ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Музыка - это великое, никогда не увядающее искусство. Оно
окружает человека с древнейших времен, и по сей день. Особенно много
музыки звучит сегодня.
С древности человек на каждом шагу встречался с музыкой природы:
пением птиц, журчанием ручейка, ревом животных и др., что стало одним
из источников сознательно создаваемой им музыкой.
Музыкальные занятия в объединении «Школа дошкольника» - это
средство музыкального воспитания детей.
Цель программы: создание благоприятных условий для формирования
музыкальной культуры личности ребенка дошкольного возраста на
занятиях по музыкальному воспитанию.
Задачи:
Обучающие:
формировать интерес к музыке;
Развивающие:
развивать эстетическое восприятие, умение чувствовать характер
музыки;
развивать музыкальные способности: слух и певческий голос;
развивать навыки пения, движений под музыку;
Воспитывающие:
воспитывать уважение и любовь к песне.
Отличительные особенности программы:
Особенность программы в том, что она разработана для детей, которые
обучаются в объединении дополнительного образования и не посещают
детских садов. Структура занятия построена так, чтобы ребенок в игровой
форме получил определенные знания и умения в рамках программы
Музыкального воспитания дошкольников.
Образовательная программа составлена на основе типовой «Программы
воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой,
В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой допущенной Министерством образования и
науки РФ.
Данная образовательная программа рассчитана для детей 5,5 – 7 лет, не
посещающих детский сад. Срок реализации 1 год, занятия проводятся 2
раза в неделю, длительность занятий 30 мин.
Музыкальное сопровождение – синтезатор, фонограммы для детей. Основная
форма обучения - занятие. Занятия проводятся в игровой форме. Для
лучшего усвоения обучающего
материала используются различные
наглядные пособия (иллюстрации, портреты, муз. и видео записи, и т.д.).
Характеристика программы
Тип – дополнительная общеобразовательная программа.
Направленность – художественная.
Классификация:– познавательная, развивающая творческую личность.
Материально-техническое обеспечение
1. Учебный кабинет.
2. Актовый зал.
3. Синтезатор.
4. Музыкальный центр, компьютер, телевизор, DVD.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Нотный материал, подборка репертуара.
7. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
Выделяются следующие разделы: слушание музыки, исполнение песни,
музыкально –ритмические движения.
Слушание
Учить различать жанры музыкальных произведений (марш, танец,
песня). Формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.
Исполнение песни
Формировать певческие навыки. Способствовать развитию навыков
пения.
Содействовать проявлению самостоятельности и творческому
исполнению песен.
Музыкально-ритмические движения
Формировать и развивать чувство ритма, умение передавать через
движения характер музыки. Способствовать формированию навыков
исполнения танцевальных движений (приставной шаг с приседанием, шаг с
приседанием, с продвижением вперед и т.д.). Формировать танцевальное
творчество.
Ожидаемый результат:
В результате освоения программы, обучающиеся должны знать и уметь:
- различать и определять к какому жанру принадлежит прослушанное
произведение (песня, марш, танец);
- различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев);
- внимательно слушать музыку, определять общее настроение;
- петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и
музыкально;
- выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки;
- выполнять танцевальные движения;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п\п
1.
2.
3.
Наименование разделов и тем
Вводные занятия
Слушание музыки.
- «Пусть всегда будет солнце» муз.
Островского
- «Здравствуй,
Родина
моя» муз.
Чичкова
- «Детская полька» муз. Глинки
- «Кавалерийская» муз. Кабалевского
- «Песня жаворонка» муз. Чайковского
- «Колыбельная» муз. Моцарта
Исполнение.
Упражнения на развитие слуха и
голоса
-«Лесенка» муз. Тиличеевой
- «Василек» рус. нар. муз.
- «Горошина» муз. Карасевой
Песни:
-Здравствуй Осень
- «По малину в сад пойдем» муз. А.Д.
Филипенко
- «Урожай» - муз. Филипенко
«Частушки»
(Ай-ай-ай)
муз.
Раухвергера
- «Зимняя песенка» муз. Красева
- «Елочка – смолистая» муз. Тиличеевой
- « Что такое Новый год?» муз.Ю.
Чичкова, сл. М. пляцковского
- «Наша Родина
сильна» муз.
Филипенко
- «Будущий солдат» муз. Д. трубачев;
сл. В. Трубачева
- «Стой, кто идет?» муз. СоловьеваСедого
- «Солнечная капель» муз.С. Соснина,
сл. И. Вахрушева
- «Мама» муз. и сл. А. Петрящева
- «Хорошо рядом с мамой» муз.
Филипенко
- «Мы дружные ребята» муз. Разоренова
- «Моя семья» муз. и сл. А. Ермолова
- «Голубой вагон» муз. В. Шаинского
- «Белые
кораблики» муз. В.
Шаинского
- «В школу» муз. Тиличеевой
-«Выпускная» муз. и сл. А. Ермолова
кол-во часов
теория практ всего
3
3
3
12
15
-
9
9
45
45
Форма
контроля
прослушивание
наблюдение,
опрос
Анализ
активности
4.
5.
Музыкально-ритмические движения:
- « Веселые ладошки».
- « Выставление ноги на пятку».
- « Выставление ноги на носок».
- « Хлоп-хлоп, топ-топ».
- « Отойди и подойди».
- « Громко – тихо».
- « Учим шаг польки».
- «Приставной шаг польки».
(Звуковой учебник танца. Выпуск № 6.
Элементы танца.
- «Ходим бодрым и спокойным шагом».
- « Марш».
- «Пружинки и поднимания на
полупальцы».
- «Пружинки ипрыжки».
- «Шаг с высоким подъемом ног и
поскоки».
- «Мячики».
- «Как звучит музыка?».
- «Мальчики идевочки».
- «Качание рук».
- « Легкие и тяжелые руки».
Промежуточное и итоговое занятие.
итого
33
33
-
3
3
29
79
108
Анализ
активности
Выступление
Краткое содержание программы
1. Вводные занятия
Знакомство
безопасности.
с
детьми.
Знакомство
с
учреждением.
Техника
2. Слушание музыки
Теория –
Знакомство детей с музыкой композиторов классиков:
русских - М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Д.Б. Кобалевского; зарубежных –
В.А. Моцарта.
Формирование устойчивого интереса к музыке, при слушании. Узнавание
различного характера (грустный – веселый), жанры музыки (марш, танец,
колыбельная). Знакомство с инструментальной и оркестровой музыкой
(фортепиано, балалайка, баян, труба, скрипка и т.д.);
Практика
Рисование музыки – ( грустная – холодные цвета, веселая –
теплые цвета); Узнать и продемонстрировать муз. жанр (маршируем, танцуем,
качаем куклу); Запоминаем, узнаем,показываем, играем на дет. муз.
инструментах).
3. Исполнение
Практика.
На первых музыкальных занятиях - постановка голоса.
При постановке голоса используется учебно-тренировочный :
скороговорки, попевки ( едет-едет паровоз, музыкальная лесенка и т.д.)
Знакомство с песенным творчеством и техникой исполнения. Учить петь
выразительно, без напряжения, протяжно, подвижно, согласовано. В
пределах (до - си 1-ой октавы ). Развивать вокальный слух и певческий
голос. Воспитывать уважение и любовь к песне, как особо значительной
области музыкальной культуры.
4. Музыкально-ритмические движения
Практика
Они включают в себя: Игры, ритмические упражнения, элементы
танцевальных движений.
На занятиях разучиваются и осваиваются элементарные танцевальные
движения.
Учить выразительным и осмысленным движениям под музыку.
Развивать танцевальное творчество. Способствовать дальнейшему развитию
навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично
двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.
В музыкальных упражнениях сочетают движения с музыкальным
сопровождением и пением под музыку в умеренном или быстром темпе.
5. Итоговые занятия
Подведение итогов учебного года.
Анализ творческой деятельности за год, выступление на выпускном концерте,
поощрения.
Используемая литература:
1. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и
обучения детей в детском саду», М., 2006 г.
2. Под редакцией Гербовой В.В., Комаровой Т.С. « Методические
рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», М.,
2006 г.
3. Зацепина М.Б. «Музыкальное воспитание в детском саду», М., 2006 г.
4. Зацепина М.Б. «Культурно-досуговая деятельность в детском саду» М.
2005 г.
5. Зацепина М.Б. «Праздники и развлечения в детском саду», М., 2005 г.
6. Журналы: «Музыкальный руководитель» № 3,4,5,6 - 2004 г., № 6 – 2006 г.,
№ 1 – 2007 г.
Приложениеи№1
Календарно-тематическое планирование.
№
месяц
1
сентябр
ь
Форма
зан-я
Колво
часо
в
Тема занятия
Место
проведения
Форма контроля
групповое
1,5
кабинет
наблюдение
2
групповое
1,5
1.Вводное зан-е. Т/б
при зан-и вокалом.
2. Слушание музыки.
Знакомство с музыкой.
кабинет
3
групповое
1,5
кабинет
4
групповое
1,5
5
групповое
1,5
6
групповое
1,5
7
групповое
1,5
групповое
1,5
9
групповое
1,5
10
групповое
1,5
11
групповое
1,5
12
групповое
1,5
13
групповое
1,5
Слушание: песня,
танец, марш.
Муз.ритм.игра.
Сушание осенней
песенки.
Распевка
«Муз.лесенка».Слушае
м и подпеваем.
Муз.игра «Ежики».
Разуч-е песни. Повтор
за педаг-гом.
Муз.ритм.упр-я
«Повтори за мной».
Слушание новой
песни.
Упр. «Муз.лестница».
Слуш-е колыбельной.
Качаем каклу. Повтор
за педагогом.
Муз.ритм-е упр-е
«Топ-хлоп».Слушание
колыбельной.
Слушание польки и
марша. Игра
«Муз.лестница».
Полька и марш – в чем
отличие? Игра «ну ка,
угадай ка».
Полька – узнали ли?
Повторное слушание.
Марш.
3. Пение. Игра
«Веселые ладошки».
Разучив-е песни « мы
дружные ребята
Анализ
заинтересованно
сти
8
октябрь
число
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
Анализ
активности
14
групповое
1,5
15
групповое
1,5
16
групповое
1,5
групповое
1,5
18
групповое
1,5
19
групповое
1,5
20
групповое
1,5
21
групповое
1,5
22
групповое
1,5
23
групповое
1,5
групповое
1,5
25
групповое
1,5
26
групповое
1,5
27
групповое
1,5
28
групповое
1,5
29
групповое
1,5
30
групповое
1,5
31
групповое
1,5
17
24
ноябрь
декабрь
ребята»
Ритм.движ-я под
музыку. Продолж-м
раз-ать песню.
Выставление ноги на
пятку. Прод-ем раз-ть
песню.
Муз.ритм-е движ-я.
Игра « Веселые
Ладошки»
Разучиваем осеннюю
песенку.
Скорогов-ки. Разуч-ем
песню.
Выставление ноги на
пятку. Прод-ем раз-ть
песню.
Муз.ритм-е движ-я.
Игра « Веселые
Ладошки». Разуч-е
песни.
Муз.игра
«Ежики».Закрепление
раз-мых песен.
Муз. игра «Василек».
Разуч-е новой песни.
Слушаем зимнюю
песню. Игра
«Снежинки».
Повтор песенки за
педагогом. Игра
«Василек».
Повтор песни с
педагогом. Движения
под музыку с показом.
Повтор песни с
педагогом. Движения
под музыку с показом
Повтор песенки за
педагогом. Игра
«Василек».
Слушаем зимнюю
песню. Игра
«Снежинки».
Играем и поеп. Песня
с движениями. Повтор
за педагогом.
Играем и поеп. Песня
с движениями. Повтор
за педагогом.
Играем и поеп. Песня
с движениями. Повтор
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
групповое
1,5
групповое
1,5
34
групповое
1,5
35
групповое
1,5
36
групповое
1,5
37
групповое
1,5
38
39
40
групповое
групповое
групповое
1,5
1,5
1,5
41
групповое
1,5
42
групповое
1,5
43
групповое
1,5
44
групповое
1,5
45
групповое
1,5
46
групповое
1,5
47
групповое
1,5
групповое
1,5
49
групповое
1,5
50
групповое
1,5
51
групповое
1,5
52
групповое
1,5
32
33
48
январь
феврал
ь
март
за педагогом.
Новогодние песни.
Пение с аккомп-ом с
педагогом.
Т/б при занятии
вокалом. Закрепление
выученых песен.
Муз.игра « Изобрази
под музыку знакомых
зверей».
Скорогов-ки для дошков. Повтор за пед-гом.
Муз.игра «Топ-хлоп».
Скорогов-ки для дошков. Повтор за пед-гом.
Муз.игра «Топ-хлоп».
Муз.игра « Изобрази
под музыку знакомых
зверей».
Раз-е новой песни.
Раз-е новой песни.
Раз-е песни про
армию. Повторяем за
пед-гом.
Танц-е движ-я с
показом педагога.
Танц-е движ-я с
показом педагога.
Поем и танцуем.
Повтор за пед-гом.
Поем и танцуем.
Повтор за пед-гом.
Подготовка к 23
февраля.
Выступление для пап.
Рисуем и поем.
«нарисуй песню».
Песня к 8 марта. Показ
педагогом. Разуч-е.
Песня к 8 марта. Показ
педагогом. Разуч-е.
Песня к 8 марта. Показ
педагогом. Разуч-е.
4.Муз.ритм-е
движения. Выступаем
для мам и
бабушек.Праздничный
концерт.
Танц-е движ-я с
показом педагога.
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
Актовый
зал ДДТ
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
Актовый
зал ДДТ
кабинет
Анализ
активности
53
групповое
1,5
54
групповое
1,5
55
групповое
1,5
56
групповое
1,5
групповое
1,5
58
групповое
1,5
59
групповое
1,5
60
групповое
1,5
61
групповое
1,5
62
групповое
1,5
63
групповое
1,5
64
групповое
1,5
групповое
1,5
групповое
1,5
57
65
66
апрель
май
Танц-е движ-я с
показом педагога.
Песня «солнечная
капель». Разуч-е с
движ-ми. Показ
педаго-ом.
Песня «солнечная
капель». Разуч-е с
движ-ми. Показ
педаго-ом.
Песня «солнечная
капель». Разуч-е с
движ-ми. Показ
педаго-ом.
«Весна пришла»рисуем и поем. Мое
настроение.
Муз.ритм. игра
«Ладошки». Повтор
танц-х движ-й.
Муз.ритм. игра
«Ладошки». Повтор
танц-х движ-й.
Повторяем! Игра
«Веселые ежики».
Разуч-е
нов.песни.Повтор за
пед-гом.
Повторяем! Игра
«Веселые ежики».
Разуч-е
нов.песни.Повтор за
пед-гом.
Скорог-ки для дошков. Подв-я игра « А ну
ка повтори!». Повтор
нов.песни.
Скорог-ки для дошков. Подв-я игра « А ну
ка повтори!». Повтор
нов.песни.
Скорог-ки для дошков. Подв-я игра « А ну
ка повтори!». Повтор
нов.песни.
Подготовка к
выпускному. Повтор и
закрепление разуч-х
песен с движениями. С
показом педагога.
Подготовка к
выпускному. Повтор и
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
67
групповое
1,5
68
групповое
1,5
69
групповое
1,5
70
групповое
1,5
71
групповое
1,5
72
групповое
1,5
закрепление разуч-х
песен с движениями. С
показом педагога
Подготовка к
выпускному. Повтор и
закрепление разуч-х
песен с движениями. С
показом педагога
Подготовка к
выпускному. Повтор и
закрепление разуч-х
песен с движениями. С
показом педагога
Подготовка к
выпускному. Повтор и
закрепление разуч-х
песен с движениями. С
показом педагога
Подготовка к
выпускному. Повтор и
закрепление разуч-х
песен с движениями. С
показом педагога
Выпускной праздник
«Ура, скоро в школу!»
Подведение итогов за
год.
кабинет
кабинет
кабинет
кабинет
Актовый
залДДТ
кабинет
выступаление
поощрения
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)