Пояснительная записка
Стремление к красоте неотъемлемо от человеческой природы. С давних пор
человек изготавливал и украшал свою одежду, жилище, предметы быта и интерьера,
выражая свои индивидуальные и художественные способности, делая, таким образом,
свою жизнь более, интересней, яркой и эмоционально насыщенной.
Рукоделие пришло к нам из глубины истории, существовало в любой стране мира,
передавалось из поколения в поколение. Веками отточенное мастерство рукоделия
актуально и по сей день. Оно привлекает молодое поколение своим изяществом, красотой
и возможностью изготавливать разнообразные изделия: салфетки, скатерти, шторы,
игрушки, сувениры, одежду и элементы ее украшения. Данная программа обеспечивает не
только обучение, воспитание, но и расширение кругозора, фантазии, воображения и
развития творческих способностей ребенка. А если это соединить с ловкостью рук, тем
быстрее ребенок познает радость от творческого труда.
В современном мире, в эпоху научно-технического прогресса, перед обществом
стоят важные задачи по развитию творческого потенциала каждого ребенка.
Сейчас рукоделие переживает новую эру популярности среди молодого поколения,
каждая девочка стремится к неповторим вещам, которые отличаются от тех, что куплены
в магазине. Стиль одежды - один из способов самовыражения. А если он создан своими
руками – это уже творчество. Благодаря одежде человек может скрыть свои недостатки,
подчеркнуть свои достоинства, продемонстрировать свой вкус. Знаменитая журналистка
Анна Винтур сказала «Создай свой собственный стиль. Пусть он будет уникальным для
Вас и узнаваемый для других».
Умея вязать, вышивать создавать аппликации, работать в техники декупаж,
попье-маше можно создать модели, которым позавидует любая модница. Занимаясь этим
видами рукоделия можно не только красиво одеваться, но и украсить свой дом, создавать
оригинальные украшения и аксессуары. Наша задача, чтобы это ремесло – одно из
древнейших не исчезло, продолжало славиться своими мастерами и настоящими
художниками своего дела. Вот например вязание крючком очень разнообразно и по
технике выполнения, и по назначению. Появившись как способ изготовления предметов
одежды и отделки к ней, оно постепенно взяло на себя и задачи по оформлению
интерьера. Клубок ниток и небольшой инструмент крючок таят в себе неорганичные
возможности для творческого труда. Подбор ниток, выбор узора, фасона, создание
изделия – занятие увлекательное и нужное, полезное в повседневной жизни.
Вязание крючком - такой вид рукоделия, посредством которого легко
заинтересовать детей прикладным творчеством, научить создавать красивые изделия,
воспитывать художественный вкус.
Данная программа реализуется на Государственном языке РФ – русском,
относится к художественной направленности, уровень базовый. Изменения и
корректировки в рабочую программу вносятся ежегодно. Программа разработана по
примерной программе основного общего образования по технологии Министерства
образования и науки Российской Федерации 2004 г.,
для 5 - 9 классов А.Т.Тищенко,
Н.В Синица — М.: Вентана-Граф, 2015. Отличительной особенностью данной программы
заключается в том, что блоки: цветоводство, интерьер кухни и столовой, кулинария и
другое заменены на работа с пряжей, вышивка, макраме и т.д.
Актуальность программы в том, что на современном этапе наше образование
направленно в основном на усвоение материалов в цифровом формате, в то же время есть
острая необходимость в сохранении общих традиций и живом общении, что дает
каждому ребенку раскрыть свои творческие способности, фантазию и мастерство,
коммуникативные навыки. На занятиях дети имеют возможность своими руками
создавать вышивки, аппликации, связать различные изделия и многое другое все то, что
позволяет каждому ощутить радость от творческого процесса. Помимо этого открывается
уникальная возможность создавать подарки для своих близких своими руками. А ведь нет
более искреннего и приятного подарка сделанного своими руками.
Цель программы: Формирование умений и навыков в изготовлении вязаных
изделий, создание, вышивки, аппликаций, декупажа и папье маше личностное развитие
обучающихся.
Задача программы:
Познакомить с историей, развитием техники вязания крючком, современными
тенденциями в моде вязаных вещей, техникой вышивки и декупажа, папье маше
Обучающие:
Обучить правильному положению рук при вязании;
Обучить правильно пользоваться инструментами;
Познакомить с основными условным обозначениями;
Обучить строить схемы для вязания по описанию;
Научить четко выполнять основные приемы вязания;
Научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания;
Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
Сформировать знания по основам композиции, цветоведения
Познакомить с различными техниками рукоделия.
