ПДО Максюта З.К

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА пгт.ШАХТЕРСК
УГЛЕГОРСКОГО городского округа Сахалинской области

Принята на заседании методического совет
Протокол № __
___________

УТВЕРЖДАЮ
М.В.Стольная
Директор МБОУ ДОД ДДТ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Ребенок и окружающий мир, художественная литература»
объединение «Школа дошкольника»
Уровень программы: базовый
Социально-педагогичекой направленности
Возраст: 4,5-7лет
срок реализации: 1 год

Составитель ПДО:
Максюта Зинаида Карловна

пгт.Шахтерск
разработана 2016г
внесены изменения 2021г.

Пояснительная записка
В период дошкольного детства при благоприятных условиях жизни интенсивно развивается
интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного отношения
к предметам и явлениям окружающей действительности.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и
эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка,
развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. Художественное
слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, постепенно обогащает новыми понятиями и
представлениями.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ребенок и окружающий
мир, художественная литература» в объединении «Школа дошкольника» основывается на принципе
единства воспитания и обучения, состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления
общественной жизни, природное окружение.
Программа составлена на основании типовой программы «Воспитание и обучение в детском саду» М.В.
Васильевой на основе министерства образования и науки Российской Федерации 20010г.
Программа основана на важнейшем дидактическом принципе, развивающем обучении и научном
положении П.С. Выгодского о том, что правильно организованное обучение и воспитание «ведет» за собой
развитие. Процесс обучения направлен на развитие внимания, восприятия, памяти, мышления,
воображения, речи, любознательности, а также умения сравнивать, анализировать, обобщать,
устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Для этого предусмотрен речевой и
иллюстративный материал, подобраны упражнения и игры.
Программа «Ребенок и окружающий мир, художественная литература» относится к социальнопедагогичекой направленности.
Язык реализации программы: Государственный язык РФ - русский
Актуальность в том, что она разработана для детей неорганизованных, т.е. не посещающих ДОУ города.
Дом детского творчества принимает детей по запросу и желанию родителей (их законных представителей).
Данный вид образовательных услуг востребован в нашем поселке, исходя из непростой социальноэкономической обстановки.
Отличительные особенности данной программы в том, что она адаптирована для детей разного
дошкольного возраста. Больше времени уделяется индивидуальной работе. Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа предполагает создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры
личности. Учитывая то, что в объединении «Школа дошкольника» приходят с разным уровнем
подготовленности при составлении программы, темы для изучения берутся из раздела старшей и
подготовительной группы ДОУ, что отличает данную программу от детских дошкольных учреждений.
Прием детей в объединение осуществляется на основании:
- согласия на обработку ПД;
- письменного заявления установленного образца от родителей (законных представителей);
- договора между ДДТ и родителями (законными представителями) регулирующего взаимные права,
обязанности и ответственность сторон, возникающие при получении образовательных услуг;
- медицинской справки о состоянии здоровья с заключением о возможности заниматься избранным видом
деятельности;
- соглашения на самостоятельный приход и уход ребенка (подопечного) в возрасте до 12 лет или передаче
ребенка лицу, выбранному законным представителем, для сопровождения в ДДТ или из ДДТ;
- сертификата о дополнительном образовании, о включении обучающегося (обладателя Сертификата) в
систему ПФДО.
Уровень программы – базовый.
Возраст детей 4,5 – 7 лет. Численность групп составляет 10-15 человек.
Объем программы 216 часов. Срок реализации: 1 год.
Режим занятий -2 раза в неделю, занятия проводятся в кабинетах объединения «Школа дошкольника»,
«Зеленый мир»
Форма обучения очная, очно-заочная с применением дистанционных технологий
Форма организации деятельности детей:
- фронтальная работа;
- индивидуальная работа;
- групповая,

- коллективная работа,
- дистанционная,
- викторины,
-экскурсии,
-литературная викторина,
Продолжительность занятия – 25-30 минут, в зависимости от сотоянии здоровья ребенка, учитывая
возрастные и особенности детей, с перерывом 10-15 минут в игровой комнате.
Цель: Формирование у детей представлений и знаний обо всем, что его окружает, к художественной
литературе. Создание необходимых условий для всестороннего обучения и развития детей и детей с ОВЗ.
Задачи:
- учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки,
загадки; Вслушиваться в ритм текста; участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках;
- расширять и углублять представление детей об окружающем мире (о предметах, о процессе создания
предметов, о родном крае, стране, о государствах и народных праздниках, о Российской Армии, о труде
взрослых); обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности растений и животных, о
неразрывной части человека с природой, расширять представления детей о школе.
- развивать интерес к художественной литературе, память, речь, совершенствовать умение выразительно
читать стихотворение, рассказывать сказки; способствовать к анализу и синтезу, самоконтролю,
познавательным интересам, выделять характерные и существенные признаки предметов и явлений
окружающего мира.
- воспитывать способность испытывать сострадание и сочувствие к героям книг, чувство юмора,
используя сюжеты из литературы, любовь к литературе; интерес и любовь к родному краю, стране и
другим странам мира, национальностям, уважение к родной Армии, организованность,
дисциплинированность, уважение к старшим, к своим родственникам, доброжелательность, внимание,
наблюдательность.
Предполагаемые результаты:
К концу года обучения дети должны научиться:
«Ознакомление с художественной литературой»:
- определить жанр произведения, аргументировать свой ответ, объясняя, что прослушали сказку (рассказ,
стихотворение).
- называть любимые сказки и стихотворения.
- драматизировать небольшие произведения.
- вспомнить 2 – 3 программных стихотворений, 2 – 3 загадки.
- назвать любимого детского писателя.
- выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение, пересказать отрывок из сказки, пьесы.
«Ребенок и окружающий мир»:
- различать и называть виды транспорта.
- классифицировать предметы, определяя материал из которых они сделаны.
- знать, что любая вещь создана трудом многих людей.
- знать своих родственников, домашний адрес.
- знать некоторые правила дорожного движения.
- иметь представления о Президенте, знать герб, флаг России, о защитниках Отечества.
- иметь представление о родном крае, Родине, о Земле, о людях разных национальностей, о труде взрослых,
о героях космоса, о государственных праздниках, о школе, о библиотеке.
- анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимодействиях
в природе.
- иметь представление о различных природных объектах, о растительности леса, луга, сада, поля,
домашних и диких животных, птицах, природе родного края.
- устанавливать связи и взаимодействия человека с природой, о помощи человека природе.
№
п/п
1.
2.

