ПДО Гумерова Ж.С

Содержание
1. Целевой раздел
1.1.

Пояснительная записка

2. Содержательный раздел
2.1. Учебный план
2.2. Содержание учебной программы
2.3. Система оценки достижения планируемых результатов
2.4. Календарный учебный график
3. Организационный раздел
3.1. Методическое обеспечение программы
3.2. Кадровое обеспечение программы
3.3. Приложения

Раздел 1 Целевой раздел
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
художественной
направленности «Декоративно-прикладное
творчество»
направлена на гармоничное развитие личности и творческой самореализации
ребенка. Программа направлена выявить и развить творческие способности,
открыть в себе индивидуальность, реализовать себя в творчестве и в общении со
сверстниками, а также на формирование у воспитанников собственных навыков,
умений и творческих способностей. А знакомство с народным декоративноприкладным творчеством способствует формированию национальному
самосознанию, взаимопониманию и взаимопроникновению культур, формирует
этническую толерантность, что способствует повышению общей культуры
ребенка.
Декоративно-прикладное
творчество
является
составной
частью
художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в
образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к
пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами
выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся
складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно
способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает
широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами
федеральных
образовательных
стандартов». Приобщение
подрастающего
поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с
рукодельными работами, можно считать значимой частью обучения и воспитания
детей.
Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в
становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого
потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической
культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические
умения и навыки в области художественного творчества, дети получают
возможность удовлетворить потребность в созидании реализовать желание что-то
создавать своими руками.

1.1. Пояснительная записка
Из всего многообразия видов творчества декоративно–прикладного
искусства, творчество является, наверное, самым популярным. Оно
непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано
эстетически, формировать, оформлять быт людей и среду их обитания.
Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного
искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления
детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления,
проявить фантазию, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение
всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративноприкладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания
предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания
эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные
представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Декоративно-прикладное творчество» имеет художественную
направленность и базовый уровень освоения. Программа позволяет детям
путем систематических занятий приобрести и овладеть теоретическими знаниями
и практическими навыками работы с различными материалами, направленными
на воспитание художественно-эстетического вкуса и сформировать интерес к
декоративно-прикладному искусству, а также содействовать формированию
всесторонне развитой личности и удовлетворить свою потребность в общении,
самоутверждении и самовыражении.
Актуальность разработки
программы
«Декоративно-прикладное
творчество» обуславливается социальным заказом детей и родителей на
программы, направленные на раскрытие истоков народного творчества,
формирование представлений о народном мастере, как творческой личности,
выявление и развитие художественно-творческой активности детей в процессе
изучения разных направлений декоративно-прикладного искусства. Тема ручного
труда становится актуальной, ведь современные дети практически не
занимаются развитием творческого воображения, не получают определенных
конструкторских
навыков.
Успехи в декоративно-прикладном искусстве
рождают у детей уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер
нерешительности, робости перед новым видом деятельности. У них
воспитывается готовность к проявлению творчества во всем.
Отличительной особенностью программы «Декоративно-прикладное
творчество» является вариативность - детям дается право выбора изделия,
техники его выполнения, материалов и технологий, что очень важно для детей.
Такой
подход
рассчитан
на
большую
эффективность
обучения,
заинтересованность детей в приобретении широкого круга разнообразных знаний
и навыков в изготовлении изделий из различных материалов.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает
возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у

обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей,
нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
программа развивает личностные качества и психические процессы у учащихся. В
ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Такой труд
способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки,
совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении
действий. Изготовление изделий из различных материалов большое влияние
оказывает на умственное развитие детей, на развитие их творческого мышления.
Чередование занятий различных видов рукоделия дает ребенку
возможность найти себя в одной из разновидностей творчества и наиболее
полно реализовать свои креативные способности. Кроме того, ручной труд,
развивает мелкую моторику рук. В.А. Сухомлинский утверждал: "Истоки
способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой
мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее
ребёнок".
Каждый ребёнок по своей природе - творец. Но, как правило, его
творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью
реализуются. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей
высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами и
комбинируя их, дети получают возможность создавать высокохудожественные
изделия с применением различных техник. Данная программа дает полное
представление о декоративно – прикладном творчестве как об искусстве, его роли
в жизни человека; расширяет вариативность применения различных техник в
декорировании предметов быта, аксессуарах, дизайне интерьеров; углубляет
знания о природе и искусстве; организует художественно - творческую
деятельность обучающегося направленную на преображение окружающего мира.
Цель программы: развитие мотивации детей к занятиям различными
видами декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
- познакомить с историей
и
современными направлениями
развития
декоративно-прикладного творчества;
- научить технологиям разных видов рукоделия,
владеть инструментами и
приспособлениями, необходимыми в работе;
- развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию,
творческие способности;
- прививать эстетический и художественный вкус, мотивацию на творческую
деятельность;
- создавать дружескую среду вокруг самоопределяющейся личности,
развивать коммуникативные способности;
- воспитывать самостоятельное художественное творчество, устойчивый
интерес к декоративно-прикладному искусству.
Адресат программы

В объединении занимаются
дети 8-18 лет с различным уровнем
развития способностей, на основании заявлений от родителей (законных
представителей). Учебные группы из 15-10 человек формируются по возрасту,
могут быть разновозрастными.
Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий
Учебные
занятия
проводятся с
использованием
одного
или
комбинирования нескольких методов и приемов, выбор методов обучения
определяется с учетом возможностей воспитанников: возрастных и
психофизических особенностей детей, возможностей МТБ.
Объяснительно-иллюстрированный метод, с него, как правило,
начинается обучение. Суть его состоит в предъявлении
обучающимся
информации разными способами - зрительным, слуховым, речевым и др.
Возможные формы этого метода: сообщение информации (рассказ, лекции),
демонстрация разнообразного наглядного материала. Этот метод направлен на
усвоение знаний.
Репродуктивный метод – направлен на формирование навыков и умений,
то есть умений многократно воспроизвести (репродуцировать) действия. Его
формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа,
повторение описания наглядного изображения объекта. Репродуктивный метод
допускает
применение тех
же средств, что
и объяснительноиллюстрированный: слово, средства наглядности, практическая работа.
Исследовательский метод – направлен на самостоятельное решение
творческих задач. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление
одной или нескольких сторон творческой деятельности. При этом необходимо
обеспечить доступность творческих задач, их дифференциацию в зависимости
от подготовленности того или иного обучающегося. Его формы: проблемные
задачи, опыты и т. д. Сущность этого метода состоит в творческом добывании и
поиске способов деятельности.
Использование этих методов на учебных занятиях осуществляется с
учетом его специфики, задач, содержания.
Программа реализует систему развивающего обучения с направленностью на
развитие творческих качеств личности.
Для реализации принципа единства обучения, воспитания и развития
личности используются различные формы учебных занятий и массовой
работы с детьми:
•
занятия в учебном кабинете;
•
коллективная работа;
•
индивидуально-практическая работа;
•
консультация;
•
выполнение творческих работ;
•
игра;
•
внеаудиторные занятия: учебная экскурсия;
•
творческие выставки;
•
состязательные мероприятия: соревнования, конкурсы и др.

