Школа пения

Содержание

1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
2. Содержательный раздел
2.1. Учебный план
2.2. Содержание учебной программы
2.3. Система оценки достижения планируемых результатов
2.4. Календарный учебный график
3. Организационный раздел
3.1. Методическое обеспечение программы
3.2. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет ресурсов
3.3. Материально-техническое обеспечение программы
3.4. Кадровое обеспечение программы
4. Приложения
4.1. Приложение 1
4.2. Приложение 2

1. Целевой раздел
1.1.
Пояснительная записка
Данная программа, разработана на основе программы «Звонкие голоса» Н. Н. Нохрина,
рассчитана на 2 года обучения. Относится к программам художественной направленности и
предполагает базовый уровень освоения. Предназначена для уча ихся, имею их базовые знания по
предмету.
ктуальность программы заключается в том, что е реализация отвечает задачам, поставленным
Федеральным законом об образовании «Дополнительное образование детей и взрослых направлено
на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных
потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совер енствовании, формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их
свободного времени» (Ф3 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 No 273 ст.75).
Программа ориентирована на развитие об ей и стетической культуры уча ихся, способствует
воспитанию художественного вкуса детей.
окал является одним из предметов, входя их в специальный цикл хоровых дисциплин, цель
которого - повы ение качества подготовки детей и рас ирение возможностей использования их в
развитии музыкальной культуры об ества. окальное пение оказывает боль ое влияние на
формирование личности ребенка, способствует рас ирению музыкального кругозора детей,
повы ает культурный уровень подрастаю его поколения, прививает детям чувство коллективизма и
товари ества.
Программа «Школа пения» адресована уча имся от 7 до 15 лет, проявляю их интерес и
стремление овладеть основами вокального искусства. Занятия проходят в форме занятия по 45
минут (3 часа), как индивидуально, так и неболь ими группами, где каждый ребенок пробует свои
силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.
Цель программы: формирование и развитие музыкальных способностей, художественного вкуса
и об ей культуры путем получения знаний, умений и навыков занятий окалом.
Для достижения цели необходимо ре ить следую ие задачи
Воспитательные:
- формировать всестороннее развитие личности средствами вокального искусства;
- прививать любовь, уважение, чуткое отно ение к музыкальному искусству;
- воспитать культуру исполнения музыкального произведения;
- привить навыки сценического поведения.
Развивающие:
- развивать вокальные навыки, музыкально- стетический вкус;
- развивать музыкальные способности и творческий потенциал детей;
- способствовать развитию музыкального слуха и чувства метроритма, памяти;
- развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения музыкального произведения;
Обучающие:
- дать представление о луч их образцах мировой вокальной культуры;
- познакомить с вокальными техниками исполнения музыкального произведения;
- формировать вокальный слух, индивидуальные певческие о у ения и слуховые впечатлениия,
развитие голосового аппарата;
- научить выполнять различные вокальные при мы и трихи;
- дать представление о ключевых понятиях средств музыкальной выразительности.
Большинство занятий строится по следующей схеме:
- Настройка певческих голосов комплекс упражнений для работы над певческим дыханием,
дыхательная гимнастика
- Распевки
- Пение вокализов
- Работа над произведениями
- нализ занятия
Количество обучаю ихся в группе до 15 человек. Численность обучаю ихся в разновозрастной
группе соответствует нормам СанПиН.

