах, ориентирует его в
мире нравственных представлений и позволяет: более полно выразить себя,
содержательно и интересно использовать свой досуг, а также получить
искусствоведческие знания, которые пригодятся ему в будущей взрослой
жизни. Театр - это праздник, это зрелище - свет, интересные яркие впечатления
и эмоции. А это всегда интересно и привлекает ребят всех возрастов.
В целом же, данная программа делает доступным искусство
хореографии для всех детей, не зависимо от их природных данных. Главное –
наличие желания заниматься. Ведь не секрет, иногда бывает так, что ребенок
раскрывается через некоторое время (полгода, год). И если не дать ему
возможность попробовать свои силы, можно поломать его судьбу в
дальнейшем.
Актуальность программы
Театр – искусство коллективное, здесь от успеха каждого зависит успех
общего дела. Данная программа позволяет объединить обучающихся в
процессе коллективной творческой деятельности, направленной к достижению
единой цели, воспитывать у ребят ответственность за порученный участок
работы, и, что очень важно, дает возможность обучения на конкретных делах,
дает зримый, общественно значимый результат. При этом дети получают навык
коллективного труда, решения как организационных, технических, так и
творческих, художественных задач, что пригодится в дальнейшем в любой
сфере деятельности.
Хореография – это одно из любимейших детских занятий. Дети
настолько переполнены жизненной энергией, что абсолютно не могут усидеть
на месте и обязательно всем видам деятельности предпочитают ту, где нужно

двигаться. Поэтому и занятие хореографии, которое обычно проходит под
веселую музыку, кажется детям заманчивым и привлекательным.
Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений
ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия
общества. Слитность танцевального искусства подразумевает развитие чувства
ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои
движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и
ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем дают организму
физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта.
Используемые в хореографии, ритмике движения, прошедшие длительный
отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.
Поэтому для формирования эмоциональной составляющей танца
нужно знакомить обучающихся с основами сценического движения и
актерского мастерства, изучение которых играет большую роль в физическом и
эстетическом развитии ребенка. Программа позволит ребенку открыть и
развить двигательные способности, повысить не только его психофизический
рейтинг среди сверстников, но и эмоциональную культуру. Навыки,
полученные в процессе освоения программы, помогут адаптироваться и
социализироваться ребенку в условиях современной жизни, в первую очередь, в
умении правильно двигаться и через тело выражать свою мысль. На каждом
занятии дети приобретают теоретические знания и практические навыки. Все
это и делает программу актуальной на сегодняшний день.
Направленность программы: художественная.
Уровень программы – стартовый.
Категория учащихся
Программа актуальна для детей и подростков 7-18 лет. В группу
принимаются дети, без требований к знаниям в области театрального и
танцевального искусства. Запись в объединение проводится на добровольной
основе, по заявлению родителей (их законных представителей), а также
самостоятельно подростками старше 14 лет.
Группы формируются по возрастному критерию.
Учебные занятия в разновозрастных группах проводятся с
дифференцированным подходом (постоянная смена деятельности: физминутки
и упражнения на релаксацию). Конкретная продолжительность учебных
занятий, а так же перемен между ними предусматриваются Уставом
учреждения.
Форма обучения:
очная
Цель реализации программы: создание максимально благоприятных условий
для раскрытия индивидуального творческого потенциала каждого из
обучающихся объединения независимо от особенностей его характера,
социального положения и других особенностей.

Задачи I года обучения:
-познакомить с миром театрального и хореографического искусства;
-сформировать культуру поведения в театре;
-познакомить с правилами правильной постановки корпуса, основные
положения рук, позиции ног;
-познакомить с основами сценической речи и сценического движения.
Ожидаемый результат
К концу I года обучения, обучающие должны
знать:
- особенности театра и хореографии как вида искусства,
- правила правильной постановки корпуса, основные положения рук, позиции
ног;
- основы сценического движения;
- основы сценической речи;
уметь:
- ориентироваться в пространстве сцены;
- выполнять упражнения у станка. Устойчиво стоять на середине класса,
держать корпус, просчитывать музыку, исполнять несложные танцевальные
номера.
- произносить сценический текст;
Принцип построения программы концентрированный. В работе
используются педагогические принципы:
-принцип учета индивидуальности каждого ребенка (психологические
особенности детей при обучении)
-принцип положительной перспективы, при оценке созданного
(критиковать, подчеркивая крупицы интересного, давая идею их развития)
-принцип личностной оценки каждого ребенка без сравнения с другими
детьми, помогающий детям почувствовать свою неповторимость и значимость
для группы.)
Влияние занятий на развитие ребенка
ДООП «Детский театр Танца«SHUM» способствует физическому,
умственному и эмоциональному развитию ребенка. Сейчас это является
особенно актуальным, т.к. большинство детей ведут малоподвижный образ
жизни.
Отличительная особенность заключается в содержании программы,
ориентированного на актерское мастерство и на хореографию, обеспечивая
синтез двух видов искусства, влияние которых на развитие ребёнка взаимно
усиливается, содержательно расширяя как опыт предметной деятельности, так
и диапазон общения и личностной реализации.

Преимущество данной программы выражено в комплексном использовании
видов и форм хореографического обучения, создание интегрированной модели
обучения: развитие данных, развитие музыкального движения, изучение
актерского мастерства и сценического движения.
Программа отвечает современным требованиям к образовательным программам
и интересам, и ожиданиям родителей.
Адресат программы
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы:
Программа рассчитана на детей от 7 до 18 лет.
Условия приёма.
На
обучение
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе принимаются дети в возрасте от 7 до 18 лет не
имеющие противопоказаний по состоянию здоровья для занятий
хореографической деятельностью, без специальной подготовки.
Работа с родителями.
Родители являются важными участниками образовательного процесса.
Они сопровождают детей на конкурсы и спектакли, осуществляют фото и
видеосъёмку открытых занятий и мероприятий.
В течение года
предусматривается проведение родительских собраний, консультаций,
открытых занятий, где можно наглядно увидеть успехи своего ребёнка.
Наполняемость в группах составляет: 12 человек.
Виды занятий:
 практическое занятие,
 занятие-соревнование,
 экскурсия,
 консультация,
 занятие-игра,
 фестиваль,
 шоу,
 спектакль,
 конкурс,
 игра сюжетно-ролевая,
 игровая программа,
 концерт,
 творческий отчет.
Формы организации деятельности:
 индивидуальная;
 групповая;
 фронтальная.