При реализации программ могут использоваться следующие формы
обучения: очная, очно-заочная, заочная, в том числе, с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Допускается сочетание различных форм обучения. Предусматриваются как
аудиторные, так и внеаудиторные занятия, которые проводятся по группам,
подгруппам, индивидуально или со всем составом объединения.
Задания каждого года обучения адаптированы к возрасту обучающихся
и построены с учетом их возможностей. В разновозрастных группах
применяется методика дифференцированного обучения: при такой организации
учебно-воспитательного процесса излагается новый материал всем учащимся
одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня
сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки
каждого). Также предусмотрены занятия в творческой группе.
Объем и сроки реализации программы
Занятия проводятся в отдельном учебном кабинете Дома детского
творчества пгт.Шахтерск, срок реализации программы 3 года, по 2 раза в
неделю по 6 часов всего 216 в год, формы организации занятий: со всей
группой, по подгруппам, индивидуально (в соответствии с Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
Планируемые результаты
В конце изучения курса обучающиеся, прошедшие обучение по программе,
должны получить общие знания о декоративно-прикладном искусстве.
Обучающиеся 1 года должны знать:
1. О месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
2. Знать виды декоративно-прикладного искусства;
3. Название и назначение ручных инструментов и приспособлений (иглы,
ножницы и др.);
4. Правила безопасности труда при работе указанными инструментами;
5. Уметь организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом
и поддерживать порядок во время работы;
6. Уметь под руководством педагога проводить анализ изделия, планировать
последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата
практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку.
Обучающиеся 2 года должны знать:
1. Правила техники безопасности;
2. Виды и свойства материалов;
3. Основные техники;
4. Проявлять индивидуальные творческие способности при работе с изделием;
5. Уметь последовательно вести работу;

6. Планировать свои действия на отдельных этапах работы;
7. Контролировать, корректировать и давать оценку результатов своей
деятельности; включаться в диалог, в коллективное обсуждение,
проявлять инициативу и активность;
8. Работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных.
Обучающиеся 3 года должны знать:
1. Правила техники безопасности;
2. Основы композиции и цветоведения;
3. Виды и свойства материалов;
4. Основные техники;
5. Условия обозначения;
6. Последовательность изготовления изделий.
Должны уметь:
1. Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
2. Составлять композиции согласно правилам;
3. Правильно пользоваться инструментами и оборудованием;
5. Четко выполнять основные техники;
6. Свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов,
инструкционно-техническими картами и составлять рабочие рисунки
самостоятельно;
7. Изготовлять изделия на основе изученных приемов и техник;
8. Выполнять отдельные элементы и сборку изделий.

2.

Содержательный раздел
2.1. Учебный план

Календарный учебный график
№
1
2
3
4
5

Содержание
Начало учебного года
Окончание учебного года
Адаптационный период
Промежуточная аттестация
Зимние каникулы

6

Промежуточная аттестация

7
8

Продолжительность учебного года
Летние каникулы

1год обучения
06.09.2022г
30.05.2023г
24.12.2022г
31.12.202208.01.2023
22.05.2023г

2год обучения
06.09.2022г
30.05.2023г
24.12.2022г
31.12.202208.01.2023
23.05.2023г

36 недель
30.05.2023г06.09.2023г

36 недель
30.05.2023г06.09.2023г

2.2. Содержание учебной программы
№
1

Раздел, тема
Вводное занятие

2

Основы ИЗО
деятельности
2.1. Основные
художественнокомпозиционные
черты и приемы
Работа с бумагой
3.1. Оригами –
кусудама - квилинг
3.2. Гофрированная
бумага

3

4

Работа с тканью,
пряжей
4.1. Лоскуты,
обереги

5

Работа с бисером
5.1. На основе
проволоки
5.2. На основе лески

6

Лепка

Краткое содержание
1г.об.
Содержание
Теория: Знакомство с обучающимися, сбор информации.
Инструктаж по ТБ.
Практика: вводной контроль.
Теория: понятия - линии, цвет, асимметрия, выразительность:
нетрадиционная техника рисования.
Практика: организация рабочего места, применение полученных
знаний в рисунке, обсуждении образцов работ в различных
техниках.
Теория: История бумаги. Бумага в жизни современного
человека. Виды бумаги (картон, писчая, для рисования и
черчения, ксероксная, упаковочная, гофрированная и др.).
Бумага
в декоративно-прикладном
творчестве. Техника
оригами-кусудама-квилинг. Последовательность выполнения
работ.
Практика: организация рабочего места, выполнение работ в
технике кусудама-квилинг, изделий из гофрированной бумаги.
Теория: История ткани. Виды тканей, пряжи. Ткань и пряжа в
современном
рукоделии. Инструменты и материалы в
лоскутной технике. Последовательность выполнения работ.
Практика: организация рабочего места, работа в лоскутной
технике.
Теория: История бисерного рукоделия. Изделия из бисера.
Материалы
и
инструменты. Техники
бисероплетения.
Последовательность выполнения работ.
Практика: организация рабочего места, выполнение работ в
различных техниках бисероплетения.
Теория: материалы и инструменты, основы ручной лепки.