ЦЕЛЬ, З Д ЧИ И ПЛ НИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТ ТЫ ОБУЧЕНИЯ, ЦЕЛЕ Я УДИТОРИЯ
Цель программы – приоб ение обучаю ихся к искусству сольного пения и пения в вокальной
группе, развитие мотивации к творчеству; формирование высоких духовных качеств и стетики
поведения средствами вокального искусства. ходе достижения цели предполагается ре ение
следую их основных задач.
Обучающие:
- сформировать навыки певческой установки обучаю ихся;
- научить использовать при пении мягкую атаку;
- сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
- сформировать вокально-хоровые навыки пение без сопровождения, пение на 2 и 3 голоса, петь в
ансамбле слитно, согласованно;
- обучить при мам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля; сформировать стереотип
координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.
Развивающие:
- развить гармонический и мелодический слух;
- совер енствовать речевой аппарат;
- развить вокальный слух;
- развить певческое дыхание;
- развить преодоление мы ечных зажимов;
- развить артистическую смелость и непосредственность реб нка, его самостоятельность;
- развить гибкость и подвижность мягкого н ба;
- рас ирить диапазон голоса;
- развить умение держаться на сцене.
Воспитательные:
- воспитать стетический вкус обучаю ихся;
- воспитать интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
- воспитать чувство коллективизма;
- способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партн рами;
- воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность;
- воспитать высокие нравственные качества;
- воспитать готовность и потребность к певческой деятельности. озраст детей, участвую их в
реализации данной образовательной программы 5-18 лет.
Планируемые результаты
Предполагается, что в конце обучения обучаю иеся могут
- чисто интонировать, петь на дыхании;
- петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без
сопровождения инструмента, фонограммы;
- должен быть развит гармонический и мелодический слух, стетический
вкус.
Предполагается, что в конце 2-го года обучения обучаю иеся могут
- петь чистым естественным звуком, легко, нежно, звонко, мягко, правильно формировать гласные и
произносить согласные звуки;
- петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук; понимать, знать дириж рские жесты и
средства музыкальной выразительности; петь под фонограмму в группе и соло;
- уметь преодолевать мы ечные зажимы;
- уметь вести себя в коллективе.
ФОРМЫ, ПОРЯДОК И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ТТЕСТ ЦИИ И ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Используются следую ие виды контроля промежуточный и итоговый. Основной способ
контроля – педагогическое наблюдение. Подведение итогов проводится на открытых занятиях по
окончании тематических блоков (декабрь, май), в конкурсах, фестивалях, смотрах.

Формы и виды контроля
1й год обучения
ид контроля

Сроки выполнения

ходя ий контроль. Прослу ивание
Творческий отч т
Участие в концертных мероприятиях, конкурсах
муниципального уровня

Сентябрь
Декабрь
Январь-май

2й год обучения
ид контроля
Зачетное занятие «Песенные жанры» Отч т
полугодовой, годовой;
Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах
различного уровня

Сроки выполнения
ноябрь
январь, апрель

2. Содержательный раздел
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

2.1. Учебный план 1 г.об.
Название разделов, тем

Количество часов
сего

водное занятие
Певческая установка. Певческое дыхание
Музыкальный звук
Дикция и артикуляция
Спецства муз. выразительности
Разучивание репертуара
Итоговый контроль
Итого

3
21
21
12
18
138
3
216

Учебный план
2г.об.
Название разделов, тем

Практика

2
3
6
3
9
41

1
18
15
9
9
97
3
152

64

Количество часов
сего

водное занятие
Певческая установка. Певческое дыхание
Музыкальный звук
Дикция и артикуляция
Спедства муз. выразительности
Разучивание репертуара
Итоговый контроль
Итого

Теория

2
20
22
14
18
138
2
216

Теория
2
3
6
4
9
41
65

Практика
17
16
10
9
97
2
151

2.2. Содержание учебной программы
Краткое содержание 1 год обучения
1. Вводное занятие.
Теория Знакомство с детьми. Беседа о правилах поведения и технике безопасности на занятиях
вокалом.
Практика: прослу ивание.
2. Певческая установка. Певческое дыхание.

Теория Ознакомление с певческой установкой (посадка певца, положение корпуса, голова),
навыками пения, певческое дыхание, вокальные навыки и настройки, дыхание.
Практика дыхательные упражнения, звукообразование. Смена дыхания в процессе пения.
3. Музыкальный звук.
Теория Об ее понятие о музыкальном звуке высота, длительность, громкость, атака, сила звука,
динамические оттенки.
Практика упражнения на высоту, длительность громкость звука, звукообразование атака, сила
звука, динамические оттенки.
4. Дикция и артикуляция.
Теория Понятие – дикция, артикуляция. Особенности произно ения согласных и гласных звуков
при пении.
Практика упражнения на дикцию, артикуляцию. Пропевание согласных, гласных.
5. Средства музыкальной выразительности.
Теория Знакомство со средствами музыкальной выразительности – мелодия, ритм, темп, тембр,
динамика, регистр, мажорный и минорный лад.
Практика: упражнения на развитие музыкальной выразительности.
6. Разучивание песенного репертуара.
Теория Знакомство с музыкальным репертуаром, ознакомление с текстом,
Практика разбор произведения, распевки, вокально-хоровая работа, разучивание песенного
репертуара, работа над чистотой интонации, музыкальная игротека, песенное творчество.
7.Итоговое занятие.
Теория опрос.
Практика Итоговый контроль, участие в отчетном концерте.
Краткое содержание 2 года обучения
1.Вводное занятие. Повторение пройденного материала. нкетирование. Беседа о правилах
поведения и технике безопасности на занятиях.
Практика: входной контроль.
2.
Певческая установка. Певческое дыхание.
Теория правила певческой установки, выполнения вокальных упражнений.
Практика: работа над певческой установкой (посадка певца, положение корпуса, голова),
упражнения на певческое дыхание, дыхательные упражнения, звукообразование. Смена дыхания
в процессе пения.
3.Музыкальный звук.
Теория рас ирение понятия о музыкальном звуке высота, длительность, громкость, атака, сила
звука, динамические оттенки.
Практика упражнения на высоту, длительность громкость звука, звукообразование атака, сила
звука, динамические оттенки.
4.Дикция и артикуляция.
Теория правила установки – дикции, артикуляции, произно ения согласных и гласных звуков
при пении.
Практика упражнения на установку – дикции, артикуляции, произно ения согласных и гласных
звуков при пении.
5. Средства музыкальной выразительности.
Теория средства музыкальной выразительности – мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, регистр,
мажорный и минорный лад.