Воспитательные:
Привить интерес к данному виду творчества;
Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело
до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к
используемым материалам;
Формировать навыки самостоятельной работы, чувство самоконтроля,
взаимопомощи
Воспитывать умение работать в коллективе, проявление взаимопонимания и
уважения к людям, терпимость
Развивающие:
Развить творческие способности;
Развить воображение и фантазию;
Развить моторные навыки.
Развивать внимание, воображение
Развивать терпение, настойчивость, самоорганизацию, целеустремленность,
трудолюбие
На занятиях особое внимание обращается на развитие фантазии ребенка, его
воображение. На каждом занятии дети приобретают теоретические и практические
навыки. В ходе занятий используются формы индивидуальной и групповой работы, в
отдельных случаях коллективного творчества.
Отличительной особенностью данной программы от учебной заключается в том,
что блоки: кулинария, электротехнические работы и другие заменены на: изготовление
аппликаций, вязание, макрамэ, попье маше и тд..
Адресат программы:
Занятия могут посещать все желающие в возрасте от 7 до 16 лет. На обучение
принимаются обучающиеся, у которых имеются или не имеются первоначальные знания
в области вязания, с возможностью формирования разновозрастных групп. Количество
обучающихся в объединении устанавливается в соответствии с Уставом учреждения.
Возможна организация работы по индивидуальному образовательному маршруту для
детей, детей с ОВЗ и инвалидов- по запросу родителей (законных представителей) и самих
обучающихся.
Для детей этого возраста важен личный успех в деятельности, удовлетворение
своих интересов.
Зачисление детей в объединение ведется на основании заявления родителей
(законных представителей), договора об оказании образовательных услуг, согласия на
обработку персональных данных, заключению педиатра (справка). Программа рассчитана
на 3 года обучения с учетом возрастных особенностей обучающегося, 216 часов на
каждый год обучения.
Основные формы организации деятельности на занятии:
Индивидуальная
Групповая
Фронтальная
Методы обучения в основе, которых лежит способ организации занятий.
Словесные
Наглядные
Практические
Объяснение
Показ презентаций,
Практическая работа
Беседа
иллюстраций и
Тренировочные
Рассказ
видеоматериалов;
упражнения и др.
Дискуссия
работа по образцу и др.
Цитирование
Загадки и др.
Возможные формы проведения занятий
Занятие – игра
Открытое занятие
Конкурсы
Беседа
Практические упражнения
Викторины
Выставка
и др.
Выездное занятие
Дискуссия
Экскурсияи т.д.
Консультация
Режим занятий
Занятия проходят в специально оборудованном кабинете Дома детского
творчества. По форме очного обучения, 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 3
академических часа по 45 минут. В конце каждого часа предусмотрен
пятнадцатиминутный перерыв (отдых, проветривание помещений, физ. минутки и
динамические паузы.
Возможно проведение внеаудиторных занятий, которыми могут являться воспитательные мероприятия. В зависимости от условий возможности и умения детей, в
план могут вноситься изменении и дополнения.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:
- правила техники безопасности при работе с кручком, ножницами, иглами и тд
- антитеррористическую безопасность, пожарную безопасность, электробезопасность,
- историю вязания
- классификацию пряжи её особенности и свойства;
-уметь подбирать крючок под пряжу
- самостоятельно делать первую наборную петлю, воздушную петлю, столбик без накида,
столбик с одним накидом
- уметь читать схематические обозначения
- инструменты и материалы используемые в работе;
- ВТО пряжи, ткани;
- ручные швы (прямой, назад иголка, тамбурный и тд) с определением длины стежка;
- знать понятия «аппликация», «вышивка»;
– технологию изготовления аппликаций, вышивки,
Должны уметь:
- выполнять набор воздушной петли, вязать столбик без накида, с одним накидом,
-подбирать крючок под размер пряжи,
-самостоятельно читать обозначения на схемах
-вязать простые узоры на основе столбиков и воздушных петель
-ручные швы: прямой, тамбурный, крестообразный и тд;
- составлять композицию и изготавливать аппликацию;
- переносить рисунок на ткань и выполнять вышивку различными видами изученных
швов;
- применять инструменты и материалы;
- вырезать по шаблонам;
- поддерживать порядок на рабочем месте во время занятий и наводить порядок после
окончания занятий.