6.1. Соленое тесто
7

8

9
10

Работа с
природным,
бросовым др.
материалами
7.1. Природный
материал
7.2. Бросовый
материал
7.3. Филигрань
(Джут)
7.4. Декупаж
Вышивка
8.1. Художественная
8.2. Бисером,
пайетками
Проектная
деятельность
Коллективная
творческая работа

11

Самостоятельная
творческая работа

12

Работа по темам
конкурсов

13

Воспитательные
мероприятия

14

Итоговое занятие

№
1

Раздел, тема
Вводное занятие

2

Основы ИЗО
деятельности
2.1. Основы
композиции,
декорирование
Работа с бумагой
3.1. кусудама квилинг

3

Свойства материалов. Последовательность выполнения работ.
Практика: выполнение работ из соленого теста.
Теория: материалы и инструменты. Знакомство с техниками:
декупаж.
Свойства
материалов.
Последовательность
выполнения работ.
Практика: организация рабочего места, выполнение работ в
изученных техниках.

Теория: история, виды вышивки. Материалы и инструменты
для вышивки. Свойства
материалов. Последовательность
выполнения работ.
Практика: организация рабочего места, вышивка нитками
(мулине), бисером, пайетками.
Теория:
Выбор техники. Последовательность выполнения
задуманного.
Практика: организация рабочего места,
Теория:
Выбор техники. Последовательность выполнения
задуманного. Коллективное обсуждение работ.
Практика: организация рабочего места,
Теория:
Знакомство
с Положениями конкурсов. Выбор
номинации,
техники.
Последовательность
выполнения
задуманного.
Практика: организация рабочего
места, выполнение
конкурсной работы.
Теория: Беседы по темам мероприятий. Беседы по правилам
поведения при проведении массовых мероприятий.
Практика: участие в воспитательных мероприятиях.
Теория: проведение итогового контроля (тестирования) опроса
по изученным темам.
Практика: выполнение контрольных заданий.
Подведение итогов за учебный год.
Краткое содержание
2г.об.
Содержание
Теория: повторение ранее изученного, сбор информации,
уточнение расписания и др.
Практика: анкетирование, тестирование.
Теория: понятия – композиция, декорирование
Практика: организация рабочего места, освоение приемов
рисования, составления композиций.
Теория:
Техника оригами-кусудама-квилинг. Изделия из
гофрированной бумаги. Последовательность выполнения работ.
Практика: организация рабочего места, выполнение работ в

4

5

6

7

8

3.2. работа с
гофрированной
бумагой
Работа с тканью,
пряжей
4.1. Лоскуты

технике кусудама-квилинг.

Работа с бисером
5.1. На основе
проволоки
5.2. На основе лески
Лепка
6.1. соленое тесто

Теория: Новые изделия из бисера. Материалы и инструменты.
Последовательность выполнения работ.
Практика: организация рабочего места, выполнение работ в
различных техниках бисероплетения.
Теория:
Технологические приемы. Последовательность
выполнения работ.
Практика: выполнение работ из соленого теста.
Теория: Ваза из бутылки, технологические приемы работы с
различными материалами (бросовый материал, декупаж).
Практика: организация рабочего места, выполнение работ в
изученных техниках.