Практика
6.Разучивание песенного репертуара.
Теория работа с текстом.
Практика работа с текстом, распевки, вокально-хоровая работа, разучивание песенного
репертуара, работа над чистотой интонации, музыкальная игротека, песенное творчество.
7.Итоговое занятие.
Итоговый контроль, Обоб ение полученных знаний за год.
2.3.
Способы диагностики и контроля результатов
Диагностика: первичная (на первом занятии), промежуточная (декабрь), итоговая (май). Основной
способ наблюдение за выполнением упражнений.
Диагностика
Основные параметры
Период
Способ
Первичная
Степень интересов и уровень
сентябрь,
наблюдение
подготовленности детей к занятиям,
октябрь
природные физические данные каждого
ребенка, уровень развития об ей культуры
ребенка.
Промежуточная

Итоговая

ысокий уровень исполнения песенного
произведения, степень развития
интеллектуальных, художественно –
творческих способностей ребенка, его
личностных качеств
высокий уровень исполнения песенного
произведения, степень развития
интеллектуальных, художественно –
творческих способностей

декабрь

Концертная
деятельность;
конкурсы,
фестивали,

Май

Концертная
деятельность;
конкурсы,
фестивали,

Используются следую ие виды контроля промежуточный и итоговый. Основной способ
контроля – педагогическое наблюдение. Подведение итогов проводится на открытых занятиях по
окончании тематических блоков (декабрь, май), в конкурсах, фестивалях, смотрах.
Общие критерии оценивания результатов
- ладение знаниями по программе.
- ктивность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
- Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.
- Уровень воспитанности и культуры уча ихся.
- Творческий рост и личностные достижения воспитанников.
- Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов) Педагогические наблюдения.
- Открытые занятия с последую им обсуждением.
- Итоговые занятия.
- Концертные выступления.
- Конкурсы, фестивали, смотры.
ОЦЕНОЧНЫЕ М ТЕРИ ЛЫ
Критерии оценки деятельности обучаю ихся в об единении « окал» (по десятибалльной кале)
1 год обучения
Высокий уровень: Знание мелодии и текста попевок, распевок и дыхательных упражнений.
нимательное пение, способность улуч ить качество пения. Л гкость в исполнении попевок,
распевок. Умение
исполнить распевку в быстром темпе. Обучаю ийся знает особенности певческой дикции и
артикуляции. Соблюдает правила во время пения. Чисто интонирует мелодию, понимает
дириж рский жест.