К
концу
второго
года
обучения
обучающиеся
должны
знать:
-различия пряжи свойства волокон шерсть, хлопок
-уметь делать прибавку, убавку петель
-уметь вязать круг, треугольник и тд
- уметь вязать цветные изделения и тд,
-уметь вязать пышный столбик
-уметь вязать вытянутые петли.
Должны уметь:
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и при
необходимость вносить коррективы в исполнение;
- выполнять простые узоры;
- выполнять прибавки, убавки петель;
-выполнять круг, треугольник различными вариантами начала от центра, края
-выполнять узоры с пышными столбиками,
-выполнять узоры вытянутыми петлями
К концу третьего года обучения обучающиеся должны знать:
- различные виды петель,
- основы замены нити;
-Должен уметь:
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и при
необходимость вносить коррективы в исполнение;
- самостоятельно создавать схемы, строить чертеж изделия;
- подбирать материалы по цвету, фактуре, рисунку, пользоваться инструментами,
приспособлениями, шаблонами;
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся проводится 2 раза в год в
соответствии с КТП.
Способы отслеживания результативности
Для определения успешности овладения обучающимися содержания программы
используются следующие методы отслеживания:
- мониторинг образовательной деятельности детей;
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ.
Формы подведения итогов реализации программы
Документарная форма подведения итогов реализации ДООП используется для
проведения своевременного анализа результатов.
- Тестирование,
- Контрольные вопросы,
- Зачет,
- Презентация творческих работ,
- Опрос,
- Выставка и др.
Критерии оценки работ
1 первый год обучения – качество исполнения работы, аккуратность и ровность
петель, строчек, подбор цветового и композиционного решения, самостоятельность в
выполнении работы, законченность работы, отход от шаблона,
использование
дополнительного материала при оформлении работы – бисер, стразы, бусины и т.д.
2,3 год обучения –качество исполнения работы, аккуратность и ровность петель,
строчек, подбор цветового и композиционного решения, самостоятельность в выполнении
работы, ровность и аккуратность в волнении работы, правильный подбор пряжи или
ткани в соответствии с выбранной работой подбор цветового решения, самостоятельность
в выполнении работы, качество исполнения работы, законченность изделия.
Оценка критериев
0- баллов –критерии не выполняются, 1 балл-критерий выполняется плохо, 2 баллакритерий выполняется хорошо, 3 балла-критерий выполняется отлично
Список
учащихся
1
2
3
4
Показатели
5 6
7
8
9
10
Таблица результатов
Общий
Уровень
балл
Критерии оценки работ детей:
-качество выполнения, эстетический уровень;
-степень самостоятельности;
-умение видеть необычное в обычном;
-устойчивые теоретические знания;
-элементы творчества;
-владение техническими навыками и приемами;
№
1.
Учебно-тематический план 1 год обучения
Кол-во часов
Наименование раздела, темы
Всего Теор.
Практ.
Вводное занятие
3
2
1
3
2
1
3.
История вязания
3.1.Виды и свойства пряжи
3
2
1
3.2.
Виды крючков
3
2
1
4.
Виды вязальных петель
18
6
12
5.
Работа с пряжей
57
9
48
6.
Макраме
18
7.
Виды ручных швов
9
3
6
8.
Аппликация
15
3
12
9.
Мастерская подарков
27
9
18
10.
Основы ИЗО деятельности, черчения
12
2
10
11.
18
6
12
12.
Воспитательные мероприятия
Работа по темам конкурсов
33
11
13.
14.
Самостоятельная творческая деятельность
Итоговое занятие
2.
12
3
3
15
2
1
22
10
2
формы аттестации/
контроля
Беседа, опрос,
анкетирование
Беседа
Беседа, сам-ая раб.
пед.наблюд
Беседа, сам-ая раб.
пед.наблюд
Беседа, сам-ая раб.
пед.наблюд
Беседа, сам-ая раб.
пед.наблюд
Беседа, сам-ая раб.
пед.наблюд
Беседа, сам-ая раб.
пед.наблюд
Беседа, сам-ая раб.
пед.наблюд
Беседа, сам-ая раб.
пед.наблюд
Беседа, сам-ая раб.
пед.наблюд
Беседа, опрос
Беседа, опрос,
выставка, конкурс
сам-ая раб, пед.наблюд
Выставка,
коллективный анализ
работ, тестирование
Итого
216
63
153
Краткое содержание разделов и тем 1 года обучения
№
Название
раздела, темы
Вводное
занятие.
1.
История
вязания.
2.