Режим занятий утверждается расписанием, составляемым в соответствии с
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.
3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"».
(2 раз в неделю, продолжительность занятия – 3 часа. В конце каждого часа
предусмотрен пятнадцатиминутный перерыв (отдых, проветривание
помещений).
Объем программы – (количество часов: в часах – 216часов).
Срок реализации программы – (1 год).

№
п/п

2. Содержательный раздел
2.1. Учебный план на 1 год обучения
Название разделов
Количество часов
Формы контроля
Всего Теор. Практ.

Вводное занятие:
Вводная тема.
Инструктаж по ТБ.
2 Подготовительноразвивающие
упражнения
2.1 Постановка корпуса,
рук, ног, головы.
Развитие
2.2 мышечного чувства.
2.3 Развитие отдельных
групп мышц и
подвижности
суставов.
2.4 Работа с предметом.
1

3

Ритмика

3.1 Характер музыки,
темп, динамика.
3.2 Коллективно –
порядковые
упражнения.
3.3 Музыкально –
танцевальные игры.
3.4 Игровые элементы в
танце и

часов
3

3

Опрос, беседа.

36

12

24

Беседа, упражнения,
наблюдения.

9

3

6

9

3

6

9

3

6

Беседа, упражнения,
наблюдения.
Беседа, упражнения,
наблюдения.
Беседа, упражнения,
наблюдения.

9

3

6

24

9

15

6

2

4

6

2

4

6

2

4

6

3

3

Беседа, упражнения,
наблюдения.
Беседа, упражнения,
наблюдения
Беседа, упражнения,
наблюдения.
Беседа, упражнения,
наблюдения.
Беседа, упражнения,
наблюдения.
Беседа, упражнения,
наблюдения.

4

4.1
4.2
4.3

4.5
5
5.1

5.2
5.3

5.4

танцевальные
миниатюры.
Азбука
классического
танца
Основные позиции
ног.
Основные позиции
рук.
Основные элементы
у станка и на
середине.
Прыжки ( Allegro )
и вращения.
Актерское
мастерство
Понятие
эмоциональности.
Актерское
перевоплощение.
Создание
сценического
образа.
Постановка этюдов.

Воспитательные
мероприятия
6.1 Танцевальные
ритмы
6.2 Мастер класс
«Джем»
6.3 День театра
6

7
7.1

Подведение итогов
Контрольное
занятие
Всего часов:

72

21

51

Беседа, упражнения,
наблюдения.

20

3

17

20

3

17

20

6

14

Беседа, упражнения,
наблюдения.
Беседа, упражнения,
наблюдения.
Беседа, упражнения,
наблюдения.

20

3

17

60

21

39

15

6

9

15

6

9

15

3

15

6

9

12

4

8

3

-

3

6

3

3

3

1

2

9
9

-

9
9

216

70

146

12

Беседа, упражнения,
наблюдения.
Беседа, упражнения,
наблюдения.
Этюды по теме, беседа,
упражнения,
наблюдения.
Беседа, упражнения,
наблюдения.
Этюды, беседа,
упражнения,
наблюдения.
Беседа, упражнения,
наблюдение.
Беседа, упражнения,
наблюдение.
Наблюдения.
Беседа, упражнения,
Наблюдение.
Беседа, упражнения,
наблюдение.
Наблюдения, беседа.
Беседа, упражнения,
наблюдение.

2.2. Содержание учебной программы
Раздел 1. Введение
«Вводное занятие»
Теория: Вводное занятие. Ознакомление с программой курса, расписанием,
требованиями к занятиям. Организационные вопросы.

Практика: Правила безопасности во время занятий.. Упражнения для
шейного отдела (поворот, наклон, вращение головы).
Упражнения для плечевого пояса. Упражнения на гибкость
- "дерево", "мельница", "колесо" (наклон, поворот, вращение корпуса).
Раздел 2.
«Подготовительно - развивающие упражнения»
Теория: Основные правила, методика постановки корпуса, положения
корпуса у станка и на середине. Понятие "подтянутый корпус".
Практика: Упражнения на укрепление общефизического состояния.
Раздел 3.
«Ритмика»
Теория: Геометрические формы и линии как выразительные средства танца.
Изучение метра, длительности нот, темпа, фразировки. Характер, динамика
музыкальных произведений, эмоциональная окраска. Практика. Ритмический
рисунок (прохлопывание, протопывание, расстановка акцента). Занятия на
внимание.
Практика: Упражнения на развитие музыкальности,
чувствовать, эстетически переживать музыку в движении.

способности

Раздел 4.
«Азбука классического танца»
Теория: Понятие "центр тяжести". Смещение центра тяжести. Понятие
"выворотность" и "полувыворотность". Правильное и неправильное
положение у станка.
Практика: Поэтапное проучивание позиций ног (I, II) (III, VI) (VI, V).
Проучивание подготовительного положения рук. Подхват. Позиции рук I, II,
III. Комбинации для головы nи рук. Проучивание I, II,III Пор-де -бра.
Раздел 5.
«Актерское мастерство»
Теория: Понятие эмоциональности
Практика: упражнения на развитие эмоциональности.
Раздел 6.
«Воспитательные мероприятия»
Теория: беседа, инструктаж по правилам поведения в местах скопления
людей, при проведении массовых мероприятий и др.
Практика: участие в воспитательных мероприятиях согласно плану.

Тема 6.2. Мастер класс «Джем»
Теория: инструктаж по правилам поведения в ДК (местах
людей), на мастер-классе.

скопления

Практика: участие в массовых мероприятиях, мастер-классе.
Раздел 7. Подведение итогов
«Контрольное занятие»
Практика: Открытый урок и показ номеров.
3. Организационный раздел
3.1 Материально-технические условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимы следующие
материально-технические условия:
 специально оборудованный кабинет;
 музыкальная колонка, телевизор;
 методическая литература для детей, родителей, педагогов;
 костюмы, декорации, реквизит, грим, парики;
 выносной свет, самодельные стенды;
 Коврики для занятий;
 Иллюстрации к танцевальным упражнениям, движениям;
 Спец. тренировочная одежда и обувь.
Данная программа предполагает совместную работу с методистом и с
костюмером, художником и т.д.
3.2 Кадровое обеспечение программы
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Детский Театр Танца« SHUM» обеспечивается педагогом
дополнительного образования, имеющим среднее профессиональное
образование, соответствующее художественной направленности, и
отвечающим
квалификационным
требованиям,
указанным
в
квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
3.3 Список используемой литературы
1.
Баранов А.Б. «Развитие артистизма у детей», «дополнительное
образование» №11-2003 г.
2.
БарышеваТ. «Азбука хореографии» Москва, Рольф, 2002г
3.
Бебик М.А. Использование танце-двигательной терапии в решении
проблемы самопринятия. М., МГУ, 1997, 100с.
4.
БуйловаЛ.Н. «жизнь в танцах», «внешкольник» №10-2001 г.