Наименование раздела, темы.

Учебно-тематический план
всего
теория практика

Художественная литература.
Введение
1,5
0,5
1
Введение:
1,5
0,5
1
Вводное занятие, экскурсия по кабинетам
ДДТ,техника безопасности

Форма аттестации и методы контроля
Рассказ, игра, опрос
Беседа, усный опрос,

3.

4.

Для чтения детям:
3.1. русский фольклор:
а). песенки
б). календарные обрядовые песни
в). сказки и былины
3.2. Фольклор народов мира:
а) песенки
б) сказки
Произведения поэтов и писателей
России:
4.1. поэзия
4.2. проза
4.3. литературные сказки

5.

Произведения поэтов и писателей разных
стран:
5.1. поэзия
5.2. литературные сказки

24

10

14

6
6
6
3
3

2
2
2
1
1

4
4
4
2
2

6

2

4

19,5

6

12

6
6
7,5

2
2
2,5

4
4
5

25,5

6,5

13

6

2

4

6

2

4

6.
7.

Для заучивания наизусть
Для чтения в лицах

6

2

4

6

2

4

8.

Тематическое, итоговое занятие
«Литературная викторина»

1,5

0,5

1

Беседа, рассказ,усный опрос, анализ
Рассказ, беседа, опрос ,
Рассказ,беседа,устный опрос,
Рассказ, беседа,устный опрос
Рассказ, беседа,устный опрос
Рассказ, опрос, инсценировка
отрывков сказок, ,викторина,
Рассказ, беседа,устный опрос,
Рассказ, беседа,опрос
Рассказ, беседа, опрос , викторина,
игра,
Беседа, рассказ опрос ,
Беседа,
викторина, опрос,
Беседа, опрос ,
Рассказ, опрос, инсценировка
произведений,
беседа, викторина, опрос, игра

итого

1.

2.

3.

4.

72
23,5
48,5
«Ребенок и окружающий мир»
Предметное окружение:
22
8
14
1.1. Введение:
1,5
0,5
1
Вводное занятие, экскурсия по кабинетам
ДДТ,техника безопасности
1.2. Транспорт
4
2
2
1.3. Предметы, облегчающие труд людей
на производстве, в помещении, на улице.
6
2
4
1.4. Свойства и качества различных
9
3
6
материалов.
1.5. Итоговое занятие
1,5
0,5
1
Явления общественной жизни
20,5
7,5
13
2.1. Семья
1,5
0,5
1
2.2. Родная страна
10
4
6
2.3. Наша Армия
1,5
0,5
1
2.4.День Победы
1,5
0,5
1
2.5. Труд взрослых
3
1
2
2.6. Наша планета
3
1
2
Природное окружение
28
9
19
3.1. Времена года
6
2
4
3.2. Животные
6
2
4
3.3. Овощи, фрукты
4
1
3
3.4. Птицы
3
1
2
3.5. Растения
6
2
4
3.6. Рыбы
3
1
2
4.1.Итоговое занятие «Выпускной бал»
1,5
0,5
1
итого
72
25
47

Беседа, усный опрос,
Беседа, рассказ устный опрос, игра
Беседа. устный опрос , игра
Беседа, рассказ, опрос,
Беседа, опрос
Беседа, устный опрос, игра
Беседа, рассказ,опрос,
Рассказ, беседа, опрос, игра
Рассказ, беседа,опрос,
экскурсия, опрос , игра,
Рассказ, беседа, опрос ,игра,
Рассказ, беседа,устный опрос,
опрос ,игра,
рассказ, игра,опрос,
рассказ, наблюдение, опрос,
Беседа, рассказ, наблюдение,опрос,
Рассказ. опрос, наблюдение
беседа, викторина, опрос, игра

Краткое содержание программы.
№
п./п.
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

теория
Вводное занятие.
Знакомство с детьми, с правилами поведения в
ДДТ, инструктаж по ТБ. Экскурсия по кабинетам
ДДТ. Беседа-рассказ «Чем будем заниматься в
объединении «Школа дошкольника». Игра.
Для чтения детям.
русский фольклор:
понятия для детей о русском фольклоре, о
народных песенках, обрядовых песнях. Знакомить
с традициями русского народа, народными
праздниками и русскими народными сказками и
былинами.
Фольклор народов мира:
Знакомство с фольклором народов мира и
сказками.
Беседы, рассказ по темам
Произведения поэтов и писателей России.
поэзия:
беседы, рассказ по темам