3.1.Виды и
свойства
пряжи
3.
3.2.Виды
крючков
Виды
вязальных
петель
4.
Работа
пряжей
5.
Теория
Практика
Знакомство с детьми, с целями и задачами
курса обучения, с планом работы на учебный
год. Сообщение кратких сведений о вязании:
демонстрация работ. Организация рабочего
места.
Материалам
и
инструментам
необходимые на занятии.
Знакомство с
правилами поведения в объединении, ДДТ,
ТБ, антитеррористической защищенностью,
правила
работы
с
необходимыми
инструментами и принадлежностями.
Знакомство с историей вязания
Смена тенденций в вязании по векам, что
вязалась в старинные времена, какими
инструментами и материалами.
Загадки про вязание и инструменты. Какой
инструмент для чего необходим. Когда
появилась вязальная машина и т.д.
Знакомство с классификацией пряжи ее
особенностями: тонкие, толстая, пушистая,
плюшевая и тд.. Ознакомление с правилами
влажно-тепловой обработки изделий из
пряжи.
Анкетирование, игры на
знакомство Приложение
№ 2,входная диагностика.
Знакомство с основными инструментами.
Какие бывают вязальные крючки, маркировка
и для какой пряжи используются. Как
правильно подобрать крючок для пряжи.
Хранение и уход за инструментом.
Знакомство с правилами обращения с
крючком, ТБ при работе с инструментом.
Знакомство
с
вязальными
петлями.
Демонстрация набора начальной петли,
воздушной петли, столбика без накида,
столбика с накидом. Изучение символов по
схемам и их обозначение. Выполнять
правильный набор и подсчет петель. Уметь
делать подъемную петлю и тд (закрепление
материала ажурное вязание клетка)
с Последовательность изготовления изделия,
правильный набор и подсчет петель,
схематический счет и обозначение изделия.
Выбор материла и инструмента. Основы
вязания крючком
работа
в
тетрадях
(рисование инструментов
…)
Работа в тетради, записи о
видах пряжи где может
применяться
Упражнения:
- определение вида пряжи
по образцам и тд
Приложение №5
Практическая работа по
образцам
пряжи
и
крючков
подобрать
необходимые
инструменты и материалы
соответствующие
маркировке.
Практическая работа
Выполнение на образцах
всех показанных петель.
Выполнение
простых
изделий
изученными
петлями
(воздушная,
столбик
без
накида,
столбик с накидом)
Макраме
6.
7.
Знакомство с историей макраме
Практическая работа.
Смена тенденций. Применение в быту, Подбор
материала
и
одежде, аксессуаров и т.д. Какие материалы инструментов.
используются.
Изделие на выбор брелок
или панно листья. Ангел.
Знакомство с ТБ при работе с иглой.
Обучение приемам заправки и закрепление
нити. Знакомство с ручными швами (прямого,
петельного, крестообразного, тамбурного и
тд.). Определение длины стежка.
Знакомство с требованиями, предъявляемыми
к ручным работам: цвет ниток, применяемые
для строчек постоянного назначения,
закреплению нити вначале и в конце строчки.
Понятие Аппликация. Последовательность
Аппликация
Совунья
изготовления трафаретов для аппликаций,
Гусеница
правила присоединения аппликации к основе,
Гриб
(на способ использования тесьмы в аппликации.
выбор)
Моделирование
композиций.
Цветовая
палитра.
Виды ручных
швов
7.1.
Приемы
заправки
и
закрепления
нити.
8.
Мастерская
подарков
9.
10.
11.
Знакомство
с
различными
техниками
прикладного искусства (декупаж,
попье
маше, вышивка) и их историей. Показ или
презентация материалов Применение в быту и
вторичная
переработка
материалов.
Последовательность изготовления, правила
композиции, подбор цветового решения и
декорирования изделия. При помощи которой
можно создавать различные подарки на
знаменательные даты и праздники.
Знакомство
с
бросовым
материалом,
применение. Знакомство с инструментами
для работы с бросовым материалом
Основы ИЗО Знакомство с цветовой палитрой теплых и
деятельности холодных оттенков.
Понятия:
тонкая
и
толстая
линия,
и черчения
композиции, пропорция, пейзаж, портрет и
др.
инструктажи,
рассказы
о
Воспитательн Беседы,
знаменательных событиях, датах, праздниках:
ые
при проведении
мероприятия - «Правила поведения
массовых мероприятий», правила поведения
на дорогах, в общественной транспорте,
основы безпасной жизнедеятельности и др.