Средний уровень: Знание мелодии и текста попевок, распевок и дыхательных упражнений. Не
всегда понимает, как можно улуч ить качество пения. Трудности в исполнении распевки в быстром
темпе. Обучаю ийся знает особенности певческой дикции и артикуляции. Соблюдает правила во
время пения. Чисто интонирует мелодию, понимает дириж рский жест.
изкий уровень: Обучаю ийся не знает мелодию и текст распевок, попевок. По т неуверенно.
Исполняет попевки и распевки только по партитуре. Правильно выполняет дыхательные
упражнения.
2 год обучения
Высокий уровень: Знание мелодии и текста попевок, распевок и
дыхательных упражнений. нимательное пение, способность улуч ить качество пения. Л гкость в
исполнении попевок, распевок. Умение исполнить распевку в быстром темпе.
Средний уровень: Знание мелодии и текста попевок, распевок и дыхательных упражнений. Не
всегда понимает, как можно улуч ить качество пения.
Трудности в исполнении распевки в быстром темпе.
изкий уровень: обучаю ийся не знает мелодию и текст распевок, попевок. По т неуверенно.
Исполняет попевки и распевки только по партитуре. Правильно выполняет дыхательные
упражнения.
3. . Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение. Поме ение для занятий должно быть достаточно
просторным. Музыкальный инструмент (фортепиано).
Перечень оборудования, инструментов и материалов.
Музыкальный инструмент, музыкальный центр, ноутбук, USB носитель.
Примерный репертуар: (вокальная группа)
«Тонкая рябина» народная песня
«У церкви стояла карета» народная песня
« х, мамочка» муз. . Флярковский, сл. Л. Дербен в
« напоследок я скажу» муз. . Петров, сл. Б. хмадулина
«Ч рное и белое» муз. . Колмановский, сл. М. Танич
«Как прекрасен тот мир» муз. Д. Тухманов, сл. . Харитонов
«Нам нужен мир» муз. Л. Сем нова, сл. О. Безымянной
«Праздник детства» муз. Л. Сем нова, сл. О. Безымянной
«Надо верить молодым» муз. . арламова, сл. И. Трубочкиной
«Топ по паркету» муз.
арламова, сл. Р. Паниной
« ремя», муз. . арламова, сл. Е Сырцовой
«Мечта» муз.
арламова, сл. О. Сазоновой
«Мы станичный запомним вечера» муз. . арламова, сл. И. Трубочкиной «Мотыл к» муз. .
арламова, сл. Р. Паниной
« асильковая страна» муз. . Осо ник, сл. Н. Осо ник
«Лети, лето» муз. и сл. Н. Осо ник
«Мы желаем счастья вам» муз. и сл. С. Намина
« месте песню запо м»
«Подари улыбку миру» муз. . арламова, О. Сазоновой
« альс Победы» муз. . арламова, Р. Паниной
«Праздник детства» муз. . арламова, сл. Р. Паниной
«Лягу ачий джаз» муз. . арламова, сл. . Кузьминой
«Зв зды молчат» муз. и сл. Д. Никольский
«Планета детства» муз. и сл. . Цветков
«Добрые дела» муз. М. Разумов, сл. . Фоломьева « ороны» муз. муз. и сл. И. Орехов
«Снова вместе» муз. и сл. . Цветков
«Письма» муз. и сл. К. Попов
«Господа офицеры» муз. и сл. О. Газманов

Примерный репертуарный план группа сольного пения
«Зачем то лето» муз. Костюк, сл. Степанов
«Утро туманное» муз. . база, сл. И. Тургенев
«Цветные сны» муз. М. Дунаевский
«Песенка о погоде» муз. . Петров, сл. Рязанов
«Новогодняя» из репертуара группы «Фабрика»
«Синий платочек» муз. Е. Петерсбурский, сл. М. Максимов
«На забытом берегу» муз. . Костюк, сл. Л. Рубальская
«Поздняя любовь» муз. . Костюк, сл. . Степанов
«Случайный вальс» муз. М. Фрадкин, сл. Е. Долматовский
«Журавли» муз. Я. Френкель, сл. Р. Гамзатов
«Мама – Мария» муз. и сл. . Губин
«Новогодняя ночь» муз. . Костюк, сл. . Степанов « етром стать» муз. и сл. Макsим
«Я в весеннем лесу» муз. и сл. Е. гранович
«Я люблю тебя» муз. и сл. К. Лель
«Куда уходит детство » муз. . Зацепин, сл. Л. Дербен в «Рома ки» муз. и сл. З. Рамазанова
«Зимний сон» муз. и сл. . Шевченко
«Жил да был брадобрей» муз. М. Дунаевский, сл. Н. Олев «Дорога добра» муз. М. Минков, сл. Ю.
нтин
«Облака» муз. . Шаинский, сл. С. Козлов
«Мама» муз. Я Кучерова, сл. О. Безымянной
«Луч ее слово на свете» муз. и сл. . Цветков
«Танго снежинок» муз. и сл. . Осо оник
«Лето про ло» муз. . Никуль ие, сл. . Ганин «Косолапый дождь» муз. . Осо ник, сл. Н.
Осо ник
«Не ругайся, мама» муз. . арламова, сл. Р. Паниной «Ты мне сни ься» муз. . арламова, сл. Р.
Паниной «Нет тебя со мною» муз. . арламова, сл.И. Трубочкиной «Звездоч т» муз. . арламова,
сл. Р. Паниной
«Качели» муз. . араламова, сл. Р. Паниной «Про альный звонок» муз. . арламова, сл. Е.
Сырцовой «Мой учитель» муз. . арламова, сл. И. Трубочкиной «Серебряный олень» муз. .
арламова, сл. О. Сазоновой «Новый год» муз. . арламова, сл. Р. Паниной «Рождество» муз. .
арламова, сл. О. Сазоной
Р.н.п. «Как по ли на и подружки»
«Пойду лук я полоть»
«У меня ль во садочке»
«По ягоды»
И. Брамс «Колыбельная»
Ц. Кюи «Зима», «Осень»
Ф. бт « окализы»
Баневич «Земля детей»
Г. Струве « от тогда ты пожалее ь, Кулакова»
. Зацепин «Ты слы и ь, море»
. арламов «Пять февральских роз»
. Салихова « нне»
. Салихова «Хевел»
Л. Марченко «Кискин блюз», «Джаз –вальс»
Л. Скрягина - "Калейдоскоп "
. Ципляускас - " льфы"
. Ермолов - "Три Желания"
Е. Зарицкая"Росиночка – Россия"
Рус.нар.песня "Русские сапожки"
. Тюльканов - "Песенка пиратки" . Ципляускас - "Белоснежка"
. Шаинский - "Песенка мамонтнка"
. Ермолов - "Руче к журчалочка"