Проза:
Понятия для детей о прозе, объяснить основные
различия между литературными жанрами:
стихотворением и прозой. В поэзии есть ритм, а в
прозе - нет. Проза все, что не стихи.
Литературные сказки:
Понятия для детей о поэзии, прозе, литературной
сказке, объяснить основные различия между
литературными жанрами: сказкой, рассказом,
стихотворением. Понятие об иллюстраторах
детской книги: Е.Рачев, Е.Чарушин, И.Библин и
др.
Произведения поэтов и писателей разных стран.
Поэзия
Беседа по теме
Литературные сказки
Беседа: знакомство с произведениями поэтов и
писателей разных стран, пополнять литературный
багаж сказками, рассказами, стихотворениями.
Для заучивания наизусть.
Правила выразительного, чтения стихотворений,
проявление чуткости к поэтическому слову.
Для чтения в лицах.
Рассказ, беседа по темам
Совершенствовать художественно-речевые навыки
детей при чтении стихотворений, в драматизациях,
жестом, мимикой передавать свое отношение к
содержанию литературной фразы.
Предметное окружение.

практика
Игры на знакомство « Снежный ком»,
«Назови соседа»

а). обыгрывание песенки: «Как на
тоненький ледок», «Зима пришла».
б). календарные обрядовые песни:
«Коляда! Коляда!».
в). сказки и былины: «Заяц-Хваста», «Лиса
и кувшин», «Добрыня и змей», «Илья
Муромец» «Соловей разбойник»
а). песенки: «Гречку мыли», «Веснянка».
б). сказки: «Кукушка», «Мальчик-спальчик».
Желтый аист
А.Толстой «Осень, осыпается весь наш
бедный сад».
Ф.Тютчев «Зима недаром злится».
С.Гордецкий «Первый снег».
А.Фет «Уж верба вся пушистая».
А.Толстой «Косточка», .
Ю.Казаков «Жадный Чик и кот Васька».
Н.Носков «Живая шляпа»

В.Бианки «Сова». А.Пушкин «Сказка о
мертвой царевне».
К.Ушинский «Слепая лошадь».

В.Смит «Про летающую корову».
Г.Х.Андерсен «Дюймовочка». С.Топелиус
«Три ржаных колоса». Дж. Ривз «Шумный
Ба-Бах».
А.Плещеев «Осень наступила».
Е.Благинина «Шинель».
В.Виеру «Мамин день».
П.Соловьева «Подснежник».
И.Суриков «Зима».
С.Городецкий «Котенок».
С.Маршак «Кошкин дом».

8.

9.

Темы:
Рассказы, беседы
Ознакомление ребенка с предметом как таковым
(название, назначение, вычленение свойств и
качеств, классификация), формировать
представление о предметах, облегчающих труд
людей, создающих комфорт и уют в помещении.
Явления общественной жизни.

«Наши помощники» (пылесос,
вентилятор); «Какая бывает посуда»; «Мир
тканей»; «Фарфоровый секрет»;
«Транспорт»; «Выставка игрушек»;
«Человек + природа = удивительные
вещи».

Темы:
«Формировать интерес к своей семье, знать имя,
фамилия, отчество, домашний адрес, телефон, где
работают родители, развивать интерес к
профессиям родителей, учить свободно,
ориентироваться в ДДТ, на участке, ближайших
улицах, соблюдать правила дорожного движения,
техники безопасности. Расширять представления о
школе, родном крае, Родине, армии, народных
праздниках. Расширять представления о людях
разных профессий, значении их труда для
общества. Рассказ детям о том, что Земля – наш
общий дом.
Природное окружение.
Темы:
Рассказы, беседы по темам, экскурсии по
территории ДДТ, в объединение «Зеленый мир»
Углублять и конкретизировать представления об
условиях жизни растений, животных; о том, что
человек часть природы; Учить вести себя так,
чтобы не навредить природе. Обобщать и
систематизировать представления детей о
временах года.

Я и моя семья», «Я живу на Сахалине»,
«Путешествие по маршруту добрых дел»,
«Чтобы не было беды», «Новый год»,
«Родная страна», «Наша Армия родная»,
«Символика России», «О мамах очень
важных», «Земля – наш общий дом»,
«Космос», «Профессия фермер»,
«Библиотекарь» (экскурсия в ГДБ)
«Три сигнала светофора», «День Победы».
«Выпускной бал»

Темы:
Рассказы, беседы по темам, экскурсии по
территории ДДТ, в объединение «Зеленый мир»
Углублять и конкретизировать представления об
условиях жизни растений, животных; о том, что
человек часть природы; Учить вести себя так,
чтобы не навредить природе. Обобщать и
систематизировать представления детей о
временах года.

Темы:
Рассказы, беседы по темам, экскурсии по
территории ДДТ, в объединение «Зеленый мир»
Углублять и конкретизировать представления об
условиях жизни растений, животных; о том, что
человек часть природы; Учить вести себя так,
чтобы не навредить природе. Обобщать и
систематизировать представления детей о
временах года.