Работа с
природным,
бросовым др.
материалами
7.1. Бросовый
материал
7.2. Декупаж
Вышивка
8.1. Художественная
8.2. Бисером,
пайетками

9

Проектная
деятельность

10

Коллективная
творческая работа

11

Самостоятельная
творческая работа

12

Работа по темам
конкурсов

13

Воспитательные
мероприятия

14

Итоговое занятие

Теория:
лоскутная куколка. Инструменты и материалы в
лоскутной технике. Последовательность выполнения работ.
Практика: работа в лоскутной технике (куколка из лоскутов).

Теория: виды вышивок. Свойства материалов. Технологическая
последовательность выполнения работ.
Практика: организация рабочего места, вышивка нитками
(мулине), бисером, пайетками.
Теория:
Что такое проект? Виды
проектов. Правила
составления проекта. Этапы выполнения и реализации.
Практика: сбор информации, составление творческого проекта.
Защита творческого проекта.
Теория: Выбор темы, техники. Последовательность выполнения
задуманного. Коллективное обсуждение работ.
Практика: организация рабочего места, разработка эскизов,
изготовление коллективной работы.
Теория: Выбор темы, техники. Последовательность выполнения
задуманного.
Практика: организация рабочего места, разработка эскизов,
изготовление изделий по задуманным эскизам.
Теория:
Знакомство
с Положениями конкурсов. Выбор
номинации,
техники.
Последовательность
выполнения
задуманного.
Практика: организация рабочего
места, выполнение
конкурсной работы.
Теория: Беседы по темам мероприятий. Беседы по правилам
поведения при проведении
массовых мероприятий, при
проведении экскурсий и др.
Практика: участие в воспитательных мероприятиях.
Теория: проведение итогового контроля по изученным темам.
Практика: выполнение контрольных заданий.
Подведение итогов за учебный год.
Краткое содержание
3 г.об.

№
1

Раздел, тема
Вводное занятие

2

Основы ИЗО
деятельности
2.1. Основы
композиции,
декорирование
(плоскостное,
объемное)

3

Работа с бумагой
3.1. Квилинг
3.2. Цветы из
конфет

Теория: Техника квилинг. Последовательность выполнения
работ.
Практика: организация рабочего места, выполнение работ в
технике кусудама-квилинг.

4

Работа с тканью,
пряжей
4.1. Лоскуты
4.2. Ручное
ковроделие

5

Работа с бисером
5.1. На основе
проволоки
5.2. На основе
лески
Лепка
6.1. Холодный
фарфор, соленое
тесто

Теория: История ткани. Виды тканей, пряжи. Ткань и пряжа в
современном рукоделии. Инструменты и материалы в лоскутной
технике, ручном ковроделии. Последовательность выполнения
работ.
Практика: организация рабочего места, работа в лоскутной
технике, ручном ковроделии.
Теория: Новые изделия из бисера. Материалы и инструменты.
Последовательность выполнения работ.
Практика: организация рабочего места, выполнение работ в
различных техниках бисероплетения.

6

7

8

9

Работа с
природным,
бросовым др.
материалами
7.1. Природный
материал
7.2. Бросовый
материал
7.3. Филигрань
(Джут)
7.4. Декупаж
Вышивка
8.1.
Художественная
8.2. Бисером,
пайетками
Проектная
деятельность

Содержание
Теория: повторение ранее изученного. Инструктаж по ТБ.
Знакомство с планом работы на уч.год.
Практика: анкетирование, тестирование.
Теория: понятия – лепнина, рельеф, барельеф и др., особенности.
Практика: организация рабочего места, освоение приемов.

Теория:
состав холодного фарфора, изделия из него.
Технологические приемы. Последовательность
выполнения
работ.
Практика: выполнение работ из холодного фарфора, соленого
теста
Теория: Технологические приемы
работы с различными
материалами (филигрань, декупаж).
Практика: организация рабочего места, выполнение работ в
изученных техниках.