Выполнение на образцах
всех показанных видов
ручных швов (прямого,
петельного,
крестообразного,
тамбурного
и
тд).
Приложение №6
Рассматривание
композиций,
подбор
ткани, создание выкройки
или эскиза работы.
Изготовление трафаретов.
Выкраивание деталей по
трафаретам из ткани.
Обметывание
деталей
петельным
швом,
присоединение
их
к
основе. (выбор изделия на
выбор)
Приложение
№13,14,15
Подбор материалов и
инструментов.
Выбор
изделия, создание эскиза.
Выполнение
различных
техник (на выбор) Работа
с бросовым материалом.
Рисование
цветовой
палитры,
рисование
тонкими
и
толстыми
линиями по заданию и др.
Посещение
выставок,
мероприятий
ШДДТ,
посещение музыкальной
школы,
концертов,
спектаклей, театральных
постановок, рассказы о
12
13
14
важных
событиях,
праздниках, датах и др.
Работа
по Изучение положений конкурсов (включая Участие в конкурсных
дистанционные конкурсные мероприятия).
мероприятиях
темам
муниципального,
конкурсов
областного,
регионального
уровня
(Пожарная безопасность,
Неопалимая
Купина,
Новогодняя
открытка,
Масленичные традиции,
Пасхальные узоры и др.
Выполнение конкурсных
работ
в
том
числе
дистанционных.
Самостоятель Подбор и выбор материалов, работ для Выбор и создание изделия
самостоятельного создания
на выбор
ная
творческая
деятельность
Выбор лучших работ, посещение итоговых выставок других объединений
Итоговое
ДДТ, награждение обучающихся.
занятие
Учебно-тематический план 2 год обучения
Кол-во часов
Наименование раздела, темы
Всего Теор. Практ.
№
1.
2.
3.
4.
Вводное занятие
3
3
0
3
1
2
3
1
2
105
15
90
Способы прибавления и убавления петель.
9
3
6
Вязание круга.
9
3
6
Квадрат, связанный от середины, угла
9
3
6
9
3
6
18
15
3
3
18
Повторение материала, ТБ
Повторение схематического обозначения
петель
Работа с пряжей
Треугольник, связанный от центра
10.
Воспитательные мероприятия
Работа по темам конкурсов
11.
Работа с бросовым материалом
12
4
8
12.
Основы ИЗО деятельности, черчения
21
3
18
3
1
2
216
55
9.
13.
Итоговые практические занятия
Итого
21
167
Формы
аттестации/
Контроля
Беседа, опрос,
анкетирование
Беседа, опрос
Беседа, опрос
Беседа, опрос,
сам. дея
Беседа,
сам-ая раб.
Беседа,
сам-ая работа
Беседа,
сам-ая раб
Беседа,
сам-ая раб
Беседа. Опрос
Беседа, опрос,
выставка
Беседа,
сам.деят
Беседа, сам-ая
раб. пед.наблюд
Выставка,
анализ работ,
анкетирование
Краткое содержание разделов и тем 2 года обучения
№
Название
раздела, темы
Вводное занятие
Теория
1.
2.
3.
Повторение
материала, ТБ
Повторение
схематического
обозначения
петель
Работа с пряжей
4.
5.
6.
7
8
9
Способы
прибавления
убавления петель
Вязание круга
Вязание квадрата
Вязание
треугольника
Воспитательные
мероприятия
Воспитательные
мероприятия
Знакомство с планом на
учебный год, с ТБ. Повторение
изученного.
Повторение
изученного
материала. Инструктаж по ТБ
при работе с инструментами.
Повторение
изученного Самостоятельная работа со схемами
материала
(определение петель, количество)
Упражнение
в
самостоятельном
прочтение и выполнении схемы.
Обучение правильному выбору Самостоятельно подобрать вариант
пряжи, инструмента, схем и тд. изделия или выбрать из предложенных
вариантов
Обучение
правильном Самостоятельно делать прибавки и
прибавлению и убавлению убавки петель. Уметь различать
петель
схематически прибавки и убавки
петель.
Обучение в создании круга
Самостоятельно
вязать
круг
с
прибавками петель
Обучение в создании квадрата
Самостоятельно вязать квадрат, от
центра, края
Обучение
в
создании Самостоятельно вязать треугольник от
треугольника
центра, края
Беседы, инструктажи, рассказы
о знаменательных событиях,
датах, праздниках: - «Правила
поведения
при проведении
массовых
мероприятий»,
10.