5.
Ваганова А.Я Основы классического танца,- Спб., 2000г.
6.
Гальцева Е.А. «Детско – юношеский театр мюзикла: программа,
разработки занятий, рекомендации» - Волгоград: Учитель, 2009.ISBN 978-57057-1812-2
7.
Гельниц Г., Шульц-Вульф Г. Ритмика - музыкальная двигательная
терапия, как основа психогигиенического подхода к ребенку. // Психогигиена
детей М: Медицина, 1995. - С. 186-208.
8.
Гребенкин А.В. «Сценическое движение. Программы дополнительного
образования» - М., Просвещение, 2009.
9.
Джозеф С. Хавилер Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и
тренировки. – М.: Новое слово, 2004
10. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов
ВУЗа / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000
11. Никитин В.Ю. Композиция урока и методика преподавания
модернджаз танца. – М.: Один из лучших, 2006
12. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Начало обучения. – М.: ВЦХТ, 1998
13. Полятков С.С. Основы современного танца. Ростов н/Д. : Издательство
«Феникс», 2005. 80 с.
14. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» / Постановление Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 1 [Электронный ресурс]. –
URL: https://docs.cntd.ru/document/573500115 (дата обращения: 15.04.2021).
15. Семенова Т. «клубные танцы», Москва, 2006 г.
16. Слуцкая С. Л «танцевальная мозаика», Москва, 2006 г.
17. СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28. [Электронный ресурс]. – URL:
https://docs.cntd.ru/document/566085656 (дата обращения: 15.01.2021).
18. Федеральный закон № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями) [Электронный ресурс]. – URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
15.01.2021).
19. Филатова Г. А. «хочу танцевать» издательство «махаон» 2004г.
20. ФисановичТ.М «танцы для девочек», 2000г.
Интернет-ресурсы:
1. Театральная библиотека Сергея Ефимова (книги и учебники по режиссуре,
словесному действию, актерскому мастерству, пластике, много пьес)
2. http://www.theatre-library.ru/advanced_search
3. Электронные книги статьи о театре, режиссуре, актерском мастерстве,
анимации и т.д.http://biblioteka.teatr-obraz.ru/text
4. https://royallib.com>efros_anatoliy

5. https://royallib.com>laskavaya_elena
6. dramateshka/ru

Приложение №1
Примерный календарный план воспитательной работы
в объединении
№

Название мероприятий

Форма проведения
мероприятия

Сентябрь
1

Общие правила поведения в учреждении ДДТ

2
3
4
5

Правила поведения на занятии
Техника безопасности
Правила поведения на дорогах
Правила пожарной безопасности
Октябрь
Общие правила поведения в лесу, в транспорте,
на водоеме

6

7

День Учителя

8 Конкурс осенних букетов
9 Умеем ли мы дружить
10 Беседа с детьми о вреде пагубных привычек
Ноябрь
11 День народного единства
12 Ремень не метод воспитания
13 Спорт против вредных привычек
12 Мы против вредных привычек
13
14
15
16
11
13
14
16

Декабрь
Оформление новогодней открытки
Беседа с детьми о мерах предосторожности при
массовых мероприятиях «Елочка – гори»
Правила поведения при проведении массовых
мероприятий
Новогодний утренник
Январь
Осторожно: лавинно – опасный период
Февраль
Лекция об инфекционных заболеваниях
Месячник патриотического воспитания
Март
Техника безопасности при проведении массовых

Беседа, экскурсия по
зданию
Беседа
Беседа
Беседа
презентация
Беседа
Праздничное
мероприятие
посвященное дню
Учителя
Беседа
Беседа, презентация
Беседа
Беседа
Беседа, акция
Беседа, акция, просмотр
м/ф

Беседа

Беседа
Лекция - беседа
Подарок ветерану
Беседа

мероприятий
Праздничное
представление
Беседа

17 «Масленица»
18 8 марта – международный женский день
Правила поведения в весенний период
19
водоеме, в лесу, на дорогах.
Апрель
20 1 апреля
21 День космонавтики
22 Акция Мы за здоровый образ жизни
Май
23 День Победы
24 Отчетный концерт (мини-спектакли)

на

Беседа
Праздничное
представление
Беседа
акция
выставка

Приложение №2
Упражнения по развитию речи
«Артикуляционная гимнастика»
Прежде всего, обращается внимание детей на то, что для достижения
выразительности речи им нужно хорошо развитые губы. Произнести
скороговорку с вялыми губами нельзя, а для этого нам нужно их «размять»,
как разминается спортсмен перед соревнованиями. Некоторые упражнения
могут показаться смешными, но нужно сдерживаться и старательно
выполнять эти движения.
Каждое упражнение делается по 5-8 раз, после чего следует пауза, во время
которой губы расслабляются.
Пословицы и поговорки
Прежде чем произнести скороговорку вслух, надо несколько раз делать это
беззвучно, активно артикулируя губами, как будто ты хочешь , чтобы тебя
услышали через звуконепроницаемое стекло! Потом сказать её шёпотом, но
так, чтобы тебя услышали в конце класса. Только после этого произнести её
вслух, но не быстро. А вот уже после этого – три раза подряд быстро.
Пословицы выражают народную мудрость. И от детей нужно требовать не
просто её произнести, а выразить её смысл. Говорить её надо, всегда к комуто обращаясь!
«Дыхательная гимнастика»
Все встали и сделали вдох! На секунду задержали воздух и спокойно сделали
выдох, произнеся определённый звук. Не надо стараться взять воздух до
предела и не нужно напрягаться! На три секунды - вдох, секунда – задержка,
на пять секунд спокойный плавный выдох. Диафрагматическое дыхание
совершается главным образом при помощи опускания диафрагмы во время
вдоха, отчего стенки живота несколько выпячиваются вперёд. Это не
исключает рёберного дыхания, когда расширяются боковые стенки грудной
клетки. Правильным дыханием является смешанно - диафрагматическое.
Нужно объяснять детям, как при чтении стихов правильно добирать воздух,
чтобы не разрывать строчки.
«Голосовая гимнастика»
Упражнения для голоса неразрывно связаны с дыханием. Поэтому важно
следить за добором дыхания, положа ладонь на живот. Некоторые ребята
говорят глухо, тихо, как бы «в живот». Нужно вывести звук в
артикуляционный аппарат, вперёд.