Е. Зарицкая - "Раз ладо ка"
П.Чайковский «Детский альбом»
Н. Богославский «Майский вальс»
. Пахмутова « есна 45-го»
. Соловьев-Седой «Баллада о солдате»
3.2. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Список рекомендуемой нотной литературы
1. лябьев . «Романсы и песни», М. «Музыка», 1983 Бандина ., Попов ., Тихеева Л. «Школа
хорового пения», ып. 1. М.,1966 2. есна идет (песни и хоры на стихи
Ф.Тютчева, .Толстого,
. Майкова, .Фета). М «Музыка», 1989
2.Даргомыжский . «Русалка». М. «Музыка», 1984
3. «За праздничным столом» (сост. О. гафонов). М «Музыка», 1994
4. «Искорки», выпуск 20. Песни для до кольников (сост. .Модель, Н. Осетров-Яковлева). Л
«Советский композитор», 1990
5. «Кем быть». Песни для детей (сост. И.Мазнин), М. «Советский композитор», 1988
6. «Мирный день земли», театрализованное представление для кольников (сост. Г.Черный), М.
«Советский композитор», 1990
7. Пение в коле 1-3 классы. Пособие для учителей, вып.1. М.»Музыка», 1972
8. Сборник «Юный вокалист». / Сост. С. Сиротин. Русские народные песни.
ып. 2. –
Екатеринбург «Полиграфист», 1998.
9.Сборник «Юный вокалист». / Сост. Н. . Кутен ва. Произведения зарубежных и отечественных
композиторов для голоса в сопровождении фортепиано ып. 4. –Екатеринбург «МОСО», 2002.
10. Сборник «Юный вокалист». / Сост. . Баева. ып.5. – Екатеринбург «МОСО», 2009.
11. Сборник «Юный вокалист». / Сост. М.Назарова. ып.6. – Екатеринбург «МОСО», 2011.
12. Сборник вокальных произведений (сост. Н.Максимкова) Л «Учпедгиз», 1959
13. Сборник хоровых произведений (сост. М. Назарова). СПБ, 1998
14. Стогов . «Спасибо и пожалуйста». М.»Музыка», 2002
15. Русские народные песни для голоса в сопровождении фортепиано., М. «Музыка», 1989
16. Хрестоматия русской народной песни для уча ихся 1-7 классов. М. «Музыка», 1991
17. Хрестоматия по русской музыкальной литературе для 6-7 классов ДМШ (сост. .Смирнова,
. Самонов). М. «Музыка», 1974
18. Чайковский П. «Детский альбом» (слова .Лунина)
19. «Что услы ал композитор» (рассказы композиторов о своей музыке, сост. С.Тихая), вып. 4. Л.
«Советский композитор», 1988 г.
Список рекомендуемой методической литературы:
1. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение секреты вокального мастерства. – Изд. 2-е. – Ростов-на- Дону
«Феникс», 2007.\
2. Далецкий О. . «Самоучитель певца», М. «Композитор», 2003
3. Емельянов . . «Фонопедический метод развития голоса», Ленинград-1991
4. Струве Г. Хоровое сольфеджио. Методическое пособие для детских хоровых студий и
коллективов. 2-е, дополнительное и переработанное.
Москва «Советский композитор», 1988.
5.Трофимова С.Н. «Физиология голосообразования. Заболевания и гигиена голоса», Екатеринбург,
2007
3.4. Календарный учебный график
Год
обучения
2

Дата
начала
занятий
09.09.2023

Дата
окончания
занятий
30.05.2024

Кол-во
учебных
недель
36

Кол-во
дней
72

Кол-во
часов
216

Режим занятий

2/3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».