правила поведения на дорогах,
основы
безопасной
жизнедеятельности,
правила
поведения
в общественном
транспорте и др.
положений
Работа по темам Изучение
конкурсов(включая
конкурсов
дистанционные
конкурсные
мероприятия).
11.
12
Работа
бросовым
материалом
Практика
Посещение выставок, экскурсий в
музей, на природу, общих мероприятий
ШДДТ,
посещение
музыкальной
школы,
концертов,
спектаклей,
театральных постановок, масленичных
мероприятий, Новогодних утренников,
рассказы о важных
событиях,
праздниках, датах и др.
Участие в конкурсных мероприятиях
муниципального,
областного,
регионального
уровня
(Пожарная
безопасность, Неопалимая Купина,
Новогодняя открытка, Масленичные
традиции, Пасхальные узоры и др.
Выполнение конкурсных работ в том
числе дистанционных.
назначения
и Работа с бросовым материалом.
с Повторение
способы применения бросового
материала.
Повторение
инструментов для работы с
бросовым
материалом.
Заготовка материала
цветовой
палитры,
Основы
ИЗО Повторение изученного по Рисование
работе
цветовой палитры, рисование тонкими и толстыми
деятельности,
теплых и холодных оттенков.
линиями по заданию, и др.
черчения
13.
Повторение тонкая и толстая
линия, композиции, пропорция,
пейзаж, портрет и др.
Выбор лучших работ детей. Оформление выставки. Опрос детей по
Итоговое
изученным темам за учебный год. Поощрение лучших работ, вручение
12. занятие
грамот, дипломов, благодарностей.
Учебно-тематический план 3 год обучения
Кол-во часов
Наименование раздела, темы
Всего Теор. Практ.
№
1.
Вводное занятие
2.
3.
4.
Повторение материала, ТБ
Работа с пряжей
Воспитательные мероприятия
Работа по темам конкурсов
5.
3
3
0
3
135
18
1
33
15
2
102
3
3
18
21
6.
Работа с бросовым материалом
12
4
8
7.
Основы ИЗО деятельности, черчения
21
3
18
3
1
2
216
63
8.
Итоговые практические занятия
Итого
Формы
аттестации/
Контроля
Беседа, опрос,
анкетирование
Беседа, опрос
Беседа, опрос
Беседа. Опрос
Беседа, опрос,
выставка
Беседа,
сам.деят
Беседа, сам-ая
раб. пед.наблюд
Выставка,
анализ работ,
анкетирование
153
Краткое содержание разделов и тем 3 года обучения
№
1.
2.
3.
4.
5.
Название
раздела, темы
Вводное занятие
Теория
Практика
Знакомство с планом на учебный
год, с ТБ. Повторение изученного.
Повторение
Повторение изученного материала.
материала, ТБ
Инструктаж по ТБ при работе с
инструментами.
Работа с пряжей Обучение правильному выбору Самостоятельно подобрать вариант
пряжи, инструмента, схем и тд.
изделия
или
выбрать
из
предложенных вариантов
Воспитательные Беседы, инструктажи, рассказы о Посещение выставок, экскурсий в
знаменательных событиях, датах, музей,
на
природу,
общих
мероприятия
праздниках: - «Правила поведения мероприятий ШДДТ, посещение
при
проведении
массовых музыкальной школы, концертов,
мероприятий», правила поведения спектаклей,
театральных
на дорогах, основы безопасной постановок,
масленичных
жизнедеятельности,
правила мероприятий,
Новогодних
поведения
в общественном утренников, рассказы о важных
транспорте и др.
событиях, праздниках, датах и др.
положений Участие
в
конкурсных
Работа по темам Изучение
конкурсов(включая дистанционные мероприятиях
муниципального,
конкурсные мероприятия).
областного, регионального уровня
(Пожарная
безопасность,
Неопалимая Купина, Новогодняя
открытка, Масленичные традиции,
Пасхальные
узоры
и
др.
Выполнение конкурсных работ в
том числе дистанционных.
Работа
с Повторение назначения и способы Работа с бросовым материалом.
применения бросового материала.
бросовым
Повторение инструментов для
материалом
работы с бросовым материалом.
Заготовка материала
цветовой
палитры,
Основы
ИЗО Повторение изученного по работе Рисование
цветовой палитры,
теплых и рисование тонкими и толстыми
деятельности,
холодных оттенков.
линиями по заданию, и др.
черчения
Повторение тонкая и толстая
линия, композиции, пропорция,
пейзаж, портрет и др.