«Ритмическое чтение»
Ритм – слово греческое, обозначает соразмерность, стройность – соразмерное
чередование музыкальных звуков, одно из основных выразительных и
формообразующих средств музыки. Ритм отражает ритмику речи и методику
стиха.
Для проведения ритмического чтения я воспользовалась карточками.
Карточки для учителя и для учащихся. Я начинаю читать, а дети должны
почувствовать ритм стихотворения и продолжить его чтение из своей
карточки. В притихшем классе звучит мой голос необходимой силы, тембра;
дети практически знакомятся с темпом речи, эмоциональной окраской стиха.
При необходимости нужный отрывок можно повторить. Предлагаю детям
продолжить чтение стихотворения в нужном ритме, начатое мной.
Правильное нахождение отрывка поощряется. Это вырабатывает
сознательность, правильность, беглость, выразительность чтения.
Выразительность
Выразительность – важное требование, предъявляемое к чтению учащихся
начальных классов. Мы называем выразительным такое громкое чтение, в
процессе которого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и
чувства, вложенные автором в произведение. Прочитать текст выразительно,
значит:
1. раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в
нем;
2. показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;
3. передать основную эмоциональную тональность, присущую
произведению.
«Мимические каноны»
Эмоции - это мимические выражения психических процессов, которые
проявляются в человеческих лицах и показывают отношение человека к
окружающему миру. Если выделить в лице человека основные
физиономические черты или иначе сказать эмоциональные элементы, то
мимика лица представляет строгую логическую систему, согласно которым
можно систематизировать различные явления окружающего мира и аспекты
человеческой жизни, и в том числе можно систематизировать эмоции.
Эмоции или настроения. Особенностью настроений по сравнению с
эмоциями является большая продолжительность и длительная постоянность
эмоциональных переживаний.
Повторяем: улыбнулись, испугались, поревели и т.д.
Маска
Слово «маска» произошло от русского слова «мазать». Вначале так
называлось все, что наносилось на лицо (маски из растений для ухода за

кожей или разрисованные маски богов). Потом появились маски
театральные, их использовали актеры, чтобы изобразить какого-либо героя.
Сейчас слово «маска» означает «накладка с вырезами для глаз, скрывающая
лицо, иногда с изображением человеческого лица, головы животного или
героя из сказки, мультфильма».
Маска позволяет перевоплотиться, то в героя, то в злодея, то в глупца, то в
мудреца! Достаточно надеть маску, изменить голос, походку и начинается театральное представление.

Приложение № 3
Окошко

Чистим зубы

Вот и вышел на порог
Любопытный язычок.
«Что он скачет взад-вперед?» Удивляется народ.
Широко открыть рот — «жарко»,
закрыть рот — «холодно»

Чищу зубы, чищу зубы
И снаружи и внутри
Не болели, не темнели,
Не желтели чтоб они.

Месим тесто

Чашечка

Улыбнуться, пошлепать языком между
губами — "пя-пя-пя-пя-пя...«, покусать
кончик языка
зубками (чередовать эти два движения)

Ободок у языка – тонкая полоска,
Вверх его мы загибаемЧашечку мы получаем.

Шарики

Загнать мяч в ворота

Надуть щёки, сдуть щёки
Дудочка

«Вытолкнуть» широкий язык между
губами (словно загоняешь мяч в ворота),
дуть с зажатым между губами языком
(щеки не надувать)
Заборчик

Мои губы – трубочкаПревратились в дудочку,
Громко я дудеть могу:
Ду-ду-ду, ду-ду-ду.

Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем…
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.

Маляр

Грибочек

Красить потолок пора,
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Язык к нёбу поднимаем,
Поведём вперёд-назад –
Наш маляр работе рад!

На лесной опушке,
Где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка –
Шляпка на макушке.

Пароход гудит

Индюки болтают

Губы в улыбке открыть рот с
напряжением произнести долгое
"ы-ы-ы..."

Рот чуть-чуть приоткрываю,
Язычок приподнимаю,
На губу положу, по губе им повожу.
Потом голос подключу:
Бл-бл-бл – заболбочу.

Киска

Лошадка

Губы в улыбке, рот открыт, кончик
языка упирается в нижние зубы. выгнуть
язык горкой, упираясь кончиком языка в
нижние зубы

Я лошадка серый бок!
Цок-цок-цок.
Я копытцем постучу,
Цок-цок-цок.
Если хочешь – прокачу!
Цок-цок-цок.

Орешки

Часики

Рот закрыт, кончик языка с
напряжением поочередно упирается в
щеки, на щеках образуются твердые
шарики - "орешки"

Влево –вправо, влево – вправо
Мой язык скользит лукаво:
Словно маятник часов,
Покачаться он готов.

Блинчик

Вкусное варенье

Улыбнуться приоткрыть рот
положить широкий язык на нижнюю
губу

Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.

Приложение №4
Скороговорки
Слово СКОРОГОВОРКА составлено из основ двух слов: СКОРО и
ГОВОРИТЬ.
Скороговорки
• учат чёткому и внятному произношению;
• помогают овладеть техникой речи.
Наши руки были в мыле,
мы посуду сами мыли,
мы посуду мыли сами –
Помогали нашей маме!

Встретил в чаще ёж ежа:
- Как погода, ёж?
- Свежа.
И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съёжась, два ежа.

Карп Карлыч
У Карла Карпыча
карпа купил.

На рынке Кирилл
крынку и кружку купил.

Пётр Петров
Пошёл погулять,
Поймал перепёлку,
Пошёл продавать.
Просил полтинник,
Получил подзатыльник.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека цап.

Приложение № 5
Игры для театрального творчества
1. Игра «Давай притворяться»
-кушать мороженое
-чистить зубы
-пить молоко
-расчёсывать волосы
-задувать свечу
2. Игра «Кто что делает?»
-Что этот предмет делает?
- ветер
- лягушка
- солнце
- облако
- дерево
- варежка
- дом
- машина
- кошка
3. Игра «Что было бы, если…»
• -если бы ты превратился в какое-нибудь животное? Каким
животным тебе хотелось бы тогда стать и почему?
• -какое желание ты загадаешь, если найдёшь волшебную лампу?
• -куда ты полетишь, если у тебя будет ковёр – самолёт?
• -тебе сейчас было столько лет, сколько ты хочешь? Почему?
• -если бы ты был воспитателем?
• -если бы ты стал совсем зелёным? Чем ты тогда будешь?
• -если бы ты мог превратиться в другого человека, кем бы ты тогда
хотел стать?
4. Игра «Что ты видишь?»
• Назови предметы, которые ты видишь?
• -я вижу…
5. Игра «Каким бывает?»
Дерево – большое, зелёное, высокое, раскидистое, лиственное,
хвойное, маленькое, стройное.
-молоко
-друг
-лес
-мультфильм
6. Игра «Кто откуда?»
•
Назвать место, где этот представитель животного мира
живёт: небо, море, земля, вода, трава.
• -кузнечик
- щука
- зебра
• -дельфин
- заяц
- орёл
• -ласточка
- воробей
- змея
• -медведь
- лягушка
- бабочка

•
7.
•
•
•
•
•
•
8.