«Овощи», «Осень», «Что мы знаем о
птицах» «Наблюдение за попугаями»,
«Домашние животные», «Зима»,
«Зимующие птицы», «Наблюдение за
хомячками или морскими свинками»,
«Наблюдение за аквариумными рыбками»
«Весна», «Наблюдение за весенними,
осенними деревьями на участке ДДТ»,
«Наблюдение за рыбками», «Кто живет в
лесу», «Знакомство с комнатными
растениями».
Экскурсия на территории ДДТ в лес
(осень, весна).
«Овощи», «Осень», «Что мы знаем о
птицах» «Наблюдение за попугаями»,
«Домашние животные», «Зима»,
«Зимующие птицы», «Наблюдение за
хомячками или морскими свинками»,
«Наблюдение за аквариумными рыбками»
«Весна», «Наблюдение за весенними,
осенними деревьями на участке ДДТ»,
«Наблюдение за рыбками», «Кто живет в
лесу», «Знакомство с комнатными
растениями».
Экскурсия на территории ДДТ в лес
(осень, весна).
«Овощи», «Осень», «Что мы знаем о
птицах» «Наблюдение за попугаями»,
«Домашние животные», «Зима»,
«Зимующие птицы», «Наблюдение за
хомячками или морскими свинками»,
«Наблюдение за аквариумными рыбками»
«Весна», «Наблюдение за весенними,
осенними деревьями на участке ДДТ»,
«Наблюдение за рыбками», «Кто живет в
лесу», «Знакомство с комнатными
растениями».
Экскурсия на территории ДДТ в лес
(осень, весна).

№
1
2
3
4
5
6
7
8

Календарный учебный график
Содержание
Начало учебного года
Окончание учебного года
Адаптацинонный период
Промежуточная аттестация
Зимние каникулы
Итоговая аттестация
Продолжительность учебного года
Летние каникулы

1учебный год
13.09.2021г
30.05.2022г
11.09.2021-30.09.2021г
24.12.2021г
31.12.2021-08.01.2022
22.05.2022г
36 недель
30.05.2022г-13.09.2022г

Учебно-методическое обеспечение.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучиии своевременном всестороннем возрастным,
индивидуальным развитием каждого ребенка, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Содержание программы основывается на принципах: единства обучения и воспитания, развития
творческой личности; на принципе доступности и последовательности (от простого к сложному), занятия
проводятся в регулярно проветриваемом, хорошо освещенном помещении, где имеются рабочие места для
детей, стенды с образцами, плакатами, шкафы для хранения образцов, рисунков, методических пособий,
материалов для работ. Регулярно в ходе занятий проводятся физкультминутки, игры с упражнениями по
профилактике переутомления зрительной системы обучающихся, мышечной системы.
Нормативно – правовая база.
1.Законом об образовании в РФ определено, что дошкольное образование является одним из уровней
общего образования и должно регламентироваться федеральным государственным образовательным
стандартом. Такой стандарт утвержден и введен в действие с 1 января 2014 г. приказом Минобрнауки РФ
от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013 г., регистрационный № 30384).
2.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Обобразовании в Российской Федерации»
3.Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития
дополнительного образования детей»;
4. Приказ Министерства просвящения Российской Федерации от 09.11.2018 №816 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам»;
5 Приказ Министерства просвящения и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №816 « Об
утверждении Порядка применения организациями,осуществляющими образовательную деятелбность,
электронного обучения,дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и
науки Российской Федерации от 29.05.2014 №785 «Об утверждениитребований к структуре офицального
сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату
представления на нем информации»;
7.Приказ Минтруда Российской Федерации от05.05.2018 №298н «Об утверждении профессиональног
стандарта «Педагог дополнительного лбразования детей и взрослых»;
8.Постановление главного государственного врача Российской Федерации от 4июля
2014г.№ 41
г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.31.72 «Санитарно –эпидемические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей».
9.Письмо Министерства просвящения Российской Федерации от 26.06.2019 № 03-1235 «О методических
рекомендациях».
1. Наглядно – дидактические пособия.
Серия наглядно-дидактических пособий «Мир в картинках»:
«Авиация», «Профессии», «Инструменты домашнего мастера», «Водный транспорт», «Ягоды садовые»,
«Ягоды лесные», «Космос», «Овощи», «Фрукты», «Цветы», «Школьные принадлежности», М.,
Просвещение, 2017г.

2. «Русские народные сказки», подборка-выставка настенных картин, художник Е.Рогачев, М., «Малыш»,
2017г.
3. «Русские народные пословицы и поговорки», подборка-выставка настенных картин, художник
А.Елисеев, М., «Малыш»,2016г.
4. «Школа светофорных наук» (ПДД), художник М.Сикарский, М., «Транспорт», 2017г.
5. «Противопожарная безопасность», плакаты, А.Мошков, Ленинград, «Недра», 2016г.
6. Иллюстрации к русским народным сказкам, цветная линогравюра, М., 2018г.
7. Репродукции картин «Времена года», «Профессии», М, , 2017г.
8. «Государственная Третьяковская галерея», выпуск №1,2
(репродукции картин времена года, труд людей), М., 2016г.
9. DVD сказоки, стихотворений, «Звуки леса», «Голоса птиц».
10. Иллюстрации к сказкам народов мира, к литературным сказкам, Киев, «Художник», 2016г.
11. Иллюстрации к сказкам А.Пушкина, художник А.Елисеев, М., «Малыш», 2018г.
Дидактические игры: «Путешествие в страну вещей», «Наши помощники», «Чудесный мешочек», «Угадай
животное», «Кто лишний», «Кто, что, из чего и чем?», «Вкусная игра», «Позовем сказку», «Угадай сказку»,
«Какое время года» и др.