Выбор лучших работ детей. Оформление выставки. Опрос детей по
Итоговое
изученным темам за учебный год. Поощрение лучших работ, вручение
занятие
грамот, дипломов, благодарностей.
конкурсов
6
7.
8.
3. Организационный раздел
Методическое обеспечение программы
Обучение по данной программе состоит из теоретической и практической
части. Темы завершаются практической работой, что способствует лучшему усвоению
теоретического материала и дает определенные навыки работе. Практические работы
одновременно являются формой оценивания промежуточного результата реализации
программы. В конце учебного года, по завершении освоения программы, обучающиеся
выполняют тестирование, итоговую работу и тд.
В процессе реализации программы используются образовательные технологии
личностно-ориентированного обучения, учебной дискуссии. В течение года обучающиеся
могут принимать участие в различных тематических мероприятиях (День Победы,
Новогодний праздник, День защитника Отечества, 8 марта и др.), экскурсиях (музей,
выставка и др.). Такие формы проведения занятий позволяют качественнее реализовывать
воспитательные задачи: способствуют воспитанию уважительного отношения, как к
старшим по возрасту, так и к своим сверстникам, к мнению другого, повышают
способности обучающегося к общению с другими в атмосфере доброжелательности,
способствуют воспитанию художественного вкуса. Участие в конкурсных мероприятиях
(конференциях, выставках и др.) различного уровня способствует развитию
целеустремленности,
ответственности,
коммуникативных
навыков.
Возможна
организация совместных мероприятий с родителями (законными представителями) в
форме совместного посещения: выставок, утренников, масленичных мероприятий и др.
В процессе выполнения работ происходит обсуждение способов выполнения
поставленной задачи, выбора инструментов, материалов, и применения различных техник.
По окончанию программы выдача документов установленного образца не
предусмотрена
Материально-технические условия реализации программы
Для успешной реализации образовательной программы используется следующее:
кабинет, учебная мебель, доска, телевизор, ноутбук, утюг и гладильная дока, ножницы,
иглы, раздаточный материал, наглядные пособия, плакаты, крючок, вязальная пряжа,
пяльца, нитки мулине, карандаши, клеевой пистолет, мыло, сантиметровая лента,
линейка. Специальная литература, альбомы, журналы мод, стенды, таблицы, образцы,
технологические карты, выкройки, схемы и т.д.
Кадровое обеспечение программы
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Мастерицы» обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющим высшее
образование, специальную профессиональную переподготовку соответствующие
технической направленности, и отвечающим квалификационным требованиям, указанным
в квалификационных справочниках, и профессиональным стандартам.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет ресурсов
1.
Т. Михайлова «Вязание крючком для начинающих» Проф-пресс ,2015-111с.
2.
Гузарова Е.Н., Гузаров Р.Г. «Школа вязания», Педагогика-Пресс, 1993. – 191 с.
3.
Егорова Р.И., Монастырская В.П. «Учись», Просвещение, 1989.- 155 с.
4.
Екшурская Т.Н., Юдина Е.Н., Белова И.А.»Модная одежда своими руками»
Комета, 1994. – 451 с.
5.
Зимина Н.И. «Одежда новая и обновленная» Карелия, Петрозаводск, 1993. – 377
с.
6.
Топоровская Н.А. «Повседневные вещи. Моделирование» Мир книги, 2005. –
319 с.
7.
Шредер А. «Вяжем модные вещи», Мир книги», 2008. – 108 с.
8.
Шудрук О.В. Конструирование модной одежды. – М: Мир книги, 2007. – 238 с.
9.
Журнал «Воспитание школьников» Педагогика, 1990. – 115 с.
10.
Татьяна Геронимус «Технология» Москва АСТ-Пресс Школа» 2009г.
Приложение № 2
Вводное занятие игры на знакомство
«Телефончик знакомств»
Игроки становятся в круг. Ведущий говорит шепотом игроку, стоящему слева,
любое имя. Это имя передается по цепочке, пока его не узнают все. Посте этого ведущий
говорит: «Раз, два, три в круг беги». Игроки чье имя было названо, выбежать в круг,
соседи пытаются их удержать. Тот кто смог выбежать в центр круга, кратко рассказывают
о себе. Я те кто не смог задают вопросы про их увлечения.
«Теремок»
К ведущему подходит первый игрок и спрашивает:
-«Кто, кто в теремочке живет?»
-«Кто, кто в невысоком живет?»
-«Я…(Ирочка). А ты кто?»
-«Я…(Катенька)». К ним подходит другой игрок и диалог продолжается.
«Дерево знакомств»
Дети вырезают из бумаги листья и пишут на них свои имена и несколько других
имен. Листья с имена складывают в корзинку. Ведущий перемешивает листики в корзине
и крепит их на дерево(ветку). Ведущий проговаривает считалку и ребенок выходит к
дереву и снимает с него лист с именем. Называет имя на листике. Чье имя названо, тот
выходит к дереву и кратко рассказывает о себе и так по порядку.
Приложение № 3
Правила ухода за тканью.
Чтобы вещи долго сохранялись и отлично выглядели, за ними необходим правильный
уход. Предлагаем ознакомиться с правилами ухода за изделиями из различных тканей.
Акрил
Вещи из акрила напоминают шерстяные и они мягкие на ощупь. Но, к сожалению,
после стирки растягиваются, а в процессе носки — скатываются. Добавление волокон
других тканей при создании одежды из акрила является гарантией того, что такие вещи
будут сохранять форму даже после длительного использования. Тем более, что акрил
редко используется в вещах в чистом виде.
Правила ухода за изделиями с добавлением акрила. Акриловые вещи стирают в воде
комнатной температуры в машинке или ручным способом. При отжиме их нельзя
выкручивать. Сушить необходимо в горизонтальном положении. Гладить слегка теплым
утюгом через слегка намоченную ткань.
Кашемир
Ткань из кашемира — мягкая на ощупь, легкая и теплая, состоящая из
натуральных волокон — пуха горной козы, вычесанной вручную в весеннее время года.
Разницу между кашемиром и шерстью определяется толщиной нитей в микронах.
Качественное сырье из кашемира состоит из нитей в 16 микрон, тогда, как волос
человека-около 50 микрон. За кашемировыми вещами необходимо бережно ухаживать.
Правила ухода за кашемировыми изделиями. Его можно стирать вручную или сухой
чисткой. Стирая кашемир вручную, используйте только холодную воду и мягкое моющее
средство. Если решили стирать в машинке — то делайте это изредка и только в
прохладной воде в деликатном режиме. При отжиме никогда не выкручивайте. Сушить
такое изделие необходимо на белой ткани или полотенце, расположенных на столе или
полу.
Трикотаж
Существует высококачественный шерстяной трикотаж или трикотаж с отделкой из кожи,
замши и меха.
Правила ухода за изделиями из трикотажа. Используйте мягкие моющие средства при
ручной или машинной стирке при температуре до 40 градусов. При этом, изделия с
различными вставками желательно стирать в ручную. После стирки обычное
трикотажное изделие нужно слегка отжать. Сушить в расправленном виде. Гладить при
температуре 150 градусов. При стирке разновидностей трикотажа, таких как: кашемир,
шерсть, ангора, мохер, используйте мягкую воду и специальные моющие средства. При
полоскании изделий из шерсти температура воды должна быть такой же, что и вода для
первичной стирки.
Хлопок
Ткань из хлопка удобная в носке и очень прочная. Такая одежда не греет и является
идеальной для лета. Однако некоторые такие изделия при стирке садятся и сильно
мнутся. Поэтому в хлопковые ткани иногда добавляют полиэстер или лавсан.
Правила ухода за хлопковыми изделиями. Хлопок стирают при температуре 40 градусов в
машинке. Для одежды из цветного хлопка используют мягкие средства без отбеливателя,
для белого — обычные моющие средства. Если вещь сильно полиняла, то ее нужно
постирать в холодной воде. При машинной сушке такие изделия могут сесть. Лучше
сушить их мокрыми. Гладить можно утюгом высокой температуры с увлажнителем.
Шерсть
Шерсть отлично сохраняет тепло и практически не мнется. Но медленно сохнет. Такие
ткани бывают двух видов: шерсти, которая состоит из 90% шерстяной нити и
полушерсти, состоящейиз 20—90% шерсти и вискозы, капрона или лавсана.
Правила ухода за шерстяными изделиями. Стирают при температуре 15—30 градусов
только вручную мягкими моющими средствами. Замачивать или отбеливать шерсть
нельзя. Возможна химчистка. После стирки изделия из шерсти не выкручивают. Сушат в
расправленном виде, разложив на горизонтальной поверхности. Такую одежду гладят
через ткань при температуре в режиме шерсть.
Приложение № 4
Таблица значков по уходу за одеждой