-улитка
- акула
- налим
Игра «Угадай конец фразы»
Дети ели ка..
На столе лежит бумага и кра..
В лесу растут гри..
В саду растут цве..
У нас есть петух и ..
Зимой бывает хо..
Игра «Шаги»
Кто быстрее доберётся до доски, говоря на каждый шаг слова.
-имена
- деревья
-вежливые слова
- ласковые слова
-овощи
- слова утешения
-фрукты
- всё мокрое
-животные
- всё горячее
-цветы
- всё круглое
9. Игра «Как можно узнать?»
-холодно на улице или нет?
-сварилась картошка или нет?
-сладкий ли чай?
-пишет фломастер или нет?
-высохла ли рубашка?
-крепко ли завязана верёвка?
-есть ли вода в стакане?
-есть ли мячик в закрытой коробке?
-есть ли кто в доме?
-интересная ли книжка?
10. Игра «Построить взрослых»
-по степени значимости
• -по росту
• -по цвету волос
• -по длине волос
• -по силе
• -по толщине
11. Игра «Часть и целое»
Часть какого предмета или существа вы называете?
• Винт-вертолёт, самолёт
• Колесострелкакарман• Рулькнопкадверь• Парусстраница- ветка• Вагонкаблукшишка• Крышакозырёкперо
12. Игра «Не говори, НЕТ»
-Деревья высокие?
• -Да

•
•
•
•
13.
•
•
•
•
•
•

-На деревьях сидят птицы?
-Да
-На деревьях сидят машины?
-…
Игра «Что вокруг?»
Вот стоит автомобиль, а что у него есть?
-руль, сиденье, дверцы, колёса, мотор.
-А что есть у дерева?
-А что есть у дома?
-Что вокруг дома?
-Что на улице?

Приложение №6
Мимические каноны

Улыбнулись

Разозлились

Огорчились

Испугались

Поревели

Заснули

Приложение №7
Упражнения, задания и игры.
Задания и игры
1. «Зёрнышко»
В зёрнышке или семечке как бы спрятаны разные растения. Мы попытаемся
из зёрнышка «вырасти», превратиться в какое-нибудь растение, вид которого
я изображу при помощи своего тела и рук. Теперь мысленно представьте
дерево, которое будете изображать. Я буду считать до десяти, а вы в это
время - «расти».
2. «Ай да я!»
Сидя в полукруге, дети по порядку ведут счёт, начиная с 1, но пропуская
число 3, а далее все числа, которые делятся или оканчиваются на 3, вместо
них говорят: «Ай да я1» Кто ошибся – выбывает.
3. «Эстафета»
Слева направо нужно быстро встать, чётко назвать имя и фамилию, сесть.
Как только один ученик коснётся сиденья, встаёт другой и т.д.
4. «На одну букву»
За 30 секунд найдите и запомните все предметы в комнате, названия которых
начинаются на букву «с». Кто первый?
5. «Кто сзади?»
Один ученик стоит спиной к остальным с закрытыми глазами. Тот, на кого я
укажу, подходит сзади к водящему, называет его имя и тихо садится. Голос
можно изменять. Водящий должен угадать, кто к нему подходил.
6. «Фотографы»
У стола три ученика. Какое-то время их рассматривает класс. Они выходят за
дверь, что-то меняют в своём облике, даже могут меняться одеждой и
обувью. Класс должен восстановить их прежний облик.
«Индивидуальные задания»
1.«Рисунок пальцами»
Двое или несколько ребят становятся друг перед другом и поочерёдно
«рисуют» в воздухе различные предметы, животных, машины. Соперники
должны угадать и назвать нарисованное.
2. «Сочини сказку»
В сказках всегда происходят разные события и чудеса. Мы будем
внимательно слушать своих товарищей, которые будут говорить по фразе,
выстраивая сюжет сказки. Например, первый говорит: «Алёнушка собирала
в лесу грибы», второй: «Она собрала уже почти целое лукошко», третий …
3. «Общая работа»
Различные виды работ выполняют вместе два ученика: поднимают и
перенося воображаемое бревно; гребут «катаясь на лодке»: «пилят дрова»
двуручной пилой; качают воду при помощи пожарной помпы и др.
4. «Рассказ – картинка»

Сейчас мы нарисуем картину. Каждый из вас по очереди должен сказать
слово или предложение, чтобы у вас получилась словесная картина.
Например, один говорит слово «скамейка», второй – «парк» и т.д. Чем
больше деталей , тем лучше.
Игры с использованием карточек
1. «Слово наоборот»
Ведущий называет слово, а дети должны его сказать наоборот. Сначала надо
давать простые слова: кот, роза,…а потом задание можно усложнить.
2. «Земля и воздух»
Кидающий мяч должен громко сказать слово «Воздух», «Земля» или «Вода»,
а тому, кто ловит мяч, нужно мгновенно назвать птицу, животное, рыбу или
насекомое, которое обитает в этих средах.
3. «Мячики со словами»
Ученик, кидающий мяч, называет любое существительное в именительном
падеже. Тот, кто ловит мяч, мгновенно добавляет подходящий по смыслу
глагол. Костёр … горит.
4. «Фоноскоп»
С помощью этого фантастического прибора можно по звуку узнать любую
вещь. Отвернитесь. По какому предмету я стучу карандашом?.. А теперь?
Звуки разные - карандаш постукивает то по книге, то по стулу.
5. «Тень»
Разделитесь на пары. Один в каждой паре будет Человеком. Он ходит по
комнате, как в лесу, собирает грибы, рвёт ягоды, ловит бабочек. Второй
будет его тенью. Он следует за его спиной.