Воспитательная работа:
Проводятся патриотические, экологические, спортивные мероприятия, спектакли, утренники,
конкурсы, праздники. Беседы, викторины, презентации – поведение на занятии, в ДДТ, на улице города, в
обществе, с незнакомыми людьми, о пожаре, в лесу, о лавинах, см. приложение
Работа с родителями:
Знакомство родителей с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования см.
приложение 1.
Проводятся родительские собрания, анкетирование, индивидуальные, групповые беседы, консультации по
направленности, приглашение на праздники, утренники, совместная подготовка к ним, посещение на дому,
открытые занятия, день открытых дверей, уголок для родителей, акции «Чистый город», «Чистый двор».
Список литературы:
1.Алябьева Е.А. «Природа. Сказки и игры для детей» Москва Творческий центр «Сфера»2018г стр.12
ISBN 978-5-9949-0627-9 .-Текст: непосредственный
1. Бардышева Т.Ю. «Во саду ли в огороде», г. Дмитров, «Карапуз», 2016г. стр.17. - Текст:
непосредственный
2.Бушмелева И. «Тествые задания для детей 5-6 лет. Окружающий мир» Москва ОО «Хатбер- пресс»
2017г стр.16 -Текст: непосредственный
3.Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. «Программа воспитания и обучения в детском саду», М.,
«Мозаика – Синтез», 2010г.стр. 220 - ISBN -5-86775-272-0. Текст: непосредственный
4. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. «Комплексное тематическое планирование» старшая
группа /авторы состовители Мезенцева Н.В., Власенко О.П . Волгоград Издательство «Учитель» 2016г
стр.94 ISBN 978- 5-7057-2674-5 Текст: непосредственный
5. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. «Комплексное тематическое планирование»
подготовительная группа » /авторы состовители Мезенцева Н.В., Власенко О.П . Волгоград Издательство
«Учитель» 2016г стр.94. ISBN 978- 5-7057-2674-5 Текст: непосредственный
6. Гербова В.В., Ильчук Н.П. «Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет:Пособие для воспитателей
детского сада и родителей» Москва издание Оникс, 2017г Стр.352. ISBN 978-5-488-00949-3
7. Гербова В.В., Комарова Т.С. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в
детском саду», М., «Мозаика – Синтез», 2017г.стр.188 Текст: непосредственный
8. Губанова Н. «Игровая деятельность в детском саду», М., «Мозаика – Синтез», 2016г. Текст:
непосредственный
9. Григорьева А. «Большая книга животных», М., «Белый город», 2017г. Текст: непосредственный
10. Дыбина О.В. «Ребенок и окружающий мир», М., «Мозаика – Синтез», 2016г. Текст: непосредственный
11.Журавлева В.Н. «Проектная деятельность старших дошкольников» Волгоград 2016г. Стр.197 ISBN
978-5-7057-1982-2.-Текст: непосредственный
12. Комарова Т.С., Соломенникова О.А. «Педагогическая диагностика- развитие детей перед
поступлением в школу» Москва Мозаика-Синтез 2017гстр.93 Текст: непосредственный
13. Комарова Т.С. «Воспитание и обучение в подготовительной группе детского сада», М., «Мозаика –
Синтез», 2016г. Текст: непосредственный

11.Косинова Е. М. «Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для свмых
маленьких» Москва Эксмо: Олисс, 2019г стр.192 Текст: непосредственный
14. Кузнецова Е.В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. – М, 2017 стр.89 Текст: непосредственный
15.Крылова О.Н. , Самсонова Л.Ю. «Знакомство с грамотой и окружающим миром» Москва «Экзамен»
2019г стр.158 ISBN 978-5-377-02912-0 Текст: непосредственный
16. Ладыгина Т.Б. «Стихи к зимним праздникам» Москва Творческий Центр2018г. Стр. 96. ISBN 978-59949-0627-9 Текст: непосредственный
17.Лобин В.Т. Федоренко А.Д. « В стране здоровья» Москва мозаика- синтез 2019г стр.75. ISBN 978-59949-0627-9 Текст: непосредственный
18.Павлова Г.Я. «Безопасность: знакомим дошкольников с источниками опасности» Москва Творческий
Центр 2017г стр.60 ISBN 978-5-9949-0627-9. Текст: непосредственный
19.Паникова Е.А., Инкина В.В «Беседа о космосе» Москва Творческий центр СФЕРА 2019г стр 94 ISBN
978-5-9949-0627-9 Текст: непосредственный
20.Шепелева Т.В. «Государственные символы России» Волгоград «Учитель»2018г. стр.68
ISBN 978-5-7057-1828-3.-Текст: непосредственный
21. Шорыгина Т.А. «Беседы о правилах пожарной безопасности» Москва Творческий Центр 2017г стр.60.
ISBN 978-5-7057-1828-3Текст: непосредственный
22. Шорыгина Т.А. «Детям о космосе» Москва Творческий Центр СФЕРА 2017г стр.126. ISBN 978-5-70571828-3 Текст: непосредственный
23. Журналы «Дошкольное воспитание» 2017- 2020г. Текст: непосредственный
Интернет ресурсы:
https://my-shop.ru
https://pedlib.ru ›