Теория:
Свойства
материалов.
Технологическая
последовательность выполнения работ.
Практика: организация рабочего места, вышивка нитками
(мулине), бисером, пайетками.
Теория: Последовательность составления творческого проекта.
Этапы выполнения и реализации.
Практика: сбор информации, составление творческого проекта.
Защита творческого проекта.

10

11

12

13

14

Теория: Выбор темы, техники. Последовательность выполнения
Коллективная
творческая работа задуманного. Коллективное обсуждение работ.
Практика: организация рабочего места, разработка эскизов,
изготовление коллективной работы.
Самостоятельная Теория: Выбор темы, техники. Последовательность выполнения
творческая работа задуманного.
Практика: организация рабочего места, разработка эскизов,
изготовление изделий по задуманным эскизам.
Теория:
Знакомство
с Положениями конкурсов. Выбор
Работа по темам
номинации,
техники.
Последовательность
выполнения
конкурсов
задуманного.
Практика: организация рабочего места, выполнение конкурсной
работы.
Теория: Беседы по темам мероприятий. Беседы по правилам
Воспитательные
поведения при проведении
массовых мероприятий, при
мероприятия
проведении экскурсий и др.
Практика: участие в воспитательных мероприятиях.
Итоговое занятие Теория: проведение итогового контроля по изученным темам.
Практика: выполнение контрольных заданий.
Подведение итогов за учебный год.

2.3. Система оценки достижения планируемых результатов
На занятиях используются разные виды контроля:
- Текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью
обучающегося в процессе занятий;
- Промежуточный - (выставки, тестирование);
- Итоговый – открытые и зачетные занятия, тестирование, результативное
участие в городских, муниципальных и областных выставках, конкурсах и др.
Способы отслеживания результативности.
Для определения успешности
овладения обучающимися содержания
программы используются следующие методы отслеживания:
- мониторинг образовательной деятельности детей;
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ.
Так же проводится педагогическое наблюдение и тестирование. Результаты
участия в конкурсах, выставках различного уровня, начиная от участия в
выставках объединения и заканчивая городскими, региональными и
всероссийскими конкурсами, также являются одним из способов отслеживания
результатов реализации программы. Документарная форма подведения итогов
реализации ДООП
используется для проведения своевременного анализа
результатов.
- Тестирование,
- Контрольные вопросы,
- Зачет,
- Презентация творческих работ,
- Опрос,
- Выставка и др.
Проведение итоговой аттестации по дополнительным
общеобразовательным общеразвивающим программам не предусмотрено.
Важнейшим звеном деятельности является учет, проверка знаний, умений и
навыков учащихся.
Критерии оценки уровня знаний, умений и навыков по программе.
1.
Работа с инструментами:
- соблюдает технику безопасности при работе с острыми, режущими и горячими
инструментами, электроприборами;
- правильно выбирает нужные для обработки инструменты, и пользуется ими
четко и правильно;
- умеет пользоваться схемами.
2.
Работа с тканью:
- правильно и экономно располагает выкройки (лекала) на ткани;
- аккуратно и правильно вырезает детали из ткани;
- выполняет работу четко и быстро;
3.
Качество выполнения технологических операций.
- правильно подбирает толщину и длину проволоки;
- правильно и качественно изготавливает детали;
- соблюдает последовательность технологических операций.
4. Качество сборки и оформления изделий.
- соблюдает последовательность и аккуратность при сборке изделия;

- соблюдает последовательность и аккуратность при сборке изделия, композиции;
- оценка качества выполненной работы в целом.
5. Творчество, фантазия, креативность.
- проявляет нестандартный подход к изготовлению изделий, вносит изменения,
улучающие их внешний вид;
- самостоятельно подбирает цветовую гамму изделия, композиции;
- проявляет активность, инициативность, желание экспериментировать;
- проявляет выдумку и фантазию при изготовлении изделий и композиций.
6. Знание основы ИЗО деятельности.
- знает основы цветоведения;
- знает правила и владеет навыками составления композиций.
7. Знание последовательности технологического процесса.
- знает название специальных инструментов;
- знает название и последовательность технологических операций;
- умеет объяснять правила обработки и сборки изделия.
8. Организация рабочего места.
- поддерживает порядок на рабочем месте во время занятий и наводит порядок по
окончании работы.
Оценка критериев:
0 баллов – критерий не выполняется; 1 балл – критерий выполняется плохо; 2
балла - критерий выполняется хорошо; 3 балла - критерий выполняется отлично.

№
1.
2.

Список
обучающихся

Таблица результатов:
Показатели
1
2 3 4 5 6 7

8

Общий Уровень
балл

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Методическое обеспечение
Программа «Декоративно-прикладное творчество» направлена на
создание условий для социального культурного самоопределения, творческой
самореализации личности ребенка; на развитие мотивации личности ребенка
к познанию и творчеству;
составлена с учетом следующих принципов
дидактики:

принцип доступности и последовательности (от простого к сложному);

принцип наглядности (использование наглядных пособий);

принцип связи теории с практикой (сочетание теоретических знаний с
практическими умениями и навыками);

принцип результативности;

принцип актуальности;

принцип природосообразности (приоритет природных возможностей
ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);

принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления,
уверенности в своих силах;

принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных
возможностей и способностей каждого ребенка;

принцип сотрудничества участников образовательного процесса и
доступность обучения;

принцип культуросообразности: знакомство с историей, с рукоделием
разных народов;

принцип интеграции: разных форм и техник.
Для успешной реализации программы и достижения поставленной цели
необходимо:
•
помещение для проведения занятий – учебный кабинет, ученическая
мебель, доска, стенды;
•
МТБ (материалы, инструменты, оборудование и др.)
•
методическое обеспечение: книги, журналы, схемы, таблицы, образцы,
метод литература;
•
знания и соблюдение правил ТБ.
Т.к. сейчас значительное внимание уделяется инклюзивному образованию, в
группе могут обучаться дети с ОВЗ. Занимаясь рукоделием в коллективе, дети
чувствуют себя более уверенными, у них развиваются коммуникативные
навыки и др., что позволяет детям с ОВЗ легче адаптироваться в обществе.
При реализации образовательной программы «Декоративно-прикладное
творчество» используются педагогические технологии, адекватные целям и
задачам:
•
личностно-ориентированная технология обучения и воспитания;
•
технология коллективного взаимодействия;
•
технология индивидуализации обучения;
•
здоровьесберегающая технология;
•
технология творческой деятельности.
Содержание деятельности детского объединения предполагает:

участие обучающихся объединения в культурно-массовых мероприятиях
района, города (Масленица, День защиты детей, 8 Марта, 9 Мая и др.) с целью
гражданско-патриотического воспитания;
участие в выставках, конкурсах, фестивалях районного, городского,
областного, федерального и международного уровней, целью которых является
постепенное повышение уровня самореализации детей, и мотивации к
творчеству;
Детское творчество реализуется в умении создать декоративные
композиции, в умении применять необходимые знания и навыки, полученные
в результате обучения.

3.2. Кадровое обеспечение
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Декоративно-прикладное творчество» обеспечивается педагогом
дополнительного образования, имеющим среднее профессиональное образование,
соответствующее
направленности,
и
отвечающее
квалификационным
требованиям и профессиональным стандартам.
Материально-технические условия реализации программы
Занятия проводятся в специально оборудованном помещении –
соответствующем санитарно – гигиеническим нормам, помещение проветривается
и хорошо освещается. Техническое оснащение и мебель (столы, стулья, шкафы)
отвечают требованиям, предъявляемым к детскому оборудованию.
Материально-техническое оснащение занятий включает в себя набор
оборудования для занятий, инструменты для работы с природными
материалами, с тканью, бумагой который выполняется и разнообразится
необходимыми для конкретного задания материалами и приспособлениями.

Список литературы
1. А. Магина «Бисер» плетение и вышивка, Москва, 1999.
2. Авдонина М. «Бисер», Эксмо-Рес, 2000 г.
3. Автор составитель О.Я. Воробьева «Декоративно-прикладное творчество» 5-9
кл.- Волгоград: «Учитель», 2009.
4. Авторы - Н.В. Гросул, Е.И. Коротеева, О.И. Радомская, Т.А. Копцева, Е.В.
Копцев, Е.В. Сорокина, Л.Л. Алексеева, И.М. Красильникова, Э.И. Гуткина, Е.П.
Олесина, М.С. Бережная, О.Д. Никитин, Е.С. Медкова, Е.А. Ермолинская, И.Е.
Кулагина, Л.Н. Мун «Программы дополнительного художественного
образования детей в каникулярное время» - Москва: «Просвещение», 2007.
5. Авторы составители А.В. Жадаева, А.В. Пяткова «ТЕХНОЛОГИЯ Творческие
проекты: организация работы» - Волгоград: «Учитель», 2012.
6. Авторы составители Л.В. Горнова, Т.Л. Бычкова, Т.В.Воробьева, Н.Н. Горбатова,
Н.П. Конькова, И.Н. Пестова «Студия декоративно-прикладное творчества»
7. Баскова Т.Н. «Бисер. Уроки труда в начальной школе» Санкт-Петербург,
«Паритет», 2006г.
8. Божко Л.«Бисер», 2006 г.
9. Е. Артамонова. «Бисер» практическое руководство, Эксмо, Москва, 2005 г.
10. Керол Тейлор. Бисер. – Москва: Эксмо-пресс, 2000.
11. Ковычева Е.И. Народная игрушка. Учебное пособие./ УдГУ.: Ижевск, 2006.
12. Кузьмина Е.В., Четина Е.В. Пасхальные сувениры. – Ростов-на-Дону: Феникс,
2006.
13. Куликов К.И. Возрожденная древность. Народное декоративно-прикладное
искусство Удмуртии. Альбом. – Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2005.
14. Леви С. «Вышивка бисером и блестками», Москва 2005 г.
15. Лындина Ю. «Фигурки из бисера», Москва, 2004 г.
16. Маркман Л. «Бисерная фантазия»,- Москва, 1999 г.
17. Морас И. «Животные из бисера», АРТ-РОДНИК, 2008г.
18. Склотнева Е. «Бисерная фантазия», Москва, 1999 г.
19. Федотова М., Валюх Г. «Цветы из бисера», Москва , 2005г.
20. Фиалковская С.В. «Букеты из конфет» - ООО «Издательство АСТ», 2014г.
21. Штефани Ван Дер Линден «Вязание на спицах» - ЭКСМО, Москва, 2013г.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Список литературы
для родителей и детей:
Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль, 2001.
Белова Н. Веселая компания. – Москва: Олма-пресс, 1998. (две книги)
Зайцева И.Г. Мягкая игрушка. – Москва: МСП, 2004.
Фарофошина Н.В. Мягкая игрушка. – Удмуртия: Алфавит, 1994.
Фиалковская С.В. «Букеты из конфет»: ООО «Издательство АСТ», 2014г.
Чурзина Н. Игрушки своими руками. – Москва: Олма-пресс, 1999.
Штефани Ван Дер Линден «Вязание на спицах» ЭКСМО, Москва, 2013г.

Приложение №

Методические рекомендации
Овладение декоративно-прикладным искусством начинается с изготовления
изделий по образцу путем прямого повторения за педагогом.
Не перегружать детей и создавать условия для самовыражения и развития
конструктивной деятельности.
Эффективность
обучения
повышается
при
введении
элементов
проблемности.
Постановка и решение проблемных задач развивает творческие способности,
делает труд более осмысленным. Очень важно озадачить обучающегося поиском
самостоятельного решения, а не сразу давать готовый ответ.
Содержание теоретических сведений согласовываются с характером
практических работ. Практическая работа на занятиях не является жестко
регламентированной.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».