Творческие задания на сценической площадке.
1. «Войди в образ»
Нужно пройти по сцене, потом встать и пройти уже в образе того или иного
человека: очень старого, больного, раненого.
2. «Профессионалы»
Вообразите себя представителем той или иной профессии и при помощи
искусства пантомимы покажите его в работе. А мы зрители, должны
догадаться, кого вы изобразили.
3. «Окно»
Между вами окно с очень толстым стеклом, через которое звуки не проходят.
Вы хотите что-то сказать товарищу. Каждому надо заранее решить, что он
собирается сообщить партнёру. Для этого он может артикулировать губами,
писать воображаемые буквы на стекле, объяснять на пальцах.
4. «Скульптор и модель»
Представьте, что вы скульптор и из глины творите образы людей разных
профессий. Скульптор задумывает, в каком положении фигура каждого будет
воплощена в скульптуре.

Развивающие игры
1. «Повтори быстро»
Если ведущий говорит слово «повторите» и следом называет любое другое
слово, то дети должны его повторить. А если ведущий говорит слова:
«Скажите», «громко», тот кто их повторит – выбывает.
2. «Выполни уговор»
Водящий стоит перед строем. Уговор с игроками: если водящий кланяется ,
то все поворачивают головы в стороны; протягивает к ним руки –
скрещивают руки на груди; топнет ногой – они тоже топают.
Командные игры
1. «Пройди спиной вперёд»
На пути ставятся один за другим с интервалом три стула. Нужно обойти
стулья «змейкой», двигаясь спиной вперёд, затем пробежать по прямой и
осалить следующего.
2. «Испорченный телефон»
Каждой команде даётся по короткой скороговорке. По сигналу первый
читает скороговорку и шёпотом передаёт второму, третьему и т.д. Кто
быстрее и не исказит.
«Сказочные эстафеты»
1. «Конёк – горбунок»
Положив на спину мяч и придерживая его руками, добежать до стула, влезть
на него, издать ржание коня и вернуться бегом к старту.
2. «Лягушка – путешественница»
Два ученика кладут на плечи палку и держат её руками. «Лягушка» висит на
руках, поджав ноги. Нужно обежать стул и вернуться. Лягушка всё время
должна квакать!
3. «Лиса Алиса и кот Базилио»
«Коту» надевают повязку на глаза и «шлёпанцы» на ноги. «Лиса» берёт
одной рукой за щиколотку ноги сзади, а другой рукой опирается на плечо
«кота»Так им надо преодолеть дистанцию до стула, где Базилио возьмёт 5
монет, и вернуться обратно.

Приложение №8.
1. Развитие пластики тела.
Упражнения и игры для развития гибкости тела, пластики рук,
корпуса. Развивают танцевальность, музыкальность, артистичность и
выразительность
исполнения
движения.
Способствуют
развитию
воображения, фантазии и творческого потенциала ребенка.
Упражнение «Ветерок»
Педагог дает команду «ветерок» - дети машут кистями рук.
«Сильный ветер» - дети машут раками до локтя.
«Буря» - дети руками выполняют движение «мельница».
«Ураган» - кружатся вокруг себя, взмахивая руками.
Для дальнейшего усложнения. Детям можно предложить под музыку,
например (В. Мэй «Шторм») станцевать этюд, где они покажут каждый свой
образ дерева.
Упражнение «Вода»
Упражнение выполняется сидя на коленях, руки опущены вниз и
расслабленны, при этом детям предлагается вспомнить свои ощущения,
когда они купались, мыли руки или просто играли с водой. Упражнение
развивает пластику рук, кистей, а так же воображение и фантазию ребенка.
«Руки купаются» – вращательные движения кистями, как будто моем руки.
«Погладь воду» – расслабленными кистями водим по полу и над полом в
стороны, вперед, назад.
«Капельки» - руки, с опущенными кистями вниз поднять перед собой и
потрясти (как будто стряхиваем воду).
«Брызги» - «зачерпываем» в ладошки воду и брызгаем на соседа.
«Волны» – дети садятся на корточки, руки опущены вниз. На раз –
вырастают, руки поднимают вверх, на два – опускаются в исходное
положение.
Творческое задание – показать танцевальными движениями: лужу, озеро,
море, океан, водопад и т. д.
Упражнение «Морские обитатели»
Упражнение развивает гибкость, укрепляет мышцы спины.
«Морская звезда» - лежа на животе, руки и ноги разводятся в
стороны, затем соединяются вместе.
«Медуза» - лежа на спине, руки и ноги поднимаются вверх и
сжимаются к груди, затем опускаются в исходное положение.
«Каракатица» - наклон в пол, опустить ладони на пол, делать
одновременно шаг вперед правой ногой и правой рукой, затем левой ногой и
левой рукой.
«Рак – отшельник» - наклон в пол, руки на полу. Двигаться назад.

«Малюски» - сидя, ноги врозь, руки в стороны. Делать наклон
вперед, руки положить на ноги (как будто закрываются створки у малюска).
Детям можно предложить творческое задание, вспомнить какие еще
есть морские животные или придумать своего и изобразить его.
Упражнение «Птицы – Бабочки»
Упражнение развивает пластику кистей, рук и корпуса.
«Воробьи» – руки, согнуты в локтях и прижаты к телу, кисти рук
делают махи.
«Орлы» – руки в стороны, делать большие взмахи вверх, вниз.
«Бабочки» – кисти рек скрещены, делают взмахи.
Творческое задание – предложить детям придумать, как другие
птицы могут летать и станцевать под музыку понравившихся птиц.
Упражнение «Рождение цветка»
Выполняется сидя на коленях. Руки опущены вниз.
«Зернышко» – руки сжать в кулачки и плотно прижать друг к
другу.
«Росток» – потереть ладошки между собой.
«Стебелек» – руки тянутся вверх, обвивая друг друга.
«Бутон» – кисти округлить, пальцы рук соединены вместе, ладони
не соприкасаются друг с другом.
«Цветок расцвел» – запястья соединены, ладони вверх и раскрыты,
пальцы выпрямлены и широко расставлены.
Игра «Ветер – дирижер»
Дети строятся в шеренгу. Педагог сообщает, что они
превращаются в «деревья», а он в «ветер», который будет ими дирижировать.
Дети должны повторять все движения за педагогом. Например: поднять руки
вверх, наклоны в стороны, вперед назад, приседания и т. д.
Чтобы усложнить игру, развить воображение и фантазию у детей из
группы выбирается по желанию один ребенок, и он становится «ветром –
дирижером». Ему предлагается самому управлять оркестром. Дети с
удовольствием выполняют задание и иногда придумывают очень интересные
и необычные движения. Лучшему «ветру – дирижеру» присваивается титул
«Король или Королева ветра».
Тематический урок «Таинственный лес»
Дети заходят в зал. Педагог: «Сегодня ребята мы отправимся в
путешествие по сказочному лесу». Дети строятся в шеренгу и идут за
педагогом. Звучит музыка, например: Григ «Утро». «Посмотрите, мы вышли
на берег реки, давайте присядем и поиграем с водой (выполняют упражнение
«Вода»). Давайте продолжим наше путешествие по сказочному лесу.
Посмотрите, какие замечательные растут здесь деревья. А покажите, какие
высокие или низкие здесь деревья. Дети тянутся всем корпусом вверх, а