Список рекомендуемой литературы для родителей и детей.
1.Григорьева А. «Большая книга животных», М., «Белый город», 2017г. Текст: непосредственный
2.Ладыгина Т.Б. «Стихи к зимним праздникам» Москва Творческий Центр2018г. Стр. 96 Текст:
непосредственный.
3.Лобин В.Т. Федоренко А.Д. « В стране здоровья» Москва мозаика- синтез 2019г стр.75. Текст:
непосредственный
4.Шорыгина Т.А. «Беседы о правилах пожарной безопасности» Москва Творческий Центр 2017г стр.60.
Текст: непосредственный
5.Журналы «Читаем, учимся, играем» 2017- 2020гг Текст: непосредственный
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования Максюта Зинаида Карловна, закончила Александровск-Сахалинское
педагогическое училище по специальности дошкольное воспитание, присвоена квалификация воспитатель
детского сада, в 1975 году. Высшая категория с 2003года и по настоящее время. Курсы повышения
квалификации- удостоверение о повышении квалификации УПК 1400851 регистрационный номер 639.17
по теме «Организация воспитательно- образовательного процесса в ДОО в условиях реализации ФГОС» в
объеме 72 часа НОУДПО «Экспертно-методический центр» г.Чеборсары 08.11.2017г.
Курсы повышения квалификации - сертификат № Е- 33659 Фонд Президенских грантов Всероссийская
общественная организация «Воспитатели России». По темам - «Реализация образовательной области
«Социально-коммуникатвное развитие» 3 уч.часа; «Познавательное развитие»-3уч.часа; «Речевое
развитие»-3уч.часа; «Художественно-эстетическое развитие»3уч.часа;«Физическое развитие»3уч.часа;
«Инклюзивное образование»3уч.часа; «Программа для детей раннего возраста»3уч.часа; «Компетентное
родительство»3уч.часа; «Духовно- нравственное воспитание детей дошкольного возраста»3уч.часа;
«Управление ДОО:современные требования»3уч.часа.Общий объем учебных часов - 30 часов
дата:09.03.2020г г.Москва.
Курсы повышения квалификации - сертификат о повышении квалификации - Министерство образование
Сахалинской области Государственное бюджетное учреждение «Региональныйцентр оценки качества
образования Сахалинской области» (ГБУ РЦОКОСО) Сертификат, окончила курсы повышения
квалификации «Обучение с применением ЭО иДОТ: организационные, психолого – педагогические,
технологические аспекты» дата проведения:01.04-20.05.2020г, объем: 24 часа г. Южно- Сахалинск 2020г.
Оценка качества освоения программы:
Формы аттестации:
Формы, способы, и средства проверки и оценки результатов обучения:
В течение учебного года организовываются и проводятся тематические праздники,утренники, викторины,
итоговое занятие, тестовые задания для детей, выпускной бал. Обучающиеся объединения «Школа
дошкольника» принимают участие в муниципальных, областных, всероссийских, международных
конкурсах, викторины.

Мониторинг обученности и воспитанности, викторины, тесты на воображение, тематические утренники.
Эффективность реализации программы оценивается количеством полученных призовых мест, грамот,
благодарственных писем.
Оценочные материалы: см приложение 2.

Приложение №1
Перечень воспитательной работы объединения «Школа дошкольника»
№

тема

форма

место

1

Правила поведения в
ДДТ, в общественных
местах.
«Правила поведения
на занятиях, на
лестничных
пролетах. Знакомство
с запасными
выходами»
«Правила поведения
на дорогах города (по
временам года)»

Беседа, рассказ, просмотр слайдов, чтение
стихотворений, рассказов, словесная игра
«Вежливые люди.
Беседа, рассказ, рассматривание плакатов,
практическое занятие

Объединение «Школа
дошкольника»,
экскурсия по ДДТ
Объединение «Школа
дошкольника», запасные
выхода ДДТ

Беседа, рассказ, чтение стихотворений, рассказов,
просмотр слайдов, презентация, мультфильмов,
рассматривание илюстраций «Школа светофорных
наук», игры, выставки по теме, участие в конкрсах,
викторинах, олимпиадах , выставка рисунка в
объединении, в ДДТ
Беседа, рассказ, чтение стихотворений, рассказов,
просмотр слайдов, мультфильмов

Объединение «Школа
дошкольника», «актовый
зал,

Беседа, рассказ, чтение стихотворений, рассказов,
просмотр слайдов, презентация, мультфильмов,
игры, выставки по теме, викторины
Беседа, рассказ, просмотр слайдов, презентация,
выставка рисунка
Беседа, рассказ, просмотр слайдов, презентация

Объединение «Школа
дошкольника»,

2

3

4

«Один дома»

5

«Школа вежливости»

6

10

«Детский телефон
доверия"
«Внимание, опасные
предметы»
«Спорт- это
здоровье» участие во
Всероссийских,
областных, районных
акциях
Правила поведения в
общественных
местах, при
спортивных играх,
массовых
мероприятиях
«Детям о пожаре»

11

«Незнакомые люди»

12

«Детям о терроре»

7
8

9

Объединение «Школа
дошкольника», актовый
зал,

«Школа дошкольника»,
«Школа дошкольника»,

Беседа, рассказ, просмотр слайдов, презентация

«Школа дошкольника»,

Совместные мероприятия с педагогами ДДТ,
выставка рисунка в объединении, в ДДТ

«Школа дошкольника»,

Беседа, рассказ, чтение стихотворений, рассказов,
загадки, пословицы, просмотр слайдов,
презентация, рассматривание плакатов,
мультфильмов, игры, выставки по теме,
викторины, конкурсы, практические занятия Т.Б.
при эвакуации, правила поведения в общественных
местах, совместные мероприятия с педагогами ДДТ
Беседа, рассказ, чтение стихотворений, рассказов,
просмотр слайдов, презентация, мультфильмов,
плакатов, игры, викторины
Беседа, рассказ, чтение стихотворений, рассказов,
загадки, пословицы, просмотр слайдов,
презентация, мультфильмов, игры, выставки по

«Школа дошкольника»,

«Школа дошкольника»,
«Школа дошкольника»,

13

«Правила поведения
в лесу, на водоеме, на
озерах в разное время
года»

14

«Время лавин»

15

Всероссийская акция
«Подарок Ветерану»,
посвященная 23
февраля, 9 Мая.

16

«Правила поведения
в лесу, на водоеме, на
озерах в разное время
года»

17

Профилактика ОРВИ,
ГРИППА,
КОРОНАВИРУСА
Профилактика
детского травматизма

18

19
20

21

Практическое занятие
«Если вдруг огонь»
«Что надо знать
детям о вирусноинфекционных
заболеваниях»
Акция «Лес Победы»
совместно с
родителями

23

«День Земли»

24

«День Музея»

теме, викторины, конкурсы, рисунок на асфальте,
совместные мероприятия с педагогами ДДТ,
выставка рисунка в объединении, в ДДТ
памятки-брошюры детям загадки, пословицы,
просмотр слайдов, презентация, мультфильмов,
игры, выставки по теме, викторины, конкурсы
«МЧС спешит на помощь», «Моя будущая
профессия - спасатель»
Беседа, рассказ, просмотр слайдов, презентация,
рассматривание плакатов памятки-брошюры по
Т.Б.
Беседа, рассказ, чтение стихотворений, рассказов,
загадки, пословицы, просмотр слайдов,
презентация, мультфильмов, игры, выставки по
теме, викторины, конкурсы, совместные
мероприятия с педагогами ДДТ
памятки-брошюры детям загадки, пословицы,
просмотр слайдов, презентация, мультфильмов,
игры, выставки по теме, викторины, конкурсы
«МЧС спешит на помощь», «Моя будущая
профессия - спасатель»
Беседа, рассказ, просмотр слайдов, презентация,
памятки-брошюры по Т.Б.

«Школа дошкольника»,
город , район, область

«Школа дошкольника»,
«Школа дошкольника»,

«Школа дошкольника»,

«Школа дошкольника»,

Беседа, рассказ, рассматривание плакатов, просмотр
слайдов, презентация, выставка рисунка в
объединении, в ДДТ
Беседа, рассказ, просмотр плакатов, слайдов,
презентация, памятки-брошюры по Т.Б.
Беседа, рассказ, рассматривание плакатов, просмотр
слайдов, презентация,

«Школа дошкольника»,

Беседа, рассказ, загадки, пословицы,
рассматривание плакатов, иллюстраций, картин,
просмотр слайдов, презентация, фильмов, игры,
выставки по теме, викторины
Беседа, рассказ, загадки, просмотр слайдов,
презентаций, мультфильмов, пословицы, игры,
выставки по теме, экологические викторины, поле
чудес, выставка рисунка в объединении, в ДДТ
Беседа, рассказ, просмотр слайдов, презентация,
экскурсии в Углегорский музей, участие в
конкурсах, мероприятиях музея

«Школа дошкольника»,

«Школа дошкольника»,
«Школа дошкольника»,

«Школа дошкольника»,

«Школа дошкольника»,

Приложение №2
Тестовые задания (таблица 1,2,3)

№1

№2

№3

Приложение №3
Мониторинг

Показатели

Посещение занятий
предусмотренных
программой

Теоретические знания,
предусмотренные
программой
Владение специальной
терминологией

Практические умения и
навыки,
Посещаемость

Уровень теоретической подготовки

Практическая подготовка

Уровень освоения программы

Среднее арифметическое

учебного года
Конец I-го
полугодия
Конец
учебного года
Конец I-го
полугодия
Конец
учебного года
Конец I-го
полугодия
Конец
учебного года
Конец I-го
полугодия
Конец
учебного года
Конец I-го
полугодия
Конец
учебного года
Конец I-го
полугодия
Конец
учебного года
Конец I-го
полугодия
Конец
учебного года
Конец I-го
полугодия
Конец
учебного года
Конец I-го
полугодия
Конец
учебного года
Конец I-го
полугодия
Конец
учебного года
Конец I-го
полугодия
Конец
учебного года
Конец I-го
полугодия
Конец
учебного года
Конец I-го
полугодия
Конец
учебного года
Конец I-го
полугодия
Конец
учебного года
Конец I-го
полугодия
Конец
учебного года
Конец I-го
17.
полугодия
Конец
учебного года
Конец I-го
полугодия
Конец
учебного года
Сумма баллов

Сроки диагностики

Конец I-го
полугодия
Конец

КАРТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ за 2019-2020 учебный год

Детское объединение___ «Школа дошкольника»_______________________________________________ дополнительная общеразвивающая программа______
«Изобразительная деятельность»__
год обучения___1__________ № группы______1____________________________ педагог_____Максюта Зинаида Карловна__________2019 -2020______________ уч.г.
___________________________

Фамилия, имя
обучающегося

предусмотренные
программой
Владение специальным
оборудованием и
оснащением
Творческие навыки
Организовывать свое
рабочее (учебное)
место
Планировать,
организовывать работу,
распределять учебное
время
Аккуратно,
ответственно
выполнять работу
Соблюдения в процессе
деятельности правила
ТБ
Соблюдение
нравственно-этических
норм
Активность, желание
участвовать в делах
коллектива
Слушать и слышать
педагога, принимать во
внимание мнение
других людей
Стремление с
самореализации
социальноадекватными
способами
Достижения обучающихся
На уровне детского
объединения
На уровне учреждения

Уровень воспитанности

На уровне района
На региональном, ,
федеральном
международном

Показатель

Критерий

Посещение
занятий
предусмотренных
программой

Регулярность посещаемости занятий

Теоретические
знания,
предусмотренные
программой

Соответствие теоретических знаний
программным требованиям
Соответствие теоретических знаний
программным требованиям

Владение
специальной
терминологией

Соответствие теоретических знаний
программным требованиям

Степень выраженности

Баллы

Метод

Посещаемость
регулярно пропускает занятия без уважительной причины;
иногда пропускает занятия без уважительной причины;
практически не пропускает, пропуски занятий по уважительной причине;
не пропускает занятия (посещение более 98%);
Уровень теоретической подготовки

0
1
2
3

Контроль

0
1
2
3

Наблюдение,
тестирование,
контрольный
опрос и др.

0
1
2
3

Наблюдение,
собеседование

практически не усвоил теоретическое содержание программы;
овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой;
объем усвоенных знаний составляет более ½;
освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный
период
не употребляет специальные термины;
знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять;
сочетает специальную терминологию с бытовой;
специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их
содержанием.

Практическая
Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой

Владение
специальным
оборудованием и
оснащением

Творческие
навыки

Организация
своего рабочего
(учебного) места

Планирование,
организация
работы,
распределение
учебного
времени

Соответствие практических умений и
навыков программным требованиям
Отсутствие затруднений в
использовании специального
оборудования и оснащения
Соответствие практических умений и
навыков программным требованиям
Отсутствие затруднений в
использовании специального
оборудования и оснащения
Соответствие практических умений и
навыков программным требованиям
Отсутствие затруднений в
использовании специального
оборудования и оснащения
Креативность в выполнении
практических заданий

Способность самостоятельно
организовывать свое рабочее место к
деятельности и убирать за собой

Способность самостоятельно
организовывать процесс работы и
учебы, эффективно распределять и
использовать время

подготовка

практически не овладел умениями и навыками;
овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков;
объем усвоенных умений и навыков составляет более ½;

0
1
2

овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой
за конкретный период

3

не пользуется специальными приборами и инструментами;
испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием;
работает с оборудованием с помощью педагога;
работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей

0
1
2
3

Наблюдение,
контрольное
задание

начальный (элементарный) уровень развития креативности- ребенок в состоянии
выполнять лишь простейшие практические задания педагога;
репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на основе образца;
творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений,
выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога;

0

Наблюдение,
контрольное
задание

творческий уровень (II) - выполняет практические задания с элементами творчества
самостоятельно.
рабочее место организовывать не умеет;
испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места,
нуждается в постоянном контроле и помощи педагога;
организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога;
самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой

3

организовывать работу и распределять время не умеет;
испытывает серьезные затруднения при планировании и организации работы,
распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи
педагога и родителей;
планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке
(напоминании) педагога и родителей;
самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и
использует время.

0
1

1
2

0
1
2
3

2
3

Наблюдение,
контрольное
задание

Наблюдение,
контрольное
задание

Аккуратное,
ответственное
выполнение
работы

Аккуратность и ответственность в
работе

Соблюдение в
процессе
деятельности
правил ТБ

Соответствие реальных навыков
соблюдения правил безопасности
программным требованиям

Соблюдение
нравственноэтических норм

Проявление общей культуры,
выполнение правил поведения.

Активность,
желание
участвовать в
делах коллектива

Проявление активности в жизни
объединения

Умение слушать и
слышать
педагога,
принимать во
внимание мнение
других людей

Адекватность восприятия
информации идущей от педагога и
от других людей

Стремление с
самореализации
социальноадекватными
способами

Способность к самореализации,
достижения результатов

безответственен, работать аккуратно не умеет и не стремится;
испытывает серьезные затруднения при необходимости работать аккуратно,
нуждается в постоянном контроле и помощи педагога;

0
1

работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании педагога;
аккуратно, ответственно выполняет работу, контролирует себя сам.
правила ТБ не запоминает и не выполняет;
овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил ТБ, предусмотренных
программой;
объем усвоенных навыков составляет более ½;
освоил практически весь объем навыков ТБ, предусмотренных программой за
конкретный период и всегда соблюдает их в процессе работы.
Уровень воспитанности
общая культура на низком уровне, правила поведения и не выполняет;
общая культура на среднем уровне, правила поведения соблюдает не всегда;
общая культура на высоком уровне, правила поведения всегда соблюдает.
общая культура на высоком уровне, правила поведения всегда соблюдает и
прививает другим;
практически не активен, мешает другим.
мало активен, наблюдает за деятельностью других, забывает выполнить
задание.
активен, проявляет стойкий познавательный интерес, трудолюбив;
активен, проявляет стойкий познавательный интерес, трудолюбив и
прилежен, инициативен, организует деятельность других.
объяснения педагога не слушает, учебную информацию не воспринимает;
испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом
воспринимает учебную информацию;
слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании;
и контроле, иногда принимает во внимание мнение других;
сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает
информацию, уважает мнения других.
практически не стремится к самореализации, результативность низкая
испытывает затруднения в самореализации, результативность невысокая.
реализует задуманное до конца, добивается хороших результатов.
целеустремлен, реализует задуманное до конца, добивается выдающихся
результатов, предлагает свои идеи;

2
3
0
1

Наблюдение,
собеседование

2
3

0
1
2
3
0
1
2
3
0
1
2
3
0
1
2
3

Наблюдение

Достижения
обучающихся

На уровне
детского
объединения
На уровне
учреждения
На уровне района
На региональном,
федеральном,
международном
уровне

не участвует,

0

участие
призер

1
2

победитель

3

Мониторинг

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».