потом опускаются на корточки. Вдруг подул ветерок (выполняют
упражнение «Ветерок», проводится игра «Ветер – дирижер»). Ветер был
настолько сильный, что поднял нас на небо, и мы превратились в птиц
(выполняют упражнение «Птицы»). Вдруг, ветер стих, и мы упали в море и
превратились в морских обитателей (выполняют упражнение «Морские
обитатели»). Поплескались мы в воде, а теперь давайте выйдем на берег и
обсохнем. Смотрите, какая чудесная поляна! А как много на ней растет
цветов (выполняют упражнение «Рождение цветка»). Ну, вот и закончилась
наше путешествие по сказочному лесу, давайте с ним попрощаемся. Все
машут руками, строятся в шеренгу и выходят из зала.

2. Расслабление и напряжение мышц.
Для того чтобы снять мышечные и психологические зажимы у детей
необходимо включать в занятия упражнения и игры на расслабления
различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, корпуса, конечностей).
Бывает, что дети очень эмоционально возбуждены и неорганизованны
на занятие. Тогда на помощь придут данные упражнения и игры. Ведь самый
лучший способ расслабится – это сильно и быстро напрячь мускулы. Так же
упражнения и игры развивают внимание, память, быстроту реакции,
танцевальность и музыкальность.
Упражнение «Марионетки»
Развивает координацию, пластичность и поможет детям расслабиться в
тех случаях, когда они сильно напряжены.
Дети – куклы марионетки. Педагог – кукловод. Дети стоят ноги на
ширине плеч, руки подняты вверх. Дети смотрят на педагога и повторяют за
ним. Кисти опустить вниз, руки до локтя вниз, от локтя вниз. Голова вправо,
влево, вперед. Корпус – наклоны в стороны, назад вперед, встать на колени,
сесть на пол, лечь. Все повторить в обратном порядке. Можно предложить
желающим ребятам побыть в роли кукловода. Так же можно разбить детей на
пары и предложить создать любимого персонажа, а может быть животного и
т. д.
Упражнение «Воздушный шарик»
Упражнение на дыхание и пластику корпуса.
«Надули шарик» – дети поднимают круглые руки перед собой,
имитируя надувшийся шарик, и надувают щеки.
«Лопнул шарик» – дети хлопают в ладоши и выдыхают воздух,
произнося долгое «ш-ш-ш».
Упражнение «Солнечная улыбка»
Упражнение - релаксация хорошо подходит для снятия
эмоционального напряжения, а также для расслабления после занятий.

Дети садятся на пол в удобную позу. Закрыть глаза, сделать три
глубоких вдоха и выдоха. Сделать один вдох глубоко – глубоко и задержать
дыхание. Откинуть голову назад, сделать сильный выдох, выдувая воздух как
можно выше, чтобы он долетел до потолка. Повторить вдох еще раз, только
теперь при выдохе постараться улыбнуться. Сделать это еще раз и теперь
постараться улыбнутся еще шире, представить себе большое солнышко,
которое улыбается широкой дружеской улыбкой. Теперь открыть руки
широко – широко и потянутся ими вверх к солнышку, а теперь постараться
обнять его и пусть теперь оно будет у вас внутри и улыбается. Теперь
сделать три глубоких вдоха и выдоха и открыть глаза.
Упражнение «Желе»
Упражнение настроит детей на рабочую обстановку, научит
чувствовать партнера в танце, а также сплотит детей. Развивает
пластичность, внимание, координацию.
Дети строятся в шеренгу лицом к педагогу. Педагог говорит:
«Представьте, что вы блюдо с желе, а я сейчас буду встряхивать его. Когда я
встряхиваю блюдо легонько – вы медленно раскачиваетесь, а когда я буду
встряхивать сильнее, вы должны будете раскачиваться быстрее.
Очень важно, чтобы встряхивания не были только медленными и
быстрыми. Сделайте, например, медленно – медленно – медленно – быстро –
медленно. В один из моментов необходимо резко остановится, вы увидите,
как хорошо или плохо развито у детей внимание и координация.
Когда дети будут особенно четко выполнять команды, следует
предложить им представить, что блюдо с желе забыли убрать и оставили на
солнце. Что с ним произойдет? Оно начнет таять и растекаться. Дети должны
медленно опускаться на пол и растекаться во все стороны.
Упражнение «Огонь и лед»
Дети строятся в круг. Педагог дает команду: «Огонь» – дети начинают
двигать всеми частями тела (трясутся).
Команда: «Лед» – все замирают в тех позах, в которых их застигла
команда.
Для усложнения детям можно предложить станцевать этюд
«Непослушных огоньков» (можно придумать другое название).
Игра «Цапля и лягушки»
Выбирается один галящий он – «цапля». Все остальные – «лягушки».
Лягушки встают в круг, цапля в середину. Под веселую музыку лягушки
начинают прыгать, веселиться, квакать. Как только музыка прекращается,
лягушки замирают на месте. Тех, кто пошевелится, цапля называет, и они
выбывают.
Кто останется последней лягушкой объявляется «царевной» или
«царевичем-лягушкой».

Игра «Божья коровка»
Способствует быстрому сокращению и расслаблению мышц, а также
концентрации внимания.
Выбирается галящий он – «лягушка». Все остальные – «божьи
коровки». Божьи коровки ложатся на спину, руки и ноги вытянуты и
расслабленны. Звучит музыка – божьи коровки трясут ручками и ножками.
Музыка закончилась – легли в исходное положение и замерли. Лягушка
смотрит внимательно, какая из божьих коровок шевелится – та выбывает.
Тематический урок «Магазин игрушек».
Педагог: «Сегодня ребята мы с вами отправимся в волшебную страну
игрушек». Дети строятся в шеренгу (звучит песня «Маленькая страна» Н.
Королева) и идут за педагогом по залу. Вдруг, педагог останавливается и
делает вид, что впереди какая-то невидимая преграда. Педагог: «Кажется нас
не пускают… мы забыли превратиться из ребят в волшебные игрушки, а в
это нам поможет «солнечная улыбка» (выполняют упражнение «Солнечная
улыбка»). Ну вот, теперь двери волшебной страны игрушек для нас открыты.
Ой, смотрите, сколько божьих коровок прилетело нас встречать? Давайте с
ними поиграем (проводится игра «Божьи коровки»). Ребята, смотрите куклымарионетки. Давайте зайдем к ним в гости (выполняют упражнение
«Марионетки»). Ребята, вы, наверное, проголодались? Марионетки очень
гостеприимные и специально для нас приготовили вкусное желе (выполняют
упражнение «Желе»). Ну, вот мы подкрепились теперь можно дальше
продолжать наше путешествие по волшебной стране игрушек. Смотрите,
сколько заводных игрушек, а давайте с ними поиграем (проводится игра
«Цапля и лягушки»). Ну, вот ребята и закончилось наше путешествие. Чтобы
вернутся домой, нам поможет «волшебный шарик», сейчас мы его надуем и
прилетим домой (выполняют упражнение «Воздушный шарик»).
3. Развитие пространственного мышления, координации,
внимания
Очень важно, чтобы дети уверенно себя чувствовали на сценической
площадке, уверенно управляли своим телом, были внимательны и
сосредоточенны. Чтобы дети выглядели таковыми необходимо развивать в
них эти качества.
Больше всего дети страдают от отсутствия или неразвитости своего
внимания. Развивать и совершенствовать внимание детей столь же важно,
как и учить писать, считать и читать. За вниманием следует запоминание и
развитие памяти в целом.
Не следует забывать и про развитие координации. Ведь координация
помогает управлять всем двигательным аппаратом, создавать образное
исполнение, что и определяет артистичность и танцевальность.

Упражнение «Дождь»
«Капли» – ловим ладошками капли.
«Ливень» – руками сверху закрыли голову, и присели на корточки.
«Закончился дождь» – встаем и стряхиваем капли с рук и ног (трясем
всеми частями тела).
«Лужи» – топаем ногами (шаги с высоким подниманием бедра),
перепрыгиваем через лужи (прыжки на двух ногах, на одной вперед- назад, в
стороны, вокруг себя).
«Солнышко» – поднять руки ладошками вверх и покружится вокруг
себя.
Упражнение «Зонтик»
«Зонтик закрыт» – дети встают в центр зала близко друг к другу,
берутся за руки.
«Зонтик открыт» – дети идут шагом из центра, образуя большой круг.
«Веселый зонтик» – дети идут по кругу друг за другом. По команде
педагога меняют направление. Можно усложнить задачу, если идти назад
спиной.
«Зонтик закрылся» – дети идут шагом в центр круга, держась за руки.
Упражнение «Болото»
Команда «вода» – дети медленно передвигаются по залу, высоко
поднимая ноги, как бы застревая.
«Трясина» – дети на коленях передвигаются по залу.
«Болото» – дети переходят в положение сидя и передвигаются по залу.
Упражнение «Радуга»
Знакомит детей с понятием полукруг. Педагог спрашивает: «Знаете ли
вы, что появляется на небе после дождя? Правильно, солнце! Покажите мне
солнышко (дети встают в круг, держась за руки). А что появляется после
солнца? Правильно, радуга! Тучка поделило наше солнышко пополам
(педагог разъединяет руки детей в двух местах, чтобы получились два
полукруга). Чтобы получилась «двойная радуга» необходимо один полукруг
переместить за другой.
Упражнение «Дружные хлопки»
Развивает внимание и координацию. Ребята стоят в шеренге лицом к
педагогу.
Педагог делает хлопок в ладоши – дети одновременно повторяют его.
Педагог может делать различные комбинации из хлопков (1, 2, 3, и т. д.),
задавать разный ритм и темп. Можно усложнить упражнение, повернув детей
спиной к педагогу. Теперь они не смогут видеть руки педагога, а смогут
только слышать хлопки. Это поможет в большей степени активизировать их
внимание.

Игра «Ниточка – иголочка».
Дети берутся за руки и встают в шеренгу. Педагог встает впереди он
«иголка», дети «нитка». Куда идет «иголка – туда и тянется «нитка». Педагог
ведет детей по залу «змейкой», заводит, «улитку». Последний ребенок в
шеренге «узелок». Педагог берет «узелок» и раскручивает «улитку» в другую
сторону. Затем заводит круг, идут по кругу, меняя направления,
перестраиваются в шеренгу. Дети поднимают руки вверх – «воротца».
Педагог тянет «ниточку» через воротца.
Можно предложить ребятам подумать, как еще может шить иголочка.
Может быть, она сошьет какое-нибудь кружево?
Игра «Морское путешествие»
Дети строятся в колонну, берутся за руки. Педагог сообщает им, что
они превратились большой корабль: зал – это море, а он – капитан корабля.
Капитан ведет за собой корабль, сообщая при этом, что происходит на море.
Команда «Штиль» – руки вытянуты перед собой и раскачиваются
вверх- вниз, но не слишком высоко и интенсивно.
Команда «Рифы» – идут с высоким подниманием бедра.
Команда «Шторм» – руки поднимаются вверх и раскачиваются в
стороны.
Команда «Спустить паруса» – приседают и идут гусиным шагом.
Команда «Поднять паруса» – встают и поднимают сцепленные руки
вверх.
Команда «Остров» – заводят круг.
Команда «Водоворот» – заводят «улитку».
Команда «Спустить якорь» – все садятся на пол.
Для усложнения можно выбрать из желающих детей капитана корабля,
а так же штурмана. Капитан будет давать команды, а штурман вести корабль.
Можно устроить соревнование кораблей. Чей корабль лучше справится с
командами, тот и победил.
Тематический урок «Кажется, дождь начинается»
Педагог: «Смотрите ребята, кажется, дождь начинается. Ой, мне на
ладошку упала капелька, а давайте их ловить (выполняют упражнение
«Дождь»). Дождь полил как из ведра. Сейчас я раскрою зонтик идите ко мне
скорей (выполняют упражнение «Зонтик»). Вот и дождь закончился, но
посмотрите, сколько воды натекло, целое море (проводится игра «Морское
путешествие»). Солнце высушило почти всю землю, остались только лужи,
но мы же не хотим снова промокнуть, поэтому лужи мы будем обходить
(проводится игра «Ниточка – иголочка»). Ребята, кажется, мы с вами
заблудились, и нас начинает почему-то засасывать, же это же болото!
(выполняют упражнение «Болото»). Ребята, посмотрите, на небе опять
собираются облака, давайте их разгоним нашими дружными хлопками
(выполняют упражнение «Дружные хлопки»). Молодцы, разогнали все
облака и сейчас, на небе появится радуга (выполняют упражнение «Радуга